Исследовать СЭиПП — это значит определить:



1)их сущность и реальное содержание, т.е. то, что они пред­ставляют собой в действительности, объективно;

2)тенденции, т.е. устойчивую направленность развития изуча­емых процессов;

3)присущие им противоречия и т.о. выявить проблемы их функционирования и развития в сложившихся условиях;

Социальные силы (классы, другие социальные группы), в интересах которых развиваются те или иные СЭиПП

Понятие социальных изменений. Прежде всего надо уяснить, в каком смысле в социологии употребляется понятие «социальные изменения», каково его социологическое содержание. Для этого необходимо сделать два уточнения.

Во первых, понятие «социальные изменения» для нас, россиян очень непривычно, а более привычно понятие «социальное pазвитие». Онокультивировалось у нас многие годы и в общественных науках, и в практической политике. Разумеется, оно имеет право на существование, поскольку характеризует важные моменты социальной реальности.

Но понятие «социальное развитие» характеризует лишь определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, со­вершенствования и т.д.

Однако существует множество других со­циальных изменений , которые невозможно признать изменения­ми в сторону совершенствования, как, например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период, пере­ходное состояние и т.д. Это просто изменения, непосредственно не несущие в себе ни положительного, пи отрицательного смысла, они не направлены ни в сторону прогресса, ни в сторону регресса.

Исходя из этих соображений, в социологии предпочтительнее в качестве ключевого исходного использовать понятие «социаль­ные изменения», которое не содержит оценочного компонента, охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен без­относительно к их направленности, Это понятие фиксирует сам факт социального изменения в той или иной области, факт сдви­га, перемены в широком смысле.

Во-вторых, социальные изменения нельзя понимать как вооб­ще любые изменения, происходящие в обществе. Необходимо де­лать различие между общественными и изменениями, т.е. измене­ниями, относящимися к любой сфере — экономичес­кой, политической, духовной и непосредственно социальными изменениями. Поэтому когда мы говорим о социальных измене­ниях в социологическом смысле, то имеются в виду нe любые изменения, происходящие в любой сфере экономической, поли­тической, технологической, либо в обществе вообще, а только лишь
изменения в той сфере, которая является предметом социологии.
Строго говоря, это изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, ин­ститутов, организаций, их взаимодействий.

Таким образом, понятием социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящиев течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться: на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи); на уровне организаций и институтов (образова­ние, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их со­держания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп (в России в частности, сейчас изменяется состав рабочего класса крестьянства, возникают новые социальные группы — предприниматели), на социетальном и глобальном уров­нях (миграционные процессы, экономическое и технологическое
развитие одних стран и застой и кризисное состояние других, эко­логическая и военная угроза
существованию человечества и др.).

Виды социальных изменений. Рассмотрим более подробно, ка­кие же социальные элементы подвержены изменениям. По этому признаку можно выделить четыре вида социальных изменений.

1. Изменения, касающиеся структур различных социальных
образований, или структурные социальные изменения. Таковы,
например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногам­ная, многодетная, малодетная), в структуре любой другой общнос­ти — малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в струк­турах социокультурных ценностей и др.

К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов (торговли, системы образования, науки, религии), социальных организаций и др.

2. Изменения, затрагивающие социальные процессы. С опре­деленной долей условности этот вид можно назвать процессуальными социальными изменениями. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей, общностей, институтов и организаций; общностей, институтом, организаций и личностей, индивидов.

Это — отношения солидарности, напряженности, кон­фликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно нахо­дятся в процессе изменений.

3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. Так, в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации произошли существенные изменения в функциях законодательной и исполнительной власти страны. Федеральное собрание как парламент страны в значитель­ной мере отличается и по структуре, и по функциям от прежнего парламента — Верховного Совета.

4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллек­тивной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очевидно, что характер потребностей, интересов, мотиваций в поведении и деятельности индивидов, общностей, различных групп не остается неизменным. Например, при построении рыночной и экономики существенно меняется мотивационная сфера огром­ных масс населения. На первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание.

