Необходимость общей теории государства и права. История развития науки теории государства и права в России



Теория государства и права как особая наука возникла на рубеже Х1Х –ХХ в.в. из потребности преодолеть разобщенность отраслевых и иных юридических наук, поднять на новый, более высокий уровень знания о политико-правовой сфере жизни общества. Обосновывая необходимость такой науки, известный русский правовед И.В.Михайловский писал, что при взгляде на пестроту правовых явлений и множество изучающих их правовых наук, может сложиться впечатление хаоса. Отсюда, делает вывод автор, «логическая неизбежность такой науки, которая ставила бы себе задачей изучение на какой-нибудь одной части явлений правовой жизни, а всей совокупности этих явлений в их органическом единстве, которая стремилась бы найти гармонию в кажущемся хаосе разрозненных специальных наук». Действительно, каждая отраслевая или иная юридическая наука в рамках своего предмета изучает отдельную сторону государства или права. И хотя в совокупности они охватывают все стороны, аспекты государственно-правовой действительности, но простая их сумма не дает еще целостной картины государственно-правовой организации общества. Ни поодиночке, ни все вместе взятые юридические науки не в состоянии обеспечить изучение государства и права как сложноорганизованных систем, познание их общих закономерностей. Опираясь на этот факт, другой классик русской юриспруденции Н.М. Коркунов отмечал, что «именно в правоведении с особенной силой чувствуется потребность в обобщающей системе. Дело в том, что мы… не можем наблюдать право в его целом. Небесный свод с его звездами или тело животного мы воспринимаем как одно целое. Не так в праве. Тут непосредственному наблюдению доступны лишь отдельные законы да отдельные юридические сделки, и только с помощью научного синтеза мы соединяем эти отдельные элементы в целостное представление юридического порядка, права как особого фактора общественной жизни». Задача теории, по его мнению, - «извлечь общие начала права» из накопленного специальными юридическими науками эмпирического материала, выйти за рамки юридической энциклопедии – простого описания государственно-правовых явлений, обобщить все знания об этой сфере жизни человеческого общества. Аккумулируя данные всех юридических наук, «переплавляя» их в теоретические формулы, юридические абстракции – конструкции и понятия, теория государства и права стала общей правовой теорией всей юриспруденции. Вот почему ей принадлежит ведущее место в системе правоведения.

До начала ХIХ века общеправовые вопросы были предметом философии права. Однако параллельно с философией права юридическое обучение неизменно включало вступительный курс, объяснявший будущим правоведам как римскую, так и более позднюю правовую терминологию, юридические понятия и правовые институты в целом. В историю юриспруденции этот курс вошел как «энциклопедия права».

Как энциклопедия права, так и философия права, считавшиеся обобщенными знаниями о праве, являлись обязательными предметами для юридических факультетов. Но в конце XIX века энциклопедия права утрачивает свои позиции и превращается в своеобразное «введение в юридическую специальность». Это связано с отсутствием у данной дисциплины как предмета, так и метода исследования. По сути, эта наука содержала в себе все то, что более подробно раскрывается в отраслевых юридических науках. Это делало излишним существование либо самой энциклопедии права, либо отраслевых юридических наук.

Конечно, энциклопедия права не может быть признана наукой в современном понимании. Однако энциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридических понятий, информацию о действующем законодательстве, весьма полезны и необходимы для всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования. Общие первичные знания о государстве и праве нужны и будущим юристам. Поэтому ныне курс энциклопедии права трансформировался в учебную дисциплину под названием «Введение в юридическую специальность». Она изучается во многих юридических учебных заведениях страны.

В то же время философия права также оказалась неспособной дать целостное знание о праве, поскольку оставалась лишь умозрительной наукой о юридическом мышлении, пренебрегающей конкретным юридическим материалом. Очевидная недостаточность философии и энциклопедии права породила новую дисциплину – общую теорию права, обобщающую эмпирический материал отраслевых юридических дисциплин.

Основы отечественной теории права как самостоятельной науки изложены в сочинении М.Н. Капустина «Теория права. Общая догматика» (1868) , а затем Н.М. Коркунова «Лекции по общей теории права» (1886). Н.М. Коркунов к числу условий развития права отнес и государство. Поэтому его «Лекции» можно считать первым учебником по теории государства и права. Таким образом, с конца XIX века теория государства и права институционализируется и становится базовой, методологической дисциплиной.

Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, А.Н. Хвостова, И.В. Гессена, П.А. Сорокина и других. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: В. Виндельбанда, Г.В.Ф. Гегеля, Глюка, Г. Еллинека, Р. Иеринга, И. Канта, А. Лассона, Г. Майера, К. Стенберга, Ф. Шеллинга, Ф.Ю. Шталя, Р. Штаммлера, — создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу, и по формальным признакам. Они едины в главном: и государство, и право — это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.

