СОЦИАЛЬНЫЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ



Общая характеристика полисной культуры

Основной общественной формой античности был город- государство. По-гречески он назывался словом «полис» («город»), а по латыни - «цивитас» («гражданская община»).

Эволюция полиса находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали, правовых устоях и художественной культуре античного общества.

Полис - это город-государство с выборным управлением, сильной публичной самодеятельностью всех свободных граждан и общинно­частной собственностью на землю и рабов.

В общественной жизни полиса участвовал каждый взрослый граж­данин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством.

Для грека и римлянина полис был тем единственным местом, где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу, где он был членом гражданского коллектива, жизнь которого регули­руется законами и защищена от произвола. Поэтому нет ничего страш­нее, чем изгнание из родного города, лишения гражданских прав.

Формированию античной демократии проходило в острой полити­ческой борьбе народа с родовой аристократией. В тех полисах, где по­беду одерживал народ (Афины), устанавливалась демократия; там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (Спарта), она существо­вала в форме аристократической или олигархической республики.

В демократическом полисе высшая власть принадлежала народно­му собранию всех граждан с правом издания законов, выбора должно­стных лиц. К достижениям античной демократии относятся равенство граждан перед законом, право гражданина на обеспечение землей, за­прет порабощения собственных граждан.

Основными духовными параметрами полисной культуры были чувство неразрывной связи гражданина и полиса; рационализм мышле­ния; чувство собственного достоинства; уверенность в своих силах, по­нимание свободы как высшей нравственной категории; прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой.

Идеал, к которому должен был стремиться каждый гражданин гре­ческого полиса - калокагатия. Прекрасный (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела, высокий интеллект и внутреннее нравственное совершенство. Достигнуть идеа­ла можно было упражнениями, воспитанием и образованием.

Античного человека делала гражданином уже сама его принад­лежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком.

Разложение античного полиса (эллинизм, императорский Рим) привело к кризису идеологии гражданства.

Прежде основой мировоззрения было глубокое чувство патрио­тизма, тесной связи каждого гражданина с его родным городом, при­знание в качестве высшей ценности гражданского коллектива и подчи­нения ему частных интересов. Теперь, в условиях постоянных переме­щений больших масс людей по обширным территориям, дальних пу­тешествий, военных кампаний, рвалась связь отдельного человека с его родным городом, он ощущал себя не столько его гражданином, сколько жителем большой державы. Понятие высшей ценности гражданского коллектива отходило на задний план. Не столько принадлежность к гражданскому коллективу составляла теперь основу благополучия че­ловека, сколько милости богов, благодеяния монарха, личная инициа­тива и счастье. Все это подрывало основы коллективизма, рождало чувство индивидуализма, веру, прежде всего, в собственные силы. С другой стороны, это питало веру в слепую удачу, укрепляло религиоз­ное сознание, создавало благоприятные условия для развития мистиче­ских представлений.

Мифология и религия

Мифология и религия были органичной частью античной куль­туры. Они определяли основы мировоззрения, нравственности, формы и направления художественного творчества, его различных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи и науке. Признание всеэллинских богов и связанных с ними святилищ отражало и закреп­ляло осознание греками своего этнического единства, а позже превра­тилось в мировоззренческую основу всей античной культуры в целом.

Олимпийская мифология складывалась в процессе развития древнегреческой цивилизации, постепенно вытесняя древнейшую сти­хийно-чудовищную мифологию. Антропоморфный (человекоподоб­ный) характер олимпийских богов закрепился в поэмах Гомера «Илиа­да» и «Одиссея» (VIII в. до н.э.). Античные мифы - это предания о дея­ниях богов и героев. Греческие божества близки человеку. Они отра­жают все достоинства людей (силу, благородство, мудрость, красоту), а также все их недостатки. Боги близки людям и потому, что могут вступать с ними в брачные отношения. От этих смешанных браков ро­ждаются герои - люди-полубоги, совершающие блистательные подви­ги. Гомеровские боги, каждый из которых наделен особым характером и функциями, рассматриваются как единая семья или государство, имеющие своего владыку - «отца богов и людей». Сформировавшаяся иерархия олимпийских богов отразила возросшую степень дифферен­циации самого греческого общества.

В эллинистический период происходит совмещение функций гре­ческих и древневосточных богов и появление новых синкретических божеств (например, верховного бога эллинов и египтян (О)Сораписа, возникшего на основе культов египетских богов Осириса и Аписа и олимпийцев Зевса, Аида и Диониса).

Античная мифология в своеобразной форме систематизировала представления о происхождении мира (космогонии), трактуя его как процесс превращения хаоса в космос и предсказывая его возможную гибель в будущем. Стройная космогоническая система, связанная с происхождением богов (теогонией), изложена Гесиодом в «Теогонии» (VII в. до н.э.).

Вначале был Хаос, единая великая бездна, лишенная формы, тя­желая и темная, смесь земли, воды, огня и воздуха. Из этой бездны воз­никли Эреб (вечная тьма), Никс (ночь), Эфир (свет), Гемера (день), поднялись горы, наполнились водами моря и реки, появились леса и первые звери.