Нетрудно видеть, что все эти виды изменений тесно связаны
между собой:
изменения одного вида с необходимостью влекут за
собой изменения других видов, скажем, за структурными изменениями следуют изменения функциональные, за мотивационными - процессуальные и т.д.

Более того, при анализе реальных социальных изменений подчас бывает очень трудно отграничить один вид изменений от другого или от других. Тем не менее это необхо­димо стараться делать, ибо их дифференциация дает возможность более четкого, конкретного понимания социальной действитель­ности и тех реальных сдвигов, которые в ней происходят. Вместе с тем следует иметь в виду, что соотношение социальных измене­ний с другими изменениями — культурными, экономическими и т.д. — имеет весьма сложный характер. Изменения в одной сфере общества не ведут автоматически к изменениям в других сферах.

Среди источников социальных изменений выделяют: внешние по отноше­нию к социальной системе (природные, биологические, пси­хологические), так и внутренне присущие ей - теории соци­ального конфликта определяют в социальных изменениях решающую роль кон­фликта, марксизм причиной социальных изменений считает социаль­ные противоречия, структурный функционализм видит ис­точник социальных изменений во взаимодействии различных подсистем или их элементов.

Имеется существенное различие между понятиями «со­циальное изменение» и «социальное развитие». Коротко говоря, это различие сводится к тому, что понятие «социальное изме­нение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направ­ленности. Понятие «социальное развитие» — иного характера. Оно применяется для обозначения процессов совершенствова­ния, улучшения, усложнения. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность.

Обычно социальное развитие как реальный процесс характе­ризуют тремя взаимосвязанными чертами — необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и каче­ственных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность — ту линию или линии, по которым соверша­ется накопление. Закономерность — процесс накопления не случайный, а необходимый. Принципиально важная характери­стика социального развития — промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некото­рой цепочки социальных изменений. Результатом процесса раз­вития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной груп­пы, социального института, организации и всего общества).

Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или со­циально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Представляется, что можно выделить прежде всего следующие критерии. Во-первых, соци­альное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по своей структуре объекты явля­ются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие озна­чает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современ­ное общество, обладающее многоотраслевой промышленно­стью, многочисленными системами государственного и обще­ственного управления, учебными заведениями и научными уч­реждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет соби­рательства, охоты или земледелия, то становится очевидной ог­ромная разница в степени сложности и развитости этих двух ти­пов обществ. В-третьих, важным критерием социального разви­тия социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности их деятельности.

Социальное развитие предполагает также увеличение возмож­ностей удовлетворения многообразных потребностей (материаль­ных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп насе­ления и отдельных индивидов. В этом смысле важнейшее значе­ние имеет, например, социальное развитие предприятия, на котором они работают. В таком случае имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но прежде всего улуч­шение условий труда и отдыха, повышение уровня материаль­ного благосостояния, социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образователь­ного уровня и т. д. Не меньшее значение имеет и социальное развитие района, города, региона, всего общества. В таком слу­чае в социологии используется понятие «социальная инфра­структура». Как показано в литературе, это устойчивая совокуп­ность материальных и вещественных элементов, создающих ус­ловия для рациональной организации деятельности людей, их полноценного отдыха, культурно-образовательного развития. Сюда входят системы охраны и безопасности труда, системы торговли, здравоохранения, образования, связи и информации, транспорта и т. д. Важно подчеркнуть, что развитие самой соци­альной инфраструктуры предполагает использование норматив­ного подхода, который требует сравнения ее реального состоя­ния в том или ином районе (предприятии, области, обществе в целом) с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Такое сравнение дает возможность определения уровня развито­сти (или отставания) социальной инфраструктуры.Но еще более важным показателем и критерием социального развития общества является развитие самого человека, его личности.

