Гуманистическая мысль эпохи Возрождения



Лекция 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающийся разных сторон природного и социального бытия, оказав большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.  Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определять их связи и точки соприкосновения. По выражению голландского философа, историка Игана Хейзинга (1872 – 1945), эпоху Возрождения можно назвать «осенью Средневековья».

Общая характеристика эпохи

XV-XVII вв. в истории философской мысли принято называть эпохой Возрождения (по фр. Ренессанс). Этот термин употребляется для обозначения периода возрождения античной культуры под влиянием существенных перемен в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы.

 Возрождения зарождается и развивается в Италии (XIV - первой половине XV в.) Процесс угасания, начинается с середины XVI в. В Германии быстрый подъем ренессансного культурного движения приходит к концу XV – первой трети XVI в. Во Франции Возрождение охватывает XVI в., в Англии и Испании - конец XV - начало XVII в.

Полная и последовательная эволюция эпох Возрождения проходила в Италии. В целом эпоха Возрождения - мощное культурное движение в пределах XIV - начале XVII вв.

Возрождения возникло, во-первых, на почве достижений средневековой цивилизации, в частности, периода позднего средневековья, когда феодальное общество достигло наивысшего развития и претерпело больших изменений. На этот период приходится начало интенсивного книгопечатания. В области культуры усиливается борьба за освобождение философской мысли от догматов церкви, появляются новые знания и течения, которые не укладывались в средневековую философско-богословскую систему. Все эти явления готовили почву для прогрессивного переворота, которым и стало Возрождения. Однако переворот не был универсальным, он не охватывал социально-экономические факторы и в основах феодального строя существенно ничего не менял. Вторым фактором, который сыграл огромную роль в становлении и развитии культуры Возрождения, была культура Античности. Отсюда пошло и название эпохи, ее культурные деятели сумели отдавать античное наследие и предоставить ей большого практичного значения. Следует упомянуть, что Средневековье также обращалось к античности, особенно с XII в., но унаследовало от нее лишь отдельные элементы. В новую эпоху, эпоху Ренессанса, усвоения античности имело совсем другой характер, ее возрождение стало целью и сутью новой культуры. Античность воспринималась как высший авторитет, идеал человеческого совершенства, в свете которого оценивалась современность. Сильнее античность повлияла на образование, философию и литературу.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Некоронованный правитель Флоренции Козимо Медичи – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ такому яркому явлению культуры эпохи Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека, главной целью социального и культурногоразвития и отстаивает ценность человека как личности.

Античность сказалась на формировании ведущей идейной течения эпохи Возрождения - ренессансного гуманизма. Между гуманизмом и неоплатонизмом Ренессанса существовала не только единство, но и тождество. Зачинателем гуманистического движения считается итальянский общественный деятель и демократ Колюччо Салютати (1331-1404). В новой культуре, кроме ренессанса античности, в значительной мере находит отражение социально-экономическое и духовное содержание средневековья. В области философии наблюдается сложный, непоследовательный, часто противоречивый характер философских взглядов. Поэтому крайне сложно определить определенную систему взглядов, более-менее стали направления или философские течения того периода. Даже взгляды отдельных философов страдают иногда двойственностью, отсутствием определенной определенности.

В целом философия Возрождения не является каким-то повторением, копированием античной философии, а существенно отличается от нее. С другой стороны, новая философия, хотя и противопоставляет себя средневековой схоластике, несет на себе отпечаток средневековой культуры, и ей присущи определенные черты, не свойственные Античности. Объясняется это, во-первых, непостоянством социально-экономического строя в ведущих странах Западной Европы. Это был переходный период от одной (феодальной) формации к другой, буржуазных производственных отношений. Характеризуется он неопределенностью социально классовой структуры, а отсюда - неоднородностью идеологических установок. Во-вторых, теоретические источники философии Возрождения слишком разнообразные и не ограничиваются лишь античной культурой. Период Возрождения на первое место ставит Платона, а не Аристотеля.