Вместе с ними родились два могучих божества - Уран (Небо) и Гея (Земля). Они дали начало всем последующим поколениям богов. От них пошел великий род титанов, старшим из которых был Океан, могучая река, кольцом охватывающая всю землю. Младшими братьями титанов были циклопы и гекатонхейры (сторукие). Урану не понра­вились наследники и он сбросил их в Тартар, простиравшийся глубоко под землей. В отместку Гея подговорила младшего из титанов Кроноса свергнуть отца с небесного трона.

Кронос занял его место и со своей женой, богиней-матерью Реей стал править миром. Он пожирал своих детей, поскольку Уран наложил на него проклятье: власть у Кроноса отберет его собственный сын. Од­нако Рея обманула жестокого супруга и вместо новорожденного шесто­го ребенка подсунула Кроносу камень, завернутый в пеленки. Самого же младенца, Зевса, она спрятала на земле, в гроте на горе Ида. Его вы­кормила коза Амалфея, а племя куретов своими бурными танцами и ударами копий о щиты заглушало плач ребенка и тем самым спасло его от подозрительного Кроноса. Возмужавший Зевс освободил своих сес­тер и братьев (Геру, Деметру, Гестию, Аида и Посейдона), которые от­дали ему во владение громы и молнии. Для борьбы с Кроносом Зевс освободил из Тартара циклопов и трех сторуких великанов. С их по­мощью, посылая во врагов молнии с заснеженных вершин горы Олим­па, он одержал победу.

Три брата - Зевс, Посейдон и Аид, - разделили власть между собой. Зевсу досталось небо, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. Вскоре им пришлось вновь вступить в схватку. На этот раз гиганты, сыновья Геи, решили отомстить Зевсу за титанов, заточенных в Тартар. Жестокая борьба длилась долго, и победа досталась олимпийцам толь­ко тогда, когда на помощь богам пришел герой Геракл. Так утверди­лось третье поколение греческих богов, избравших местом своего пре­бывания горную вершину Олимпа.

Рамки настоящего издания, к сожалению, не позволяют нам под­робнее остановиться на увлекательнейших сюжетах античной мифоло­гии. Заинтересованному читателю советуем ознакомиться с ними в со­ответствующих книгах.

Римская религия первоначально была анимистической, с пере­житками тотемизма (вспомним легенду о волчице, вскормившей своим молоком первого царя Рима). Решающий шаг к антропоморфизму рим­ских культов был сделан в период правления этрусской династии, ведь у этрусков боги выступали в человеческом облике.

С III в. до н.э. сильное влияние на римскую религию стала оказы­вать религия греков. Римляне отождествили своих богов с греческими:

Римские боги Греческие боги Основные функции
Юпитер Зевс Верховное божество: бог неба, грома, молнии
Нептун Посейдон Бог морских стихий и мореплавания
Орк Аид Владыка царства теней
Церера Деметра Богиня растительности и плодородия
Веста Гестия Хранительница домашнего очага
Юнона Гера Покровительница женщин и брака
Марс Арес Бог войны
Минерва Афина Богиня мудрости, покровительница ремесел
Аполлон Аполлон Покровитель искусств, предводитель муз (камен)
Диана Артемида Защитница лесов и зверей
Меркурий Гермес Покровитель путников, торговли, вестник богов
Вулкан Гефест Бог огня и кузнечного дела
Венера Афродита Богиня любви и красоты
Вакх Дионис Покровитель виноградарства и виноделия

 

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым. В его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Римляне знакомились с иноземными богами по мере завоевания заморских территорий. Свои религиозные пред­ставления распространяли и прибывающие в Рим многочисленные ра­бы.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практично­сти: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В от­ношении к богам действовал принцип: «я даю, чтобы ты дал».

Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону рели­гии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с бо­жеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, который овладевает верующим. Вот почему она мало затрагивала чув­ства верующих, порождала неудовлетворенность.

В период империи угнетенные безысходной нуждой и тяжелым трудом массы населения возлагали свои надежды не на традиционных олимпийских богов, а на восточные божества, сулящие загробную жизнь и блаженство (египетская Исида, фригийская Великая Мать Бо­гов Кибела, иранский Митра, богиня Фортуна и др.).

Новые религии соперничали между собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, которая провозгласила

· единобожие,

· равенство всех перед богом,

· посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Это было христианство, привлекшее к себе симпатии рабов, бед­няков, всех угнетенных и бесправных, жаждавших справедливости.

Ранние христиане, проповедовавшие отказ от участия в официаль­ной жизни, подвергались преследованиям и гонениям. Однако они создавали все более густую сеть общин на территории империи и уси­ливали пропаганду своей веры.

Император Константин счел лучшим признать их как реальную общественную силу, особенно влиятельную в римской армии. Христи­анская церковь стала поддерживать своим авторитетом императорскую власть, а новая религия из некогда подпольной, а затем равноправной с другими, начала превращаться в господствующую.