Эволюционизм XVIII — первой половины XX в. в своих наиболее радикальных вариан­тах полагал, что социальная эволюция как цепь общественных изменений носит линейный, однонаправленный характер, с неизбежностью ведет к беспредельному прогрессу, что такой принцип эволюции универсален, распространяется почти на все социальные явления, что направление социальной эволюции в общем предсказуемо.

Реальный ход событий в мире, особенно в последние деся­тилетия, показал, что нелинейное видение социальных изме­нений и социального развития более соответствует наблюдае­мым процессам в обществе. Что оно означает?

Во-первых, схематическая последовательная цепь соци­альных изменений может выстраиваться не в одном, а в раз­ных направлениях. Иными словами, «точка изменений» — би­фуркация — это такая поворотная точка, после которой изме­нения и в целом развитие могут идти не в прежнем, а в совершенно новом, даже неожиданном направлении.

Во-вторых, нелинейность социальных изменений и соци­ального развития означает наличие объективной возможности многовариантной последовательности событий. В жизни прак­тически всегда существуют альтернативные варианты измене­ний и развития. В связи с этим субъект изменений находится в ситуации совершения выбора, и он становится ответственным за выбранный вариант.

В-третьих, цепочка социальных изменений вовсе не имеет направленности только в сторону прогресса, совершенствова­ния или улучшения. От «точек изменения», которые могут сформироваться в самых неожиданных местах, движение мо­жет пойти в разные стороны, вплоть до регресса, упадка, разрушения.

Наконец, нелинейный характер социальных изменений оз­начает, что в этих изменениях всегда следует предполагать по­следствия предвидимые и непредвидимые, предсказуемые и непредсказуемые, желаемые и нежелаемые. Практическая жизнь показывает, что изменения второго ряда встречаются, к сожалению, гораздо чаще.

Конечно, акцентирование нелинейности изменений и раз­вития в обществе не отвергает саму общую идею социальной эволюции как идею изменчивости социальных систем — соци­альных институтов, общностей, процессов и т. д. Вопрос в том, как представлять эту эволюцию в науке, с помощью каких те­орий, моделей, понятий. И еще один вопрос, особенно акту­альный для современного российского общества, — это воп­рос сознательного, продуманного выбора собственной страте­гии не просто выхода из того жесточайшего кризиса, который поразил страну, а выбора той стратегии, которая послужит ос­новой социального развития российского человека, народа и государства на длительную перспективу.

В социологической и близкой к ней социально-философской литературе сложились две крайние точки зрения на проблему прогресса в истории общества. Одна заключается в утверждении абсолютности и не­избежности прогрессивного развития общества в целом и мно­гих отдельных его сфер. Как уже говорилось, эволюционисты XVIII — начала XX в. доказывали, что прогресс носит всеоб­щий характер и проявляется в развитии производительных сил, в науке, технике и технологии, в политической, социаль­ной и духовной сферах жизни общества. Прогресс неостановим, колесо истории вспять обратить невозможно, прогрессивная тенденция пробьет себе дорогу через все препоны. Отсюда дела­лись и делаются абстрактно-оптимистические выводы о светлом будущем, хотя, как правило, никто не представляет, в чем оно заключается и какими конкретными путями и способами мо­жет быть достигнуто.

Другая крайность — своего рода специфическая реакция на предыдущую систему взглядов — состоит, по существу, в отри­цании возможности научной постановки вопроса о социальном прогрессе, в отрицании самой возможности говорить на языке науки о более высоком качестве одних форм социальной жизни и институтов по сравнению с другими.

Противоречивый характер социального прогресса проявля­ется и в том, что развитие многих социальных структур и про­цессов, явлений, объектов ведет одновременно к их продвиже­нию вперед в одних направлениях и к отступлению, возвратам назад в других направлениях; к совершенствованию, улучше­нию в одном и деструкции, ухудшению в другом, к их про­грессу в одних отношениях и к регрессу или тупикам в других отношениях.