Русская юридическая наука конца XIX — начала XX в. сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистические, социологические, нормативистские, психологические. Некоторое время такое положение сохранялось и после революции 1917 года. Однако затем, начиная с 20-х годов в нашей стране была осуществлена попытка внедрить единый методологический подход к изучению юридических явлений. Вместо идеологического плюрализма на десятилетия утверждается монополия на истину исключительно за марксизмом-ленинизмом. Любые иные взгляды либо игнорировались, либо выступали мишенью для критики.

Юриспруденция была поставлена на службу классовым, партийным интересам, которые на практике интерпретировались с позиции административно-командной верхушки. В результате этого юридическая наука лишилась объективности, что привело к пренебрежению (как в теории, так и на практике) интересами и правами индивида. С конца 30-х годов в отечественном правоведении утвердилось положение, что в русле официальной концепции право следует понимать только как волю государства (точнее – коммунистической партии), результат его правотворческой деятельности («право ничто без государства»). Такой подход обосновывался такими известными учеными-юристами, как Д.И. Курский, П.И. Стучка, Н.В. Крыленко, Е.Б. Пашуканис.

В результате теория государства занимает первое место, о чем свидетельствует название первого советского официального учебника по теории государства и права (первый такой учебник вышел в 1940 году). Переход к единой теории государства и права в нашей стране произошел в соответствии с подготовкой и проведением первого общесоюзного Совещания по проблемам юридической науки в 1938 году. После этого Совещания стали выходить и учебники под названием «Теория государства и права».

Развитию марксистско-ленинской общей теории государства и права способствовали труды Н.Г, Александрова, А.М. Васильева, А.И. Денисова, С.С. Алексеева и др. авторов учебников.

Своеобразным итогом формирования материалистического толкования государства и права советской эпохи стал четырехтомный курс «Марксистско-ленинская общая теория государства и права, выпущенный в 1970-1973 гг. (к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина) и обобщивший все, что сделано советской наукой в области теоретического осмысления государственно-правовой действительности: установление классовой природы государства и права, разработка учения об исторических типах государства и права, обоснование идеи об отмирании государства и права при коммунизме, критика буржуазного государства и права и т.д.

Только в конце ХХ века с началом перестройки стал возможен переход к новому мышлению, была демонтирована господствовавшая партийно-советская система и обслуживающая ее идеологически марксистско-ленинская юридическая наука. Наметился интерес к проблемам демократии, прав и свобод человека, теории разделения властей, концепции правового государства. В связи с этим все чаще в названии курса на первое место ставится право.

В течении последних десятилетий происходит обогащение теории новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общечеловеческого в сущности государства. Появились новые знания о функционировании и эволюции функций государства. Стала понятнее демократическая ценность конституционной законности и верховенства закона. По-новому встал вопрос о социальном правовом государстве как одной из перспективных целей развития российской государственности. По другому выглядит и проблематика законности, прав и свобод человека, приоритета прав личности над правами коллектива - государства, нации. Происходит формирование нового направления внутри самой науки общей теории государства и права, которое можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания государственно-правового бытия. Переживаемый сейчас этап может оказаться очень плодотворным для многих направлений государствоведения и правоведения.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что теория государства и права остается преимущественно российской наукой (постсоветской, а ранее — советской наукой). В других странах, в том числе континентальной Европы, дисциплины, предметом исследования которых является право и государство, преподаются отдельно. В последние годы наблюдается процесс все большего доктринального расширения роли и предмета теории государства и права до уровня философии права, что объясняется европейской традицией изучения государства и права.

В своем развитии теория государства и права прошла сложный путь в общем русле мировой науки от ранних философских воззрений на госуд-правовые явления, через зарубежные школы философии права, энциклопедию права, общую теорию права российских философов и ученых юристов рубежа 19-20 веков, период безраздельного влияния на советскую юридическую науку марксистско-ленинской теории. Однако более чем 2,5 тысячелетняя история становления и развития науки свидетельствует о том, что ни одна социальная теория не является исключительной и завершенной. Также это относится и к теории государства и права, которая продолжает развиваться, поскольку самым непосредственным образом связана с жизнью общества, участвует в формировании его политико-правовых институтов.

Контрольные вопросы:

1. К какой группе наук относится юриспруденция и почему?

2. В чем отличие предмета теории права и государства от предметов других юридических наук?

3. Какую роль играет изучение теории права и государства в юридическом образовании?

4. Какими научными методами осуществляется познание предмета теории права и государства?

5. В чем заключается методологическая функция теории государства и права для юриспруденции?

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!