Индустриализация общественного производства



Индустриализация общественного производства, начина­ется с XVIII столетия, века Просвещения. Это находит выра­жение в росте городов, развитии предпринимательства, по­вышении уровня технической культуры общества. Культура

Нового времени поворачивается к человеку. Разрабатывают­ся новые, более совершенные формы организации обще­ственной жизни в экономике, политике, нравственно-правовой сфере. В искусстве появляются новые художественные стили — сентиментализм и романтизм.

Дух практицизма, деловитости, утилитаризма, порожденный буржуазным предпринимательством.

Он проникает в европейскую культуру Нового времени. Протестантизм (стра­ны Северной Европы) утверждает приоритет этики труда, добросовестного отношения к семье, к собственности. Природа становится ареной деятельности человека, а он — ее хозяином.

Небывалый рост авторитета научного знания.

«Знание — сила» — эта фраза принадлежит Ф.Бэкону. Знание рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается, аграмотность становится общей культурной нормой. Закладывается фундамент классической европейской философии в трудах Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дидро, Канта, Фихте, Гете.

6. Ускоренный темп технического прогресса особенно характерен для культуры XIX века. Происходят многочисленные научные открытия, развивается горнорудное дело, станкостроение. Появление новых материалов (цемент, бетон) и металлоконструкций придает невиданный темп городскому строительству. Налажена передача электричества на большие расстояния. Пароходы, железные дороги, телеграф, телефон, пищущая машинка, а к концу XIX века кинематограф, радиосвязь, автомобиль — меняют условия коммуникации людей. В науке XIX века разрабатывается классическая система знаний, основанная на математике и механике. В художествен­ной литературе главным направлением становится реализм.

 

Культура XVII века.

В XVII веке в странах Западной Европы интенсивно раз­винается общественная мысль. В трудах Г.Гоббса — «Осно­вы естественного права и политики» и Дж.Локка — «Два трактата об управлении» сформированы основные нормы раннебуржуазного государства. Последний выступает в своих трак­татах за создание конституционного правительства на основе суверенитета народа.

XVII век — век формирования классической буржуазной морали. Протестантизм освящал успехи в мирских делах, считал добросовестный труд условием снисхождения божьей благодати и стал духовно-нравственной основой Нового времени. Этика труда, пусть и с религиозной окраской, стимулировала человеческую свободу, рыночные отношения, элементы буржуазного предпринимательства.

Уровень науки Нового времени определяется именами Лейбница, Ньютона, Декарта, Галилея, Кеплера. Эти ученые начали научную революцию. При этом подход к науке был иным, чем в средние века. Не схоластика и мистика (на чем настаивала церковь), а опыт, научный эксперимент стали оп­ределяющими в деятельности ученого. «Знание — сила», — такой подход к науке сформулировал Ф.Бэкон — родоначаль­ник науки Нового времени. Созданы алгебра, геометрия, волновая теория света и т.д.

Экономика Европы XVII века базировалась на мануфак­турах и использовании энергии водяного колеса. Усилилось разделение труда, развивалась кооперация. Начинается пе­реход на использование в производстве каменного угля. Фактами европейской жизни становятся фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. В торговый оборот включа­ются богатства колоний.

В XVII веке изобретен винтовой пресс, появились пружин­ные и маятниковые часы, широко распространено книгопечатание. Социальная структура общества постепенно изме­няется: потерявшие землю крестьяне превращаются в арен­даторов, ремесленники — в работников мануфактур, часть дворянства обуржуазивается. В Англии появляются фермеры, класс буржуазии численно растет.

В XVII веке интенсивно развивается европейская философская мысль. Декарт создает рационалистическую теорию познания, объявляет разум критерием истины. Ф.Бэкон утвер­ждает, что целью познания является природа, и человек при­зван господствовать над ней. И.Ньютон доказывает с помощью опытов главные положения материального устройства мира.

В художественной культуре XVII века формируются национальные школы. Искусство Франции, Испании, Нидерландов приобретает неповторимые национальные черты.

В политическом отношении Западная Европа ХVII века пред­ставляет пеструю картину. Маленькие, но очень богатые Нидерланды задают тон политическим процессам. Голландия — круп­нейшая провинция Нидерландов, становится буржуазной рес­публикой, где к власти впервые приходит буржуазия.

В Англии происходит буржуазная революция (1640-1688), влияние которой на политические процессы в Западной Ев­ропе было огромным. Кромвель привел к победе буржуазных пуритан, а казнь короля Карла I потрясла королевские дома Европы.

