Натурфилософия эпохи Возрождения



 Философия Возрождения пересматривает средневековое отношение к природе. Настоящий мировоззренческий переворот эпохи Возрождения проявился также во взглядах на мироздание Николая Коперника (1473-1543) и Джордано Бруно (1548-1600). Гелиоцентрическая теория Н. Коперника, полностью отрицала средневековые теологические представления о Вселенной и месте человека в нем. Она открывала принципиально новые пути для развития естествознания, в частности физики и астрономии. Д. Бруно, развивая гелиоцентрическую теорию, выдвинул идею бесконечности Вселенной и множественности в нем миров, стоял на позициях пантеизма, Бога во всей природе. Он считал, что природа и есть Бог в вещах. Д. Бруно сформировал основной принцип естествознания, переживало период становления: Вселенная единственный, бесконечный, он не порождается и не уничтожается, не может уменьшаться или увеличиваться. Новое видение мироздания требовало поиска и обоснование адекватного метода познания действительности. Следует сказать, что в целом концепциям мыслителей Возрождения была присуща диалектическая тенденция. Так, философы Возрождения развивали мысль о единстве природы и взаимодействие всех ее составляющих, признавали вечность движения и изменение бытия, высказывали гениальные догадки о внутренние противоречия и их борьбу как главную причину движения. Диалектические тенденции в философии свойственны, в частности, Николаю Кузанскому (1401-1464) (принцип сходимости противоположностей), Дж. Бруно (сходимость противоположностей в максимуме и минимуме). Но пантеистический характер философии Возрождения отражался на ее методологии. Так, вопрос о движении и его источники решался большинством философов Возрождения. Хотя они переносили причину движения в саму материю, но считали, что она является неотъемлемым от материи разумным началом. В гносеологии Возрождения иногда допускалось как компромисс познания через веру. А некоторые мыслители, например, Мишель Монтень, Пьер Шаррон, выступая против слепого доверия к авторитету теологии, привносили в теорию познания элементы скептицизма. Однако скептицизм был направлен, прежде всего, против "абсолютных истин", которые выдвигались теологами, и отнюдь не отрицал способности человека познать окружающий мир. Несмотря на элементы признания возможности познания через веру, определенного скептицизма, "двойственности истины" и т. п., философы Возрождения в основном стояли на позициях материалистической теории познания. Их точка зрения относительно познания сводилась к следующим положениям. Во-первых, возможность познания окружающего мира таким, как он есть, во-вторых, действие внешнего мира как источника познания на органы чувств, воспринимающие и перерабатывающие это деяние, в-третьих, отрицание любой нематериальной субстанции, управляющей процессом познания человека; в-четвертых, признание и утверждение силы разума и логической деятельности, без которых нельзя достичь истинного знания. Мыслители Возрождения подвергают пересмотру также средневековые взгляды на общество. Развитие новых производственных отношений, появление нового класса - буржуазии требовали создания сильной единого национального государства, способной преодолеть феодальный сепаратизм и экономическую изолированность. Делаются первые попытки теоретического обоснования идеи гражданского общества, независимого от религиозно теологических установок.

Социально-философская мысль эпохи Возрождения

Во взглядах на государства выделялось два основных направления. Представитель одного из них Ла Боэси (1530-1563) выступал против абсолютизма, проводил мысль о том, что короли узурпировали права, которые принадлежат народу, выступал не только против монархического, но и против любого государственного устройства, основанного на эксплуатации. Идеалом государства считал государство, которое сочетает в себе традиции отстаивания городских вольностей (прав) с идеями народного суверенитета. Второе направление, представителем которого был Никколо Макиавелли, яркий представитель итальянского Ренессанса (1469-1527), обосновывал необходимость сильной монархической власти, абсолютизма. Макиавелли считал идеальным устройством республику как выразителя народного суверенитета. Но он понимал, что в тех условиях только сильная власть светского государя, которая не считается с любыми нравственными традициями и церковными учениями, способна привести к национальному объединению и создать новое государство.  В основном произведении «Государь» Макиавелли рисует образ идеального правителя. Он считает, что к действиям правителя нельзя подходить с нравственными мерками, правителя можно судить только по тому, насколько он своими действиями добивается желаемых результатов. Таким образом, оказывается, что жестокость, убийство, коварство, измена оправданы, если этого требуют политические интересы. Для Макиавелли политика и нравственность представляют собой две разные сферы человеческой деятельности, с разными задачами и законами. В политике цель оправдывает любые средства, необходимые для ее достижения (макиавеллизм). В то же время Макиавелли отстаивает идеал деятельной добродетели, активности, смелости, умения согласовать свои действия с обстоятельствами и противостоять Фортуне. Макиавелли критикует христианскую нравственность за пассивное отношение к жизни и нежелание противостоять злу.

Творческое наследие не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот лицемерия на почву и превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой – до искусства возможного.

 

Таким образом, характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек - важнейший объект философского рассмотрения, центральное звено всей цепи космического бытия. Для этой эпохи характерна обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, главной чертой которой стала идея гуманизма, отстаивания принципа творческой активности, самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А. К. Дживелегов. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется. В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма. Но, безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь, прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке.

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!