Оценку характера социальных изменений производят и по их результатам. Конечно, оценки могут быть и субъективными, но могут основываться и на достаточно объективных показате­лях. К субъективным оценкам можно отнести такие, которые исходят из желаний, стремлений, позиций отдельных групп или слоев населения или даже отдельных личностей. Главную роль тут играет удовлетворенность социальных групп проис­шедшими или происходящими изменениями. Если то или иное социальное изменение имеет негативные последствия для по­ложения, статуса некоторой (допустим, небольшой) группы, оно обычно и оценивается ею как ненужное, неправильное, даже антинародное, антигосударственное. Хотя для других групп и большинства общества оно может иметь важное положительное значение. Но бывает и наоборот, когда от измене­ний выигрывает меньшинство, а проигрывает явное большин­ство. В любом случае представители выигравшей группы будут оценивать результаты изменений как положительные, а проиг­равшие — как отрицательные.

Что касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся дискуссии между представителя­ми разных социологических школ и направлений. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе и о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе», говоря философским языком. Не менее важны и другие их сто­роны — их обращенность к человеку, группам, обществу в це­лом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафикси­ровать сам факт социальных изменений и социального разви­тия, определить их виды, выявить движущие силы и т. д. Задача еще и в том, чтобы обнажить их гуманистический (или антигу­манистический) смысл — ведут ли они к благосостоянию че­ловека, его процветанию или ухудшают уровень и качество его жизни.

Социолог должен стремиться находить более или менее объективные показатели для оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса или регресса. Как пра­вило, в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных показателей, которая может служить основой для оценки. Так, в ИСПИ РАН была разработана обстоятельная «Система социальных показателей российского общества». Она была разделена на четыре группы по сферам общественных от­ношений: собственно социальную, социально-политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную. В каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измере­ния: социальные условия как объективные данные, определя­ющие «фон» общественных отношений; социальные индикато­ры как количественные характеристики общественных отно­шений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики об­щественных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отно­шений позволяет выделить 12 измерительных подсистем, кото­рые могут служить основой системной оценки уровня развития каждой сферы общественных отношений и общества в целом.

В течение последних десятилетий в разных странах происхо­дит активное развитие систем социальных, демографических, экономических, других статистических показателей и число таких показателей, выраженных в стоимостной (денежной), натуральной, комбинированной и другой форме, достигает уже нескольких сотен. При этом наряду с разработкой отрасле-. вых показателей осуществляется их синтезирование, объедине­ние для оценки общего уровня социального развития страны и для целей международных сопоставлений. Так, в Госкомстате России разрабатывается система единой социально-демогра­фической статистики, которая может быть представлена в виде крупных отраслевых блоков, соответствущих стандартам меж­дународных сопоставлений: демографическая статистика; ок­ружающая среда, урбанизация, жилищные условия; здравоох­ранение и питание; образование; экономическая деятельность населения; социальные группы и мобильность населения; до­ходы, потребление и благосостояние; социальное обеспечение; досуг и культура; использование времени; общественный по­рядок и безопасность; социальные отношения; политическая деятельность. Система таких показателей может служить осно­вой комплексной оценки уровня социального развития того или иного общества и тех возможностей, которые оно предо­ставляет для развития самого человека.

Социальное изменение, как уже говорилось, — это весьма ши­рокое понятие, которое означает просто перемену движения соци­ального бытия в социальном времени и социальном пространстве. В данном понятии не фиксируется ни направление (вектор) соци­ального движения, ни оценка его качества. В этом смысле у социо­логов нет каких-либо разногласий. Они появляются, когда заходит речь о социальном прогрессе и его отношении к социальному из­менению.

Понятие «общественный прогресс» означает результат социального развития, предполагающий повышение на­учного и технологического знания, экономической производитель­ности и сложности социальной организации. Эти достижения включаются в понимание прогресса как его составные элементы и основания в той мере, в какой они способствуют установлению более совершенных форм общественной жизни и развитию лично­сти. Таким образом, сегодня все больше утверждается гумани­стическая концепция социального прогресса, главным критерием и целью которого является человек, его благосостояние, развитие и самоактуализация.