Старая религия лишалась государственной поддержки. В 392 г. император Феодосий I официально запретил языческие культы. Хри­стианство стало единственной государственной религией Рима.


Античное язычество и христианство (сравнительная таблица)

Античное язычество Христианство
Множественность богов (политеизм) Бог один и един в трех лицах (монотеизм)
Боги могущественны, но не всемогущи, а подчинены более высокой силе Судьбы Бог всемогущ, Он господствует над миром безраздельно
Всё (как мир, так и бессмертные бо­ги) произошло из вечного и безграничного Хаоса Бог вечен; Он - единственный Творец всего существующего (мира и человека)
Боги телесны и существуют в предметном мире Бог лишен телесности и существует как некая духовная сущность
Боги наделены нравственными качествами людей Бог заповедует людям основные нравственные принципы, обязатель­ные для каждого верующего
Внутренняя жизнь человека мало затрагивается религией и сохраняет свою независимость от нее Постоянный нравственный кон­троль не только за поступками, но и за желаниями, мыслями, слова­ми, побуждениями верующего
Существует извечный порядок космоса и человеческий разум способен самостоятельно познать законы его гармонии Всё в мире создано Богом и полно тайного смысла, не подвластного человеческому разуму; сокровенный смысл явлений дается в Божественном Откровении только глубоко верующим людям

 

Философия и наука

Особое место в античной культуре занимает философия, получив­шая развитие в греко-римском мире с VII в. до н.э. до начала VI в. н.э. Сам термин “философия” - греческого происхождения (от phileo - люблю и sophia - мудрость).

Принята следующая периодизация античной философии:

1. философия досократиков (натурфилософия, пифагореизм) и Со­крата - конец VII - конец V вв;

2. классическая древнегреческая философия (Платон и Аристотель)

- IV в. до н.э.;

3. эллинистическо-римская философия (стоики, скептики, эпику­рейцы) - конец IV в. до н.э. - середина III в. н.э.;

4. философия неоплатонизма (Плотин, Ямвлих, Прокл) – середина III

- начало VI в.

Для античной философии характерны:

· органичная взаимосвязь натурфилософии и космологии с этико­политическими учениями, отсутствие противопоставления челове­ка и природы;

· понимание добродетели как принципа, космического единства и жизни согласно этому принципу;

· подчинение морально-этических норм всеобщим космическим за­конам; нравственность состоит в правильном осуществлении доб­родетели;

· отсутствие субъективного восприятия мира: любое философское знание проникает в разум индивида извне (в качестве частицы Ло­госа, Единого-Бытия или потенции перводвигателя);

· в античной философии антагонизм идеи и материи не имеет смыс­ла, поскольку сама Вселенная является символом единства зримо­го и умопостигаемого; противоборство материализма (линия Де­мокрита) и идеализма (линия Платона) выражает противостояние чувственного восприятия и умозрительного знания;

· инерционность любого движения, которое характеризуется непре­менным стремлением к покою; античным философам было неиз­вестно понятие вечного движения, зависящего от физических за­конов;

· отсюда - обязательная цикличность мирового исторического про­цесса: вечным может быть лишь бесконечное повторение цикла "возникновение - гибель";

· тесная связь с наукой, параллельное развитие науки и философии. Естественно-научные знания древних греков и римлян испытали

на себе сильное влияние вавилонской и египетской науки (математики, астрономии). Древнегреческое научное знание первоначально было единым, из него еще не выделились отдельные дисциплины (натурфи­лософия - единство философии и естествознания). В V в. до н.э. воз­никло атомистическое учение Левкиппа и Демокрита, сохранявшее свою актуальность вплоть до XIX в. Аристотель положил начало фи­зике, отделив ее от математики и астрономии. В III в. до н.э. возникли геометрия Евклида и механика Архимеда. Формирование биологии связано с именами Алкмеона Кротонского, впервые в научных целях анатомировавшего трупы животных, Анаксагора, Эмпедокла и Демок­рита, заложивших основы научного представления о зарождении жи­вых организмов, Аристотеля, написавшего ряд биологических тракта­тов. Величайшими врачами античности были Гиппократ и Гален.

Бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук при­ходится на эллинистический период. При дворцах правителей создают­ся коллективы ученых, щедро субсидируемые правительством, занятые решением научных проблем, которые преимущественно носят не фун­даментальный, а прикладной характер. Такие коллективы ученых сло­жились в Антиохии, Пергаме, Сиракузах, Афинах, на Родосе и в других городах, но наиболее крупный находился в Александрии, при царском дворе Птолемеев. К концу III в. до н.э. александрийская библиотека на­считывала свыше полумиллиона папирусных свитков; в ней была со­средоточена большая часть книжных богатств древности. Здесь работа­ли Аполлоний Родосский, Эратосфен, Аристарх, Архимед, Евклид, Каллимах и многие другие прославленные ученые эллинизма. Именно им принадлежит значительная часть выдающихся научных открытий того времени. Наибольших успехов достигли математика и астрономия, в частности, разработка Аристархом Самосским гелиоцентрической системы мира.