Во Франции расцвела абсолютная монархия. XVII век для Франции — это век Людовика XIV, короля-Солнца, которо­му принадлежит известная фраза: «Государство — это Я!». Версальский двор становится эталоном роскоши и вкуса для всей Европы. Один монарх, один закон, один король — такой принцип осуществляют французские короли.

В то же время XVII век — век религиозных войн. Это тридцатилетняя война кальвинистов и католиков во Франции, которая унесла тысячи жизней. Это и чудовищная резня «Варфоломеевской ночи» (столкновение пуритан с католиками), и религиозные войны в Англии.

 

Культура эпохи Просвещения.

XVIII век вошел в историю общественной мысли как эпо­ха Просвещения, как век разума. Разум и Просвещение — основные лозунги эпохи. В то же время это и «галантный век» (Франция). Франция стала гегемоном духовной жизни Европы, а просветительские идеи охватили также Англию, Германию, Италию, Россию. Кризис абсолютизма, буржуазные революции, распространение философских знаний подготови­ли рождение новой культуры. Это выражалось в новом понимании самого человека, которого, как считали просветители, можно изменить к лучшему.

Отличительная черта идеологии Просвещения — надежда на человеческий разум и гармонию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала.

Франция дало миру таких просветителей, как Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, Вольтер.

В Англии это — Кавендиш, Филдинг, Дж. Уатт.

В Германии — Лессинг, Гете, Шиллер, Кант.

В России — Ломоносов, Радищев.

В XVIII веке быстро сменяются технологии и достижения, доминирует городская культура, природа представляется человеку, как арена преобразующей, творческой деятельности. Новое понимание культуры как духовного творчества людей входит в массовое сознание западной цивилизации.

Авторитет науки и знания поднимается эпохой Просве­щения на небывалую раннее высоту. Великие французские просветители — Вольтер, Дидро, Руссо дали новое толковании философско-эстетических категорий, таких как красота, гармония, вкус. Эти философы дали образцы всеобъемлющего анализа художественного процесса, отдельных видов и жанров искусства. Эстетический фактор во всех аспектах художественной культуры становится определяющим.

В частности, Вольтер в статье «Вкус» выдвигает положение об исторической изменчивости культуры народов в зависимости от переживаемых ими исторических событий. Искусство рассматривается им как мощное средство преобразования мира. Вольтер видит в искусстве школу морали, могучее средство просвещения и пропаганды новых идей.

Дени Дидро является самым разносторонним представи­телем французского Просвещения. Он основатель и создатель знаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел». Дид­ро соединяет в себе талант философа, теоретика искусства, художественного критика и писателя. Его повесть «Племянник Рамо» получила широкую известность.

Культура Немецкого просвещения представлена творче­ством молодых немецких писателей творческого объедине­ния «Буря и натиск». Это И.Г.Гердер, И.В.Гете, Ф.Шиллер, Ф.М.Клинкер и другие. Они в своих работах обосновали принципы:

• исторического подхода к искусству;

• зависимости искусства от природной и социальной среды;

• национальной художественной культуры, свойственной каждому народу;

• убежденности в наступлении «золотого века» искусства.

Творчество поэтов «Бури и натиска» признано оптимиз­мом, верой в возможности человека, обращенностью к индивидуальным переживаниям людей.

В искусстве XVIII века классицизм приобретает новые черты. Он тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, идеалами политической свободы и национальной независимости. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, он тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, с народной культурой различных европейских стран. Имена Ф.Шиллера (драма «Братья-разбойники»), И.Гете («Фауст»), Ж.Л.Давида (полотно «Свобода на баррикадах») Моцарта, Баха, Бетховена гремят по всей Европе. Д.Дефо издает свой знаменитый роман «Робинзон Крузо», в котором создает образ энергичного человека будущей буржуазной эпохи.

Во второй половине XVIII века в искусстве формируется сентиментализм — художественное течение, которое провозглашает естественное чувство определяющим моментом жизненных ценностей. Английский писатель Л.Стерн публикует «Сентиментальное путешествие», герои которого — про­стые люди, представлены эмоционально-насыщено, слезливо, участливо. Ж.-Ж.Руссо в духе сентиментализма создает роман «Новая Элоиза», Н.Карамзин повесть «Барышня-Крестьянка» (и «Крестьянки могут любить»). Мотивы сентиментализма звучат в творчестве Гете, Шиллера, Ричардсона, а в русской литературе в творчестве Н.Львова, В.Жуковского. Излюбленные жанры писателей-сентименталистов — дневники, путевые заметки, элегии, романы, насыщенные исповедями и нравоучительными установками.

В культуре XVIII века закладываются основы утилитарной морали. («Что полезно, то и добродетельно» И.Бентам),

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!