Таково понимание общественного прогресса в современной социологии. Однако по вопросу о наличии самого прогресса в со­циальной жизни существуют две противоположные концепции: 1) признающая идею прогресса и 2) отвергающая ее.

 

Теории, признающие идею прогресса. К ним относятся прежде всего теория эволюционизма и концепция известного американско­го социолога Т. Парсонса (1902-1979).

Уже в XVIII в. французский социальный философ А. Кондорсе (1743-1794) в своей работе «Эскиз исторической картины прогрес­са человеческого разума» писал о существовании законов истори­ческого развития и верил в прогресс и способность разума изме­нить мир на рациональных началах. По его мнению, социальный прогресс зависит прежде всего от всеобщего образования и роста научного знания.

Своей концепцией Кондорсе оказал большое влияние на взгля­ды французского социолога Огюста Конта (1798-1857"), девизом которого было — «Порядок и прогресс». Конт свое учение об обще­ственном развитии (социальную динамику) прямо назвал «теорией общественного прогресса». В связи с этим он сформулировал закон трех стадий социального прогресса развития человечества, в осно­ву которого положил интеллектуальный прогресс.

Начиная с Кондорсе и Конта, исследование социального про­гресса и эволюции общества становится приоритетным направ­лением в классической социологии. В связи с этим известный со­циолог П. Сорокин писал, что главной целью и главной задачей представителей общественной мысли в XVIII-XIX в. «были от­ыскание и описание этих "вечных законов прогресса и эволюции» и разработка основных стадий или фаз, которые проходит этот про­цесс, все более реализуясь во времени»[3].

Действительно, идеи прогресса и закономерного развития об­щества присутствуют у таких главных представителей классиче­ской социологии, как Карл Маркс (1818-1920), Герберт Спенсер (1820-1903), Эмиль Дюркгейм (1858-1917) и Макс Вебер (1864-1920), хотя за основу прогресса они брали различные факторы:

—возрастающую дифференциацию и одновременно интегра­цию структуры общества (Спенсер);

—уровень развития материального производства (Маркс);

—увеличение возможности для индивидуальной свободы в рамках общества «органической солидарности» (Дюркгейм);

—модернизацию различных сфер социальной жизни (Вебер).

В XX столетии концепцию социального прогресса утверждали неоэволюционисты, одним из видных представителей которых яв­ляется Т. Парсонс. Важнейшим критерием социального прогресса, по Парсонсу, является увеличение «общей адаптивной способно­сти общества».

Концепцию социального прогресса сегодня поддерживают и различные теории индустриального и постиндустриального общества. Критерием прогресса в них выступают такие факторы, как уровень технологического развития, степень модернизации, превращение науки в производительную силу общества и т. д.

Конец XIX — начало XX в. можно назвать триумфом идеи про­гресса. В это время царит дух оптимизма, веры в то, что успехи научного и технологического знания приведут к благосостоянию людей, улучшению всей общественной жизни, человечество осво­бодится от невежества, нищеты и несправедливости. При этом классическая концепция прогресса опиралась на теорию одноли­нейного развития.

Теории, отвергающие идею прогресса. Методологическим основанием этих теорий является утверждение многолинейной концепции развития. Как уже говорилось, она обосновывает вариа­тивный и вероятностный характер общественного процесса, а вме­сте с этим отрицает и социальные законы и социальный прогресс.

Одним из первых с позиции отрицания идеи прогресса высту­пил немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844-1900), выразивший критику рационализма и гуманизма. Всякая историческая истина, по его мнению, — это лишь иллюзия, и никакой объектив­ности социального знания нет и быть не может. Этой концепцией Ницше повлиял на ведущих теоретиков постмодернизма (особен­но на М. Фуко и Ж. Дерриду).