В римской науке, в первую очередь, развивались те отрасли, ко­торые имели прикладной характер (теория строительства, география, медицина). В области астрономии Клавдий Птолемей отказался от ге­лиоцентрической теории Аристарха Самосского, выдвинув ошибочную геоцентрическую концепцию.

Одним из важнейших достояний не только античной, но и всей мировой культуры, является римское право. С ним читатель познако­мится в курсе соответствующей дисциплины. Скажем лишь, что рим­ские правовые нормы были столь гибкими, что их можно было приме­нять в любой общественной системе, построенной на основе частной собственности.

Образование и воспитание

Греческий архаический идеал образованности и воспитанности воплощен в благородных героях Гомера, которые в совершенстве вла­дели всеми видами оружия, с успехом участвовали в спортивных и иг­ровых состязаниях, прекрасно пели, играли на лире, танцевали и обла­дали даром красноречия. Цель образования и воспитания сводилась к формуле: "быть всегда лучшим и превосходить остальных", то есть достичь при жизни громкой славы и чести, чтобы и после смерти про­должать жить в человеческой памяти.

Позднее, в зависимости от условий развития древнегреческих по­лисов, сложились различные системы воспитания и образования, из ко­торых наиболее известны афинская и спартанская.

Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была наиболее раз­носторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умст­венного, нравственного, эстетического и физического воспитания. До семи лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамма­тические школы, где обучались чтению, письму и счету, и позже (или одновременно) - кифаристские школы, где учились музыке. С двена­дцати-тринадцати лет мальчики переходили в палестру, где получали физическое воспитание, упражнялись в пятиборье. Более состоятель­ные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посы­лали их потом в гимнасии.

В Спарте контроль государства над воспитанием начинался с пер­вых дней жизни ребенка: новорожденных осматривали, отбирая для го­сударственного воспитания только здоровых детей (остальных, по пре­данию, сбрасывали в пропасть). До семи лет дети воспитывались дома. Система государственного школьного обучения была обязательной для каждого спартанца от восьми - до двадцатилетнего возраста. В школах велось преимущественно военно-спортивное и общественно­ религиозное обучение. Ученики писали на вощеных табличках, позднее на папирусе. Обучение арифметике, чтению и письму происходило од­новременно (так как цифры обозначались буквами).

Римским идеалом считался крестьянин-воин, в мирные времена бывший земледельцем и скотоводом, а во время войны - воином. По­мимо способности читать, писать и считать, он должен был быть обу­чен четырем предметам: сельскому хозяйству, врачеванию, красноре­чию и военному искусству. Существенным воспитательным фактором было культивирование почитания верований и обычаев предков, бес­прекословного подчинения "отцовской власти". Хороший гражданин у римлян отождествлялся с послушным сыном и дисциплинированным воином.

Со II в. до н.э. все большее значение в Риме приобретает греческая образовательная система. Окончательно утвердилась она в I в. до н.э., правда, с некоторыми римскими особенностями. Математические дис­циплины отошли на второй план, уступив свое место юридическим наукам. Изучение языков и литературы велось одновременно с препо­даванием римской истории, состоявшим главным образом в сообщении исторических примеров достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики как таковые отсутствовали, вместо них часто проводи­лось практическое обучение верховой езде, фехтованию и плаванию. На более высокой стадии практиковалось изучение риторики.

Во II в. н.э. учреждается несколько высших школ, в которых груп­пы студентов специализируются в конкретных областях знания (рито­рика, философия, юриспруденция, медицина, архитектура и т. д.).

В период республики обучение было частным и государство в него не вмешивалось, однако в период империи оно поставило образование под свой контроль. Учителя стали государственными служащими и по­лучали жалованье.

 

3.5.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

Литература

Античная литература выросла из фольклора, из сказаний о жизни богов и героев. Первыми авторскими произведениями были поэмы Го­мера «Илиада» и «Одиссея» и сочинения Гесиода «Труды и дни» и «Теогония» (VIII – VII вв. до н.э.). Позже появились жанры лирической поэзии (Сафо), оды (в честь победителей Олимпийских и Пифийских игр), басни (Эзоп).

Основными жанрами классической литературы стали трагедия и комедия. Отцом трагедии называют Эсхила, главными темами которо­го были прославление гражданских добродетелей и патриотизма («Прометей прикованный»), а также идеи возмездия и силы судьбы (трилогия «Орестея»). Тема неотвратимой судьбы занимает важное ме­сто и в творчестве Софокла, который подчеркивает бессилие человека перед неизбежностью уготованной ему участи (трагедии о царе Эдипе). Еврипид - творец психологической драмы. В центре его произведений конфликт между рассудком и страстями, который неотвратимо при­водит человека к гибели («Медея», «Федра»). Великолепным комедио­графом был Аристофан, придавший комедии политическую остроту и злободневность.

