Фотография становится современной



Как можно обозначить следующий важный этап? Пожалуй, это появление фотопленки.

Очередным технологическим сдвигом стал желатино-серебряный фотопроцесс: связующим здесь является уже не жидкий (и быстро застывающий) коллодий, а желатин, который меняет консистенцию в зависимости от воздействия. Теперь эмульсия не льется вручную на стекло непосредственно перед съемкой, а поливается промышленным способом на целлулоид [8 ]. В рамках данного краткого экскурса мы просматриваем историю возникновения фотографии в ускоренном темпе. Помимо описанных выше способов получения фотографии были и «промежуточные стадии», такие как сухой коллодионный процесс, к примеру. Желатино-серебряный процесс тоже не сразу сложился: до появления привычной нам фотопленки использовали стекло или бумагу., который можно использовать в любое время. Фотография становится еще более доступной, более простой в использовании. В конце 1880-х компания Kodak, где уже тогда понимали, чего на самом деле хочет покупатель, выпустила миниатюрную камеру Brownie, продававшуюся с уже заряженной пленкой и предложением по итогам съемки принести эту камеру в ателье фирмы, где вам вручат профессионально проявленные и напечатанные снимки и вашу Brownie, заряженную новой катушкой. Слоган Kodak вызывал вздох облегчения, он гласил: «Вы нажимаете на кнопку, а мы сделаем все остальное».

Рис. 14. Слоган компании Kodak, 1888

Еще один важный этап — массовое тиражирование. Когда в XX веке развиваются и дешевеют печатные техники, фотография появляется в СМИ, становится постоянным атрибутом газет и журналов. Она делается не только «расширением» нашей памяти, но и спутником повседневной жизни. Новости подкрепляются снимками, и вне снимков, как показывает Сьюзан Сонтаг, мы уже с трудом воспринимаем их[9 ]Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. М.: АдМаргинем Пресс, 2014. Появляется репортажная фотография, рекламная фотография и другие жанры культурной индустрии. А когда в 1930-е годы в продаже появляется цветная фотопленка, мимесис достигает своего максимума. К этому моменту язык фотографии можно считать сложившимся.

Рис. 15. Роберт Капа поймал в объектив застреленного солдата

Что еще? Можно отметить возникновение цифровой фотографии. Это произошло уже в контексте новой мечты человечества: сделать все из единого цифрового «теста». Лев Манович точно показывает, что дигитальное пространство уравнивает все медиумы, наделяя их такими чертами, как модульность, изменяемость и так далее. Все складывается из нулей и единиц. Фотография попала в этот поток вместе с кино, изобразительным искусством, музыкой, всеми знаковыми системами, которые прежде имели мало общего. Можно сказать, что цифровое произведение — это некое другое искусство, которое лишь подражает фотографии, потому что здесь очень важен физико-химический процесс, непосредственный контакт частиц света с галогенидами серебра, а в «бессердечной цифре» работают матрицы и биты информации, имеющие совершенно иную природу. Впрочем, это лишь одно мнение из множества.

Фотография как способ видения

Еще одна тема для споров и исследований — фотография как вид искусства. В каком случае об этом можно говорить всерьез?

То самое, что восхищало людей в фотографии (камера все делает автоматически), одновременно и ставилось фотографам в упрек. Даже сегодня можно услышать такой тезис: «Разве это может быть искусством, если ты просто нажимаешь на кнопку?»

Если отвечать коротко: да, может.

Изначально фотография мыслилась в контексте науки, как подспорье для исследователей, затем художники начали использовать снимки в качестве сырья для своих работ, и уже позднее появились авторы, такие как Шарль Нэгр, Оскар Густав Рейландер, Джулия Маргарет Камерон и пикториалисты, сблизившие выразительные средства фото и живописи. В начале XX века в фотографию пришли авангардные практики, затем модернизм и постмодернизм. Десятилетиями выстраивался язык фотографии как искусства, которое вышло из тени живописи и стало лидирующей формой выражения человеческого видения. Однако сейчас, когда фотография стала доступным каждому средством коммуникации в социальных сетях, снова возникает вопрос о том, что именно является критерием для опознания художественности того или иного снимка.

Андре Руйе обозначает еще одну тонкую проблему в совей книге "Фотография. Между документом и современным искусством". СПб.: Клаудберри, 2014: "если мы уже поняли, что имеем дело с современным искусством, то далее важно определить, является ли автор фотографом или художником, ситуационно использующим светопись как один из медиумов в своей практике. Грубо говоря, важно определить различия между авторами дюссельдорфской школы и, к примеру, Джозефом Кошутом, чтобы говорить о фотографии сегодня".

Впрочем, эти вопросы уже выходят за пределы темы, которой посвящен этот текст.

Рис. 16. Джозеф Кошут. Один и три стула. 1965

Подводя итог, можно сказать, что все напластования истории фотографии сохранились в той или иной степени: по-прежнему востребованы уникальные, имеющие «ауру» снимки (некоторые авторы даже практикуют дагеротипию), фотоателье по-прежнему живут (как это остроумно показывает Мартин Парр), фотоальбомы занимают гигабайты на всех возможных устройствах, компания Kodak все так же помогает нам нажимать на кнопку и больше ни о чем не заботиться, миллионы людей создают десятки миллионов бытовых снимков ежедневно, а единицы продолжают искать поля пересечения фотографии и искусства.

Однако процесс становления продолжается, в определенном смысле сейчас мы переизобретаем фотографию: она стала не просто медиумом, а разменной монетой для обмена информацией в коммуникационном обществе. Изображения работают быстрее слов, вырабатываются новые коды, которые считываются бессознательно, и наш способ видения продолжает меняться.

С другой стороны, идет процесс интеграции в поле современного искусства с его традицией и интеллектуальной повесткой дня: сегодня фотография активно осмысляет политические, социальные и антропологические вопросы, особенности нашей самопрезентации, способность работать с визуальной информацией и степень доверия к ней. Фотография оказалась нечто большим, чем просто машиной, она стала «протезом» для глаза и сознания, посредством которого мы действуем в реальности.

 

Рис. 17. Инсталляция Эрика Кессельса, который распечатал все снимки, загруженные в Flickr, 2011

Когда мы говорим об изображениях, важно помнить, что визуальный опыт их рассматривания, создания, описания и анализа теснейшим образом связан с текущим моментом, с теми смыслами и ценностями, актуальными для каждого конкретного поколения и провоцирующими постоянное пересоздание языка искусства. Взгляд историчен, и это, возможно, главное, что запечатлевается в фотографии.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!