Идею прогресса отвергают также такие социологи, как Вильфредо Парето (1848-1923), Роберт Михельс (1876-1936) и др. Так, для Парето история — это бесконечная «циркуляция элит», постоянный цикл их обновления и замены. А общественная жизнь изменяется не закономерным образом, а на основе действия осно­вополагающих нерациональных психологических сил.

С критикой теории прогресса выступил также немецкий социо­лог Фердинанд Теннис (1855-1936). С его точки зрения, процесс изменения общества от традиционного общинного {Gemeinschaft) к современному индустриальному обществу (Gesellschaft) не улуч­шил, а ухудшил условия жизни людей, ибо на место личностных, человеческих отношений традиционного общества пришли отно­шения безличные и инструментальные.

Разочарование в прогрессе породили и конкретные историче­ские события XX столетия: Первая мировая война, возникновение фашизма, Вторая мировая война, угроза ядерного истребления в годы холодной войны и т. д. Сегодня к такого рода явлениям мож­но отнести терроризм, конфликты на религиозной почве, отрица­тельные последствия человеческой деятельности на окружающую среду и т. д. Уверенность в непрерывном прогрессе у многих сме­нилась скептицизмом. Остались в прошлом социальные проекты, ориентированные на светлое будущее, а самой идеи прогресса на­несен ощутимый удар.

В последней четверти XX столетия эта разочарованность и скептицизм нашли свое выражение и в теоретической критике идеи прогресса. Особенно заметно она проявилась в теории пост­модернизма. Основными представителями этого направления яв­ляются Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Р. Рорти и др.

Главные положения социологии постмодернизма связаны с критикой основных постулатов модернизма и выражаются в сле­дующем:

—отрицание веры в научную рациональность;

—отрицание каких-либо устойчивых и тем более абсолютных ценностей;

—отрицание значения и смысла идей;

— отрицание мира как объективной реальности и т. д. личностей.

Несмотря на все трудности и противоречивость позиций в понимании социального прогресса, на имеющиеся сомнения и пес­симизм по отношению к нему, многие представители социальной мысли полагают, что понятие прогресса сохраняет свою ценность. И, по нашему мнению, это единственно правильная позиция.

Действительно, признание идеи прогресса и самого реального прогресса имеет эвристическое значение и оптимистический со­циальный смысл. Прогресс, его ценности и идеалы (благо, добро, справедливость, красота и т. д.) являются ориентирами социаль­ных изменений как для человечества, так и для каждого нормаль­ного человека. Без этих ценностей и идеалов теряются сами смыслы истории и существования личности. Помимо этого, идея прогресса и необходимость ее утверждения имеют интегративное значение. Под знаменем прогресса всегда объединялись самые передовые со­циальные силы.

Актуальность идеи прогресса и его реальность выражаются также в утверждении общечеловеческих ценностей и естествен­ных прав и свобод человека, поскольку их реализация отвечает интересам всех (или по крайней мере большинства) людей. Так, вероятно, мало кто будет возражать против наличия социаль­ного прогресса в увеличении продолжительности жизни, в от­казе от войн как средства разрешения конфликтов, расширении прав и свобод человека, утверждении гражданского общества и т. д. А между тем это и есть реальные факторы социального прогресса.

К критериям прогрессивных процессов следует отнести и каче­ственное улучшение основных факторов социальных изменений:

—окружающей среды;

—структуры народонаселения;

—экономического фактора;

—повышение уровня и качества жизни человека;

—степень распространения инноваций во всех сферах жизне­деятельности общества;

—улучшение социокультурных условий жизни человека и т. д.
Помимо названных можно было бы указать на многие другие критерии социального прогресса. Но, как подчеркивают многие авторы, основной и универсальный интегративный критерий про­гресса связан с его гуманистическим смыслом. Всякое социальное изменение является прогрессивным, если оно приводит к возвыше­нию человека, способствует его самоактуализации и имеет своим результатом повышение уровня благосостояния и качества жизни личности.

 

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!