В эллинистический период возникает целый ряд новых жанров и стилей:

· комедия нравов (Менандр);

· александризм (особый изысканный поэтический стиль, созданный Каллимахом);

· придворной и искусственный эпос (сопоставление многочислен­ных мифологических версий - Аполлоний Родосский);

· буколическая поэзия (описание пастушеских сценок на фоне ус­ловного красивого пейзажа создающие искусственный мир безмя­тежно живущих людей, резко контрастирующий с реальным ми­ром эллинизма);

· социальные романы-утопии (описание фантастических стран, островов блаженных где-то на краю ойкумены, на лоне роскошной природы, где у людей полный достаток, гармоничные отношения, отменное здоровье).

Интерес к форме и неглубокое идейное содержание, исследование внутреннего мира отдельного человека и игнорирование общественных потребностей, подмена глубоких философских мыслей мелкими буд­ничными заботами и вместе с тем разработка реалистических сюжетов, интерес к психологии отдельного человека и к его внутреннему миру характеризуют противоречивое течение литературного процесса элли­нистической эпохи.

На становление и развитие римской литературы оказало влияние народное творчество, но особенно - греческая литература. Первыми римскими писателями были греки (Тит Ливий Андроник, раб, обу­чавший грамоте детей своего господина; позднее - вольноотпущенник), а первые произведения на латыни - переводы с греческого.

Римская комедия и трагедия развивались под влиянием грече­ских образцов и не считались жанрами исконно римскими. Собственно римским литературным жанром был жанр «сатуры» (буквально «сату­ра» - блюдо, наполненное разными плодами). Как жанр, сатура - это смесь разных стихов, длинных и коротких, написанных разным разме­ром. Позже она стала жанром небольшого обличительного произведе­ния.

В I в. до н.э. римская литература поднялась на новую, более высо­кую ступень. Повальным стало увлечение написанием стихов. Среди множества поэтов того времени высятся два гиганта: Тит Лукреций Кар (его сочинение «О природе вещей» - философская поэма, излагающая основы учения Эпикура) и Гай Валерий Катулл (мастер лирической по­эзии).

Параллельно развивалась и проза. Ярким явлением стало творче­ство Теренция Варрона (семьдесят четыре сочинения в шестиста два­дцати книгах, почти все из которых погибли, - первая римская энцик­лопедия) и Марка Туллия Цицерона (философские произведения, юри­дические сочинения, труды по теории ораторского искусства, письма).

Правление императора Августа было ознаменовано «золотым ве­ком латинской поэзии». Август и его окружение, победив соперников в борьбе за власть, стремились использовать выдающихся поэтов и пи­сателей для укрепления своего морального авторитета. Выполняя эту деликатную миссию, приближенный Августа Гай Цильний Меценат превратил свой дом в Риме и пригородные поместья в центр литера­турной жизни римского общества.

Меценат собирал, поддерживал материально и опекал всех талант­ливых поэтов своей эпохи. Членами его кружка были Вергилий (его не­законченная «Энеида» прославляла величие Рима, римский дух) и Го­раций (воспевший высокое назначение поэта в знаменитом «Памятни­ке», которому подражали многие поэты, в том числе и А.С. Пушкин). Имя Мецената стало нарицательным. Им обозначают богатого покро­вителя наук и искусств.

Выдающимся поэтом эпохи был Овидий, попавший в немилость императора и высланный из Рима. Его творчество - вершина римской любовной лирики («Метаморфозы», «Наука любви» и др.).


Зрелищная культура. Театр.

Одна из характерных черт античной цивилизации - многочислен­ные и разнообразные развлечения и зрелища. Первоначально они были тесно связаны с религиозными ритуалами и праздненствами. Непре­менной частью религиозного культа стало почитание главного боже­ства полиса в форме торжественного шествия граждан со статуей бо­жества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Участие основной части граждан прида­вало праздненству всенародный характер.

В V в. до н.э. религиозные начала праздников постепенно стуше­вываются, а общественно-политические и идеологические стороны проявляются явственнее и полнее. Увеличивается доля гимнастических состязаний и театральных представлений.

Самыми знаменитыми праздниками стали Олимпийские игры, посвященные Зевсу. Они проводились раз в четыре года и включали в себя соревнования атлетов. На Пифийских играх в честь Аполлона в Дельфах на первое место вышли не спортивные, а музыкальные состя­зания, на Панафинейских играх в Афинах - театральные представле­ния.

Наибольшего размаха зрелищная культура достигла в Древнем Риме. Как и в Греции, праздники здесь первоначально носили исклю­чительно или преимущественно религиозный характер. Но с VI в. до н.э. стали устраиваться светские праздненства. Появились Римские, а с III-II вв. - Плебейские, Аполлоновы и Мегаленские игры.

Эти праздники были ординарными (ежегодными, регулярными). Могли устраиваться и экстраординарные игры в честь избавления от нашествия, победы в войне, данного обета или просто по желанию ма­гистрата (выборного лица). Праздники длились от шести до пятнадцати дней, а общая продолжительность всех ординарных игр в году достига­ла семьдесят шесть дней. Представления заканчивались обычно массо­вым угощением, порой на несколько тысяч столов.

