Женщины, смотрящие представление («Дамы в голубом»). Фреска Кносского дворца



КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В характере культуры Древней Греции повторился неизменный закон: она не являлась чем-то случайным, наносным, а была проявлением сути народного духа, который сформировался именно в этой местности. Географические особенности Балканского полуострова: долины, невысокие округлые горы, оливковые и лимонные рощи у их подошв, изрезанная бухтами прибрежная полоса и огромное количество островов, постоянно маячивших перед глазами мореплавателей, -способствовали сближению человека с природой, а масштабы окружающего мир а, его простота и красота привели греков к пониманию соразмерности сил человека и природы. Отсюда и боги в их представлении были, как люди, наделены всеми человеческими слабостями. Эллины называли мир Космосом и считали его разумным и управляемым законами.

Влияние благодатной праздничной природы сказалось всюду: в науке, архитектуре, пластике, философии, в самом складе ума греков. Особенность эллинского мышления - анализировать все, что вызывало их удивление, а затем просто, рационально объяснять - обусловила развитие реалистического изобразительного искусства, прежде всего скульптуры и соразмерной пропорциям человеческого тела архитектуры.

В процессе своего развития древнегреческое искусство пережило несколько этапов. К II тысячелетию до н.э. относится древняя минойская, или кносская, культура, названная так по имени легендарного царя Миноса или его знаменитого дворца в Кноссе на о. Крите. Минойская цивилизация процветала до середины XV в. до н.э., когда она оказалась неожиданно уничтоженной вулканической катастрофой, а Крит был захвачен пришельцами - ахейцами.

Развитие ахейского общества в XVI-XIII вв. до н.э. проходило под влиянием минойской цивилизации, но по названию одного из наиболее важных городских центров - Микен - древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской.

Троянская война оказалась последним событием всей крито-микенской, или эгейской, цивилизации, облегчившим проникновение в Грецию дорийцев. Дорийское завоевание привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Период в истории Эллады в XI-VIII вв.. до н.э. считается «темными веками», однако его называют еще гомеровским, по имени жившего в то время гениального древнегреческого аэда[1] Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея».

На время с середины VIII до конца VI в. до н.э. приходится архаический период, существенной чертой которого было возникновение в географически обособленных районах Эллады самостоятельных городов-полисов, формировавшихся вокруг акрополя или святилища, с прилегавшей к нему сельскохозяйственной округой.

В тот же период недостаток земли заставил большинство полисов развивать торговлю и осуществлять широкую территориальную экспансию, названную «великой колонизацией», сопровождавшуюся бурным развитием искусства.

Наивысший культурный расцвет Древней Греции - классическая эпоха, длившаяся в течение V-IV вв. до н.э., - был связан с окончанием греко-персидских войн, выдвинувших Афины в число наиболее сильных полисов. Эта эпоха делится на периоды ранней классики (первая половина V в. до н.э.), высокой классики (449-421 гг. до н.э.) и поздней классики (конец V-IV в. до н.э.).

Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы Ахеменидов положило начало эпохе эллинизма, охватившей период III— I вв. до н.э.

КРИТО-МИКЕНСКИЙ (ЭГЕЙСКИЙ) ПЕРИОД

Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли во второй половине XIX в., а о богатейшей культуре о. Крита лишь догадывались по греческим мифам о Тезее и Минотавре.

Могущественный царь Крита Минос за убийство своего сына обложил тяжелой данью Афины, которые каждые девять лет должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, чудовищу с туловищем человека и головой быка. Настал день, когда на Крит был отправлен сын афинского царя Эгея Тезей. Корабль благополучно прибыл к острову, и несчастных отвели в Лабиринт, дворец с бесконечно запутанными переходами, из которого невозможно было выбраться. Но дочь Миноса Ариадна влюбилась в Тезея и тайно дала ему острый меч и клубок ниток, чтобы по нити, привязанной у входа, найти обратный путь.

Реальный смысл мифов стал очевидным, когда англичанин Артур Эванс раскопал на Крите в Кноссе огромный дворец. Впоследствии такие же дворцы, но меньших размеров, были обнаружены еще в двух местах. Поскольку дворец как бы вырастал из холма и частично был «встроен» в него, большую роль играли внутр енние лестницы, которые связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами. В нижнем ярусе находились ремесленные мастер ские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые, складские помещения, где хранились в огромных пифосах съестные припасы. Во втором ярусе располагались интимные покои царя и царицы, ванные комнаты, сокровищница. Парадные помещения: тронный зал, зал для зрелищ, зал для игры с быками - группировались вокруг большого двора. Таким образом, наружу выходили только глухие стены, а «фасад» был обращен внутрь.

Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в расположении жилых, парадных и хозяйственных зон. Так как уловить какую-либо систему в их планировке почти невозможно, дворец был воспринят как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты, характерные для лабиринта Дедала, усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только через световые колодцы в потолке и других источников освещения не было.

Основным изображением в кносском дворце была двойная секира: она присутствовала в орнаменте на стенах, изображалась в руках у богов и молящихся, принимала от людей жертвоприношения. Такая секира с двусторонним лезвием, символом плодородия, называлась на Крите labrys, а лабиринт, очевидно, означал «дом двойного топора», являясь, таким образом, историческим названием кносского дворца.

Изобразительное искусство Крита достигло небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Упругий, пронизанный движением орнамент в виде спиралевидных завитков или волн, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими, был особенно характерен для искусства критян. Движение волн, порывы ветра, надувающие паруса кораблей, вечная стихия, окружавшая критских художников, обусловливали в их искусстве динамичные композиции.

В пейзажных композициях основными темами росписей являлись море с рыбами, заросли кустарников с яркоперыми фазанами, могучими быками, грациозными козочками, вертлявыми обезьянами.

Критяне любили изображать всевозможные процессии и стремились правдиво передать движение человеческих фигур. На одной из фресок художник показал критянина, схватившего мчащегося быка за рога и собирающегося прыгнуть ему на спину. На другой верно переданы позы и внутренний ритм беседующих элегантных дам с длинными прядями черных волос, одетых в декольтированные платья с пышными рукавами. Очень жизненно изображение жреца, идущего по цветущему лугу.

Женщины, смотрящие представление («Дамы в голубом»). Фреска Кносского дворца

 

 Но все человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона: ноги и лицо показывались в профиль, плечи - развернутыми в фас, глаз -смотрящим прямо на зрителя. Такой же условностью, в угоду господствующей моде, являлось изображение мужчин чрезмерно худощавыми с очень узкой талией и слишком развитыми мускулами. Однако изображение природы было настолько реалистично, что человеческие фигуры воспринимались как неотъемлемая ее часть и почти не портили общего впечатления.

От эгейского периода сохранилось также множество предметов мелкой пластики: статуэтки женщин со змеями в руках, божества, заботящиеся о благосостоянии дома, всевозможные сосуды.

Извержение вулкана на Крите в XV в. до н.э. и успешный исход войны с Троей в пользу ахейцев обусловили перемещение культурных центров с Крита на Пелопоннесский полуостров. Археологические раскопки обнаружили много памятников, дающих представление об особенностях культуры ахейцев. Царские дворцы Тиринфа и Микен располагались на холмах, а не на равнине, как критские, и были обнесены высокими «циклопическими» стенами, сложенными из огромных каменных глыб. В стенах располагалась сложная система галерей, ходов, ведущих к продовольственным и оружейным складам, цистернам для воды. Украшенные рельефами ворота ахейских цитаделей напоминали Львиные ворота микенского дворца Агамемнона, которые были украшены каменной плитой с изображением львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!