Контакт и взаимодействие культур
Лекция 6. Культура Нового времени.
План.
Временные рамки и характерные черты эпохи Нового времени.
Культура XVII века.
Культура эпохи Просвещения.
Западноевропейская культура XIX века.
Временные рамки и характерные черты эпохи Нового времени.
Временные рамки культуры Нового времени XVII—XIX вв. В это время западноевропейская культура приобрела такую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и получила статус «Новоевропейской» культуры. Зародышем этой культуры стала Реформация, которая положила конец монополии католической церкви на посредничество человека с богом. Английская революция XVII века и французская XVIII века ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и ее культуры.
Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства и отличается одним общим ориентиром на развитие личности. Ее общие черты — гуманизм и антропоцентризм, рационализм и европоцентризм.
1. XVII век вошел в культуру Европы как «век революционной критики феодализма» в Нидерландах и Англии, рационалистической критики схоластики во Франции и других странах.
2. XVIII век — век Просвещения в то же время «галантный век», век проверки идеалов Просвещения, век великой французской и американской революций.
3. XIX век — эпоха расцвета буржуазной культуры, «полнота времен» и противоречий.
|
|
Отличительными чертами культуры Нового времени в целом являются следующее:
Многонациональность и многоязычность
В Европе XVII века наблюдается подъем национальных культур, латынь средних веков уступает место национальным языкам: английскому, французскому, испанскому, итальянскому и т.д. В каждой европейской стране складываются оригинальные художественные школы и литературные течения барокко и классицизм.
Искусство барокко распространено преимущественно в католических странах (Италия, Испания, Франция). Оно отличается динамичностью, вниманием к чувственному началу. Изображение чудес, видений, религиозных экстазов в искусстве барокко используется для того, чтобы подчеркнуть пышность и блеск государства и мест обитания, приближенных к Королевскому двору. (В живописи — это П.-П.Рубенс, Буше, в архитектуре — Л.Бернини, в музыке — Моцарт). На картинах художников барокко пышнотелые дамы, мускулистые мужчины, роскошные обеденные столы с яствами, развевающиеся узорчатые ткани одежд дворянской знати. В литературных произведениях — вычурность слова, витиеватость, запутанность. В архитектуре — пышная отделка фасадов дворцов знати, декоративность, ассиметричность построек, помпезность.
|
|
В тоже время барокко — это кризис ренессанского гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, порыв к неведомому, Демонстрация роскоши, богатства, которые становятся синонимом общественной устойчивости. Отсюда театральный блеск, монументальность, мистика и фантастичность. Это находит выражение в культовой архитектуре, в декоративной живописи и скульптуре, в парадном портрете, а позже — в натюрморте и пейзаже.
Классицизм (теоретики Н.Буало и Ф.Малерб).
Ориентировался на античность, ее идеалы красоты. Классический — значит образцовый, а таким было искусство Древней Греции и Рима. Но теперь классицизм требует соблюдения обязательных канонов: правило трех единств в литературе, колонны и портики в архитектуре; образцовые телосложения героев живописи и скульптуры; сюжетов из греческой и римской мифологии и истории; тщательной отделки формы художественных произведений. Классицизм — это ясность, четкость, простота, симметрия, пафос гражданского подвига. Идеалом становится гражданин, совершающий подвиг при усмирении хаотического общества, верный долгу, подчиняющий чувства и страсти разуму. Классицизм стал культурой дворянства и дал объяснения дворянским привилегиям: «благородному сословию они дарованы за беззаветное служение государству » ( Мушкетеры А.Дюма — слуги короля).
|
|
Классицизм как художественно-стилевое течение импонирует абсолютистским государством, так как прославляет идею величавого порядка («Государство — это я» — сказал Людовик IV), строгой соподчиненности, внушительного единства. Гражданская направленность, нравственный пафос, героически возвышенное начало — все это в теории и практике и классицизма отвечает интересам и идеологии королевских домов Европы.
Особенно широко классицизм распространен во Франции. В литературе это творчество Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Буало. В живописи — картины Н.Пуссена и придворных художников, в архитектуре — парковый и архитектурный ансамбль Версаля.
В XVII веке складывается еще одно направление в искустве - реализм. В протестантской Голландии — это реалистическая живопись таких художников, как Рембрандт, Халс, Рейнсдал, Вермер. В Испании — творчество Риберы, Сурбарана, Эль Греко, а в литературе оформляется национальная школа в лице Сервантеса и Лопе де Веги.
Контакт и взаимодействие культур
Контакт и взаимодействие культур явились решающими факторами культурного прогресса Европейской культуры Нового времени. Ширится взаимообмен культурными достижениями европейских государств, и это позволяет Европе занять ведущее положение в мире.
Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!