Устройство игр требовало больших денег. Казенных средств на это, как правило, не хватало, и отвечающие за устройство игр магист­раты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Тра­диция их проведения на поминках рабовладельца восходит к этрускам. Первый бой трех пар гладиаторов был проведен на Бычьем рынке в Риме в 264 г. до н.э. В течение последующих полутора столетий гла­диаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н.э. гладиаторские бои были объявлены частью пуб­личных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. Желающих стать магистратами было много, поэтому число гладиатор­ских боев непрерывно растет. На арену выводят уже по несколько де­сятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью несколько сот тысяч сестерций. Римские архитекторы создают специальный, ранее неиз­вестный тип здания, - амфитеатр, где устраиваются гладиаторские бои и травля диких зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько де­сятков тысяч зрителей, чем в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

В общественной жизни Императорского Рима праздненства и представления имели по-прежнему огромное значение. Плебс требовал «хлеба и зрелищ», а для римской знати зрелища служили воплощением идеи славы и почестей, добытых в бою.

В дни праздников магистраты, а чаще сами императоры, устраива­ли многодневные зрелища, сопровождавшиеся массовыми раздачами подарков зрителям. Всякий римлянин, входивший в цирк или амфите­атр, получал металлический жетон, по предъявлении которого в особые кассы ему выдавалась некоторая сумма денег, новые одежды или кусок жареного мяса.

В эпоху империи особую популярность получила состязания ко­лесниц в цирке. Запряженные четверками коней, колесницы управля­лись возницами в туниках различных цветов (белого, красного, синего, зеленого). В каждом заезде принимали участие четыре колесницы, ко­торые должны были семь раз обскакать арену цирка. Победитель полу­чал большую денежную награду. Зачастую во время скачек колесницы разбивались, а возницы погибали. Скачки начинались утром и продол­жались, с перерывом на обед, весь день. Толпа ревела, поощряла своих фаворитов, вопила при их победе или гибели. Сам император Нерон выступал в цирке в зеленом одеянии.

Не меньший азарт вызывало кровавое зрелище травли зверей и бои гладиаторов, происходившие в амфитеатрах. В период Империи они получили невиданный прежде размах и популярность. При открытии амфитеатра Флавиев было убито около девяти тысяч диких и приру­ченных зверей, во время празднования победы над даками - одинна­дцать тысяч.

Даже смертные казни обставлялись в амфитеатрах как зрелища. То «Геракл», которого изображал осужденный на смерть, сжигал себя за­живо на костре; то «Икар» летел на веревке до середины амфитеатра, а затем веревка обрывалась и он, падая, разбивался насмерть; то осуж­денного на глазах публики терзали голодные и разъяренные хищные животные.

Театральные представления возникли как часть религиозных праздненств. Со временем их популярность настолько возросла, что они отделились от религиозных церемоний и превратились в самостоя­тельный вид искусства, занявший особое место в жизни греков и рим­лян.

В Греции появились места, специально предназначенные для сценических действий. Как правило, они выбирались у подножия по­логих холмов, склоны которых обрабатывались в виде каменных сту­пенек, на которых рассаживались зрители. Само действие происходило на утрамбованной круглой площадке, называемой орхестрой. Позади нее находилась палатка, в которой переодевались актеры. Называлась она скена.

Сценическое действие разыгрывалось первоначально как диалог между одним актером и хором, позже были выведены еще два актера, и роль хора уменьшалась. Актерами были исключительно мужчины, ко­торые исполняли как мужские, так и женские роли. Они выступали в масках, закрывавших не только лицо, но и голову. Меняя маски, актер мог играть несколько разных ролей. Маска исключала мимику актера, однако это компенсировалось его выразительными телодвижениями. Применялись механические приспособления (платформы, подъемни­ки), шумовые устройства.

Приобщение к театральному действу объединяло зрителей через сопереживание персонажам (катарсис). Театры были рассчитаны прак­тически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Одним из самых грандиозных был театр в Эфесе (шестьде­сят тысяч мест).

В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни. Знаменитейшие трагики классической драматургии - Эсхил, Софокл, Еврипид; комедиограф - Аристофан. Каждый из них по-своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания.

Эллинистический город невозможно представить без театра, кото­рый обычно вмещал до половины всего городского населения. Дейст­вие велось непосредственно актерами, число которых возросло. Изме­нился и их реквизит: использовались более мягкие маски, приближаю­щиеся к изображению человеческих черт, и костюмы, похожие на по­вседневную одежду. Действие приобрело более реалистический, близ­кий к жизни характер.

В Древнем Риме около пятидесяти праздничных дней в году отво­дилось театральным представлениям. Интерес к ним был связан, с од­ной стороны, с влиянием греческого театра и греческой литературы, с другой, - с появлением блестящих пьес Плавта и ряда других римских драматургов.

Долгое время постоянного театрального сооружения в Риме не бы­ло. И только в 55 г. до н.э. было построено каменное здание театра.

Архитектура

Важнейшие принципы греческой архитектуры сформировались еще в период архаики. Основой развития зодчества стал храм. Именно в храмовом строительстве была разработана ордерная система, кото­рая предполагала

• строгую соразмерность частей здания;

• четкое разделение несущих и несомых частей;

• широкое использование колонн;

• украшение храма скульптурой и живописью;

• органичное включение здания в окружающий ландшафт.

