Развитие диалектических идей в античной философии



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                              Кафедра Филологии

             Направление подготовки (специальность):

             45.03.01 " ФИЛОЛОГИЯ"

Направленность (профиль) образовательной программы:

"Отечественная филология (русский язык и литература)"

     Реферат по предмету: История философии.

    На тему: «Общая характеристика античной философии».

 

 

Научный руководитель:(кандидат философских наук, доцент) Вахитов Р.Р.   Выполнил: студент (ка) 2 курса ОЗО Горбунова Л.Р.  

                                 УФА – 2020

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………..………………………….3

1. Основные формы материализма и идеализма в античной философии……..4

2. Развитие диалектических идей в античной философии………………….….8

3. Общая характеристика философии Древней Греции……………………….11

Заключение…………………………………………………………………….....17

Список использованной литературы……………………………………..…….18

 


Введение

 

Античной философией называют совокупность философских учений, зародившихся и получивших развитие в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э.

Античность создала сам термин «философия» и сформулировала ее принципиальную проблематику. В эту эпоху выделились основные философские направления: прежде всего материализм и идеализм, а также скептицизм и антискептицизм, эмпиризм и рационализм (в тенденциях), номинализм и реализм, этические гедонизм, утилитаризм, ригоризм. Именно поэтому важно изучать труды древних философов, поскольку именно на их основе и сложилась большинство современных философских учений.

В античной философии выработана первая историческая форма диалектики, что позволило выразить логические переходы категорий бытия и небытия, тождества и различия, прерывного и непрерывного, единого и многого, материи и формы, возможности и действительности.

За всю свою более чем тысячелетнюю историю античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания, за исключением, пожалуй, развитой философии истории. Непреходящей заслугой античной философии является всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как теории, разработка основных разделов философского знания, развитие системы понятий, а также постановка всех основных философских проблем. Ее влияние на последующую философскую мысль огромно.

В данной работе я рассмотрю понятия идеализма и материализма, как ключевые понятия в античной философии, исследую развитие диалектических идей в античной философии, а также дам общую характеристику философии Древней Греции.


Основные формы материализма и идеализма в философии античности

 

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.

Одним из самых первых и главных вопросов, которым задавались первые философы, был вопрос о природе мира. Античные мыслители задумывались о том, что лежит в основе мира, что от чего зависит, что причина, а что следствие?[4, стр.56]

Известно, что существует два рода явлений: материальные и духовные. В человеке существуют биологические и духовные процессы (2 вида реальности). Таким образом, возникает вопрос о соотношении этих реальностей.

Именно проблема первичности материального или духовного сознания привела к появлению трех философских течений:

1. Монистический подход. Монизм (от греч. monos- один, единственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет одно начало.

2. Дуалистический подход. Дуализм (от лат. dualis- двойственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет два начала. Его основоположником был Рене Декарт.

3. Плюралистический подход. Плюрализм (от лат. pluralis- множественный) - такое философское течение, которое в основу мира кладет много начал. Основоположник - Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Остановимся подробнее на первом подходе, поскольку именно его придерживались античные философы.

Итак, монистическое воззрение делится на две основные философские концепции или направления:

1). Материализм. Это такое философское течение, которое в основу мира кладет материальное начало.

Материализм является реалистическим мировоззрением, которое возникает из здравого смысла. Основной принцип материализма - принцип объективности, который вытекает из самой жизни. Этот принцип является необходимостью в повседневной жизни людей. Материализм стремится понять материальный мир «из него самого», не вводя никаких посторонних для мира факторов - бога, идеи и т.д.

Согласно концепции материализма [2, стр.175]:

•   Материя первична;

•   Материя реально существует;

•   Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто - либо или нет);

•   Материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

•   Сознание, дух, мышление есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя;

•   Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

•   Сознание определяется материей (бытием).

Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая в первую очередь методом мышления. Таким образом, в его содержании заключено то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с его формой связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма.

Основными формами материализма в историческом развитии философской мысли являются: античный материализм, исторический материализм, метафизический материализм Нового времени и диалектический материализм [2, стр.176]:.

В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, он способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. Критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков, и неоспоримо доказывается его истинность.

Первый этап развития материализма был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур).

Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук.

Общая черта древнего материализма состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего. В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в нее превращается. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит).

2). Идеализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет духовное начало.

Идеализм возникает как результат ощущения слабости человека перед силами природы и как результат разделения труда на умственный и физический [2, стр.177]. Умственный труд – привилегия господствующего класса. Из чего следует, что определяющую роль играет сознание, т.е. произошла абсолютизация творческой роли сознания. А физический труд – труд рабов. Гносеологические корни идеализма – сознание, оторванное от носителя, обладает особой творческой силой. Идеалисты считают, что первичной была идея, так как вещи конечны.

Формы идеализма [4, стр.57]:

 - Объективный идеализм – такое философское течение, которое в основу мира кладет такое духовное начало, которое не завит от человека (Платон, Гегель);

 - Субъективный идеализм – такое философское течение, которое признает первичным духовное начало и существует только человеческое сознание, а существование других объектов вне человеческого сознания под вопросом (Беркли, махисты).

Субъективные идеалисты исходят из идеи о том, что свойства вещей мы познаем посредством ощущений, т.е. нам известны не сами ощущения, а их свойства, которые являются единственным свойством нашего познания.

 - Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой реально существует сознание только одного человека.

 


Развитие диалектических идей в античной философии

 

Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Древневосточная, а также античная философия создали непреходящие образцы диалектических воззрений. Античная диалектика, основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершенного и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и покоя [3, стр.115]:.

Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная диалектика тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.

Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали.

Роль софистов и Сократа в истории диалектики велика. Именно они, отойдя от диалектики бытия ранней классики, привели в бурное движение человеческую мысль с ее вечными противоречиями, с ее неустанным исканием истины в атмосфере ожесточенных споров и погоней за всё более тонкими и точными мыслительными понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросо-ответной, разговорной теории диалектики, внесенный софистами и Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику [5, стр.26].

Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон под диалектикой понимал не только разделение понятий на четко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее. Замечательные образцы этого рода античной идеалистической диалектики содержатся в диалогах Платона [2 стр.179]. У Платона дается диалектика пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется здесь у Платона в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности. Всякая вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего другого.

Аристотель, превративший платоновские идеи в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии (как и ряд др. аналогичных учений), развил диалектику дальше. Аристотель в учении о четырех причинах - материальной, формальной, движущей и целевой - утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Учение Аристотеля о перводвигателе, который мыслит сам же себя, т. е. является сам для себя и субъектом и объектом, есть фрагмент все той же диалектики. Называя «диалектикой» учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости, Аристотель дает здесь диалектику становления, поскольку сама возможность только и возможна в области становления.

Стоики определяли диалектику как «науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах» и как «науку об истинном, ложном и нейтральном», о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п.

Сильно выражена тенденция к материалистической диалектике у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар): появление каждой вещи из атомов есть диалектический скачок, поскольку каждая вещь несет с собой новое качество в сравнении с теми атомами, из которых она возникает.

В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) вполне диалектична основная иерархия бытия: единое, числовая раздельность этого единого; качественная наполненность этих первочисел, или мир идей; переход этих идей в становление и т.д. [3, стр.117] Важна, например, концепция раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности космоса, о становлении и др. Диалектические концепции неоплатонизма часто даются в форме мистических рассуждений и схоластической систематики.

 

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!