 Философия Платона направляется против католической теологии и авторитета Аристотеля. В схоластическому его толковании, широко влияет на утверждение философского идеализма в его новой, освобожденной от средневековой схоластики форме и открыто выступает против материалистических тенденций в философии. В то же время учение Платона, в частности его этические и эстетические взгляды, использовались для обоснования незыблемой единства духовного и телесного и направлялись против официального религиозного учения об умерщвлении плоти и вечной греховности человека. Философия Возрождения не отказывается также и от философии Аристотеля, но очищенной от средневековых искажений. Сторонники аристотелизма стремились развивать его материалистические тенденции, позаимствовав многое у натурфилософов, стихийных диалектов и этических учений эпикурейской школы и стоицизма. Одним из источников философии Возрождения стали средневековые ереси, которые были своеобразной идеологией. Ереси подрывали средневековую церковную догматику, официальную религиозную идеологию, расчищали путь антицерковным идеям мыслителей Возрождения. На формирование философии Возрождения, бесспорно, имели существенное влияние также передовые тенденции в средневековой философии вообще. Подразумевается номинализм, рационалистические и эмпирические тенденции в теории средневековой философии. Но особое влияние имела восточная, в частности арабская философия, для которой характерна сильная материалистическая тенденция, а также научные достижения арабов в области естествознания, которые распространялись в Западной Европе в XII-XIII вв.

Наряду с этими предпосылками развития своеобразной философии Возрождения способствовали также и великие открытия (особенно гелиоцентризм Коперника) и изобретения, которые были сделаны в то время.

Гуманистическая мысль эпохи Возрождения

 Философия Возрождения ставила и стремилась решить важные философские проблемы. В целом философское мышление этого периода принято называть антропоцентрической, в центре внимания которого был человек, тогда как античность сосредоточила внимание на естественно космическом жизни, а в средние века в основу брался Бог и связанная с ним идея спасения. Отсюда - характерная черта мировоззрения эпохи Возрождения: ориентация на искусство.

 Термин «гманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). Понятие "гуманизм" в философской литературе употребляется в двух значениях. В широком смысле - это система идей и взглядов на человека как высшую ценность. В более узком - это прогрессивная течение западноевропейской культуры эпохи Возрождения, направлена на утверждение уважения к достоинству и разума человека, его права на земное счастье, свободное выражение естественных человеческих чувств и способностей.