Появились несколько ордеров: дорический, ионический, ко­ринфский. Колонны дорического ордера - самые массивные, тяжело­весные, с простой и строгой капителью. Ионический ордер - более легкий, изящный, с капителью, имеющей изогнутую форму. Коринф­ский ордер - пышный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

Показателем зрелости греческого зодчества в период классики явилось создание сложных, художественно уравновешенных архитек­турных ансамблей. Самым прославленным из них стал афинский Акрополь. Он включал в себя несколько зданий и сооружений: Про­пилеи (парадные ворота), к которым примыкали помещение для кар­тинной галереи (пинакотека) и маленький храм в честь богини победы Ники. Центром ансамбля является величественный Парфенон, постро­енный в честь богини Афины в 432 г. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом и сочетающий дорические и ионические традиции. Гро­мада Парфенона несколько уравновешивается небольшим храмом Эрехтейоном. Вертикальной осью всего ансамбля была статуя стоящей с копьем Афины Воительницы. Крутой склон Акрополя был исполь­зован для устройства здесь театра Диониса на семнадцать тысяч мест и специального помещения для музыкальных состязаний.

Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архи­тектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин.

Период эллинизма был временем основания множества новых и благоустройства древних городов. Это способствовало подъему архи­тектуры, разработке новых типов зданий, возведению таких грандиоз­ных сооружений, которое было невозможно в предшествующее время.

Одним из «семи чудес света» считался Александрийский маяк, который был построен в 280 г. до н.э. на остове Фарос в устье Нила и известен нам по описаниям арабов.

Он представлял собой трехъярусное сооружение общей высотой около ста двадцати метров. Первый ярус - квадратное в плане здание, стороны которого ориентированы по сторонам света. Второй ярус вы­полнен как восьмигранная башня, грани которой были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий ярус имел форму ци­линдра, увенчанного куполом, на котором стояла семиметровая статуя бога морей Посейдона. Здесь, наверху, горел огонь маяка, который с помощью зеркал был виден на расстоянии до шестидесяти километров. В дневное время, когда огонь был невидим, применяли дымовую заве­су. Топливо (специально просмоленные поленья) подавалось на ослах, поднимавшихся по винтовой дорожке внутри всех трех ярусов.

Маяк служил также наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с гарнизоном. В перестроенном виде он просу­ществовал до XIV в., а затем был разрушен.

В целом для эллинистической архитектуры характерны: стремление к грандиозности построек; роскошь внутренней и внешней отделки. Нарочитая помпезность и масштабность подавляли маленько­го человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед лицом могущественного монарха или божественных сил.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом рим­ской истории, усложнением общественных отношений, ростом горо­дов. Происходило оно под греческим и этрусским влиянием. Но в отличие от греческих архитекторов, римляне отдавали преимущество не храмовым постройкам, а зданиям и сооружениям для практиче­ских нужд.

В IV-III вв. до н.э. небольшой и бедный ранний город строится без плана, беспорядочно, имеет узкие, кривые улицы, примитивные жили­ща из дерева и сырцового кирпича. Ведущим типом сооружения явля­ются военно-инженерные (например, оборонительные сервиевы стены) и гражданские (первые водопроводы и дороги).

Во II-I вв. до н.э. городская земля повышается в цене. Расчищают­ся и застраиваются не только пустыри, но и свалки. Вместо примитив­ных жилищ из сырца и дерева возникают многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича, бетона и даже мрамора.

Римляне предпочитают коринфский, тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер сходен с дорическим, но его колонна имеет базу и гладкий ствол. Композитный ордер сочетает коринфские и ио­нические волюты.

Появляются новые, собственно римские, типы зданий:

• базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд;

• амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями;

• цирки, где происходили ристания колесниц;

• термы - сложные комплексы банных помещений;

• библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парками.

Возникает новый тип монументального сооружения - триум­фальная арка.

В своих зданиях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи и величия. Отсюда - любовь римских архитекторов к монумен­тальности и масштабности сооружений, поражающих воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры явля­ется стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, к множеству украшений.

Эти черты продолжали развиваться в Императорском Риме. Сто­лицу империи и другие большие города украшали великолепные храмы местных и общеимперских богов, дворцы, базилики, портики для про­гулок, различного рода здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. Города имели каменные мостовые, водопроводы, канализацию. Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными ор­наментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление.

До настоящего времени сохранились величественные руины гран­диозного римского амфитеатра Колоссея (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около пятидесяти тысяч зрителей. Большими раз­мерами отличался и храм «всем богам» - Пантеон. Диаметр его купола более сорока трех метров.

Во II в. н.э. в Империи было триста семьдесят две мощеные кам­нем дороги общим протяжением около восьмидесяти тысяч километ­ров. Через каждую тысячу шагов (милю) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до Рима. В самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он счи­тался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выра­жения: «Все дороги ведут в Рим!»