Носителями нового мировоззрения были люди разного социального состояния, прежде горожане, изучали философию, а также поэты, художники. Объектом их изучения стал человек, все человеческое. Отсюда и название этих деятелей - гуманисты. В эту эпоху меняется представление о человеке. Человек теперь рассматривается как гармония души и тела. Средневековые представления о порочности, слабости, греховности тела отбрасываются, происходит реабилитация человеческой телесности. Художники и скульпторы Возрож­дения изображают человеческое тело как прекрасное, совершенное, величе­ственное и видят в этом свою преемственность по отношению к античному искусству. Человек осознает себя неповторимой личностью, венцом творенья, Философы в это время подчеркивают, что человек создан «по образу и подобию Божьему», то есть в определенном смысле он является богоподобным. Оправданием человеческого бытия признается творчество, – способность создавать новое. Именно как творец человек уподобляется творцу – Богу. Если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической. Ведь именно с помощью искусства изображается ценность человека. Именно человек с и телесностью чувство впервые в эпоху Возрождения осознается и изображается такой, какой она есть: не носителем греховности, а как высшая ценность и онтологическая реальность. Развитие производства, новые общественные отношения требовали новой, инициативного человека, который чувствовал бы себя не частицей, представителем определенного социального положения или корпорации, а самостоятельной личностью, представляет саму себя. Формируется новая самосознание человека, его активная жизненная позиция, появляется ощущение личной силы и таланта. Идеалом человека эпохи Возрождения является ее разносторонняя деятельность. Возникает тип культурного, гуманистического индивидуализма, который ориентируется не на практическую экономическую деятельность (буржуазный индивидуализм), а на культуру. Приоритетным в иерархии духовных ценностей становится не происхождение или богатство, а личные достоинства и благородство. Целью жизни выступает теперь не спасение души, а творчество, познание, служение людям, обществу, а не Богу. Итак, одной из характерных черт эпохи Возрождения является также ее гуманизм. Мировоззренческой направленностью Возрождения было открытие само ценности человеческой личности, гуманистическая направленность познания. Человек чувствует такую самостоятельность, которую она не имела ни в античности, ни в средние века. В эпоху Античности человек считался природным существом, поскольку ее сущность, поведение определялось ее природой и активность человека. В средние века утверждалось не только создание Богом человека, но и дальнейшая ее судьба. Характерной была уверенность в греховности человека и испорченности человеческой природы и как следствие этого - потребность в божьей благодати для своего спасения. Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Пико делла Мирандола (1463-1494) именно так понимал человека. Бог, создав человека и сделав ее центром мира, обратился к ней с такими словами: "Не даем мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоим решениями. Образ остальных творений определен в пределах законов, которые мы установили. Ты беспрепятственно определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя отдаю ". Для того чтобы как можно полнее провести аналогию между богом и человеком, философ Пико делла Мирандола утверждает, что бог сотворил человека не до конца, чтобы человек мог стать творцом самого себя. Человек должен сам определить свою судьбу и выбрать себе место в мире. Этим он отличается от всех прочих природных существ, жестко закрепленных в своих «экологических нишах». Человек – не часть природы, а господин над всей природой. Человек наделен Богом бесценным даром свободы. Однако в эпоху Возрождения осознание человеком собственной индивидуальности имеет тенденцию превращаться в индивидуализм, а признание достоинства и величия человека – в самообожествление. Бог дал человеку свободу воли, он сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек не просто природное существо, он создатель самого себя и этим отличается от остальных природных существ. Человек становится хозяином природы вследствие осознания себя творцом собственной жизни и свободы. Значительную роль в утверждении нового взгляда на человека сыграла социальная группа людей, которая называлась в Италии гуманистами. Основным смыслом своей жизни они считали занятия философией, литературой, древними языками, изучения произведений античных авторов и др. Своим образом жизни, своей деятельностью гуманисты стремились утвердить новую систему духовных ценностей. Согласно новой системе, в общественной жизни на первое место выдвигались личные достоинства, собственное достоинство, а не происхождение, принадлежность к обществу, богатство или власть.

В эпоху Ренессанса идеалом человека становится всесторонне развитая творческая личность, наделенная сознанием собственной силы и чувством собственного достоинства.

В этике на смену средневековому аскетизму приходит гедонизм – ут­верждение наслаждения в качестве высшего блага и предназначения человека, критерия человеческого поведения. Одной из разновидностей гедонизма в эпоху Ренессанса было эпикурейство. Эпикурейцами называли себя после­дователи древнегреческого философа Эпикура. Эпикурейцы проповедовали культ наслаждения и пользы. Они считали, что если Бог подарил человеку прекрасное и совершенное тело, то человек обязан заботиться о нем, хранить его. Вместо средневековой этики самопожертвования приходит индивидуа­листическая этика самосохранения. Человек рожден для наслаждений, он зас­луживает вкушать все радости жизни, наслаждаться роскошью и богатством, но при этом разум должен руководить человеком при выборе наслаждений. В случае следования разумным наслаждениям (в рамках умеренности и доб­родетели) человек будет долго наслаждаться в своей земной жизни и его наслаждения продлятся в жизни загробной, в раю. Этика наслаждения не стала эффективным регулятором человеческого поведения в эпоху Возрождения, которая прославилась упадком нравов, аморализмом. Культура выступает главным критерием личного благородства и достоинства. Отсюда - проповедь гуманистами индивидуального совершенствования путем приобщения к культуре.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!