Однако если дома богачей и общественные здания блистали рос­кошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного на­селения были убоги и неудобны. В городах строились многоэтажные (в три-шесть и даже восемь этажей) доходные дома (инсулы), сдававшие­ся внаем по квартирам и комнатам.

Скульптура

Важное место в художественной культуре античности играла скульптура. Плутарх замечал, что в Афинах статуй больше, чем людей.

Назначение скульптур было самым различным:

• религиозным (разработка образов наиболее чтимых богов и героев);

• идеологическим (прославление гражданина и воина, физически крепкого, мужественного, жизнерадостного, с чувством собствен­ного достоинства);

• декоративным (украшение площадей, зданий, святилищ);

• мемориальным (надгробная скульптура).

Господствующий образ архаики мог относиться к божеству, герою

или атлету-воину. Это образ обнаженного, физически здорового, жиз­нерадостного человека, защитника родного полиса и своей собственной свободы. Такие статуи называли куросами («юношами»), или архаи­ческими аполлонами, и корами («девушками»). Чтобы они смотрелись идеально при любом освещении и были максимально похожи на живых людей, их раскрашивали. Эти скульптуры были еще далеки от совер­шенства, фигуры отличались статичностью и обобщенностью образа.

В VI-V вв. греческие мастера преодолели неподвижность и ско­ванность архаических фигур, научились передавать в твердом материа­ле многие оттенки человеческих состояний. Их статуи уже полны жиз­ни и движения.

Своего совершенства греческая пластика достигла в творчестве ве­ликого Фидия, создавшего много прекрасных творений, среди которых выделялась знаменитая статуя Зевса Олимпийского, выполненная из слоновой кости и золота. Четырнадцатиметровая скульптура грозного бога, сидящего на троне, была воплощением мудрости и человеколю­бия. Она причислялась к «семи чудесам света», но нам известна лишь по описаниям и изображениям на древних монетах.

Два великих современника Фидия - Мирон и Поликлет - просла­вились изображением скульптурных образов атлетов-победителей. Наиболее известен из них «Дискобол» Мирона, сохранившийся в рим­ской копии. Среди других великих скульпторов Греции следует назвать Праксителя, который первым в истории изобразил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины («Афродита Книдская»); Лисиппа, создавшего прекрасный портрет Александра Македонского; Леохара, автора легендарного "Аполлона Бельведерского".

В эллинистической скульптуре отражаются и раскрываются новые веяния эпохи: дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление к помпезности и театральности, реализм, часто граничащий с грубым натурализмом.

В Риме первые статуи появились при Тарквинии Гордом. В IV в. до н. э. многие римляне стремились поставить на форуме портретные скульптуры себе и своим предкам. Массовое производство скульптур не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным было портретное сходство с ори­гиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потом­ков, поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не перепутали ни с кем другим. Во II в. до н.э. форум был настолько загроможден брон­зовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

С конца III в. до н.э. в Рим буквально хлынул поток греческих ста­туй, захваченных римлянами при грабеже греческих городов. Один из римских полководцев привез из своего похода двести восемьдесят пять бронзовых и двести тридцать мраморных скульптур, другой - двести пятьдесят телег с греческими статуями. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, городских домах.

Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рожда­ется большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим пе­реселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров.

Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование за­тормозили расцвет собственно римской пластики. И только в области реалистического портрета римляне внесли свой вклад в развитие скульптуры.

В период империи портретная скульптура реалистически переда­вала черты императоров, императриц, военачальников, поэтов, фило­софов и др.

Живопись

Античная живопись - это древнегреческие и древнеримские рос­писи восковыми красками или темперой по штукатурке, мрамору, из­вестняку, дереву, глине. Известны росписи общественных и жилых со­оружений, склепов, надгробий, а также произведения станковой живо­писи.

Большинство памятников древнегреческой живописи утрачено; общее представление о ней дают литературные источники, немногие уцелевшие фрагменты, одновременные образцы вазописи, росписи гробниц, а также копии римского времени. В росписях первых грече­ских живописцев (VII в. до н.э.) преобладают мифологические сюжеты. Главную роль играет контур, внутри которого плоскости окрашены в чистые цвета без полутонов. Трактовка фигур, одежд, движений услов­на, но всегда выразительна.

В V в. до н.э. осваивается реалистическое изображение фигуры, сложных движений, ракурсов, передача эмоций, в композицию вводят­ся элементы пейзажа. Наряду с мифологическими сюжетами художни­ки обращаются к реальным историческим событиям. Популярен порт­рет, появляются пейзаж и натюрморт. Крупнейшие мастера второй пол. IV- III вв. до н.э. уже свободно владеют светотенью, основами пер­спективы, передачей чувств героев. Живопись эпохи эллинизма разно­образна по стилям и по тематике - мифологические и исторические сюжеты, жанровые и буколические сцены, портрет, натюрморт, пей­заж. Росписи крупнейшей школы - Пергамской - отличает широкая свободная манера письма, пластичность форм, яркость красок.

Ранний период римской живописи (IV - II вв. до н.э.) известен главным образом по письменным источникам, в которых упоминаются портреты, картины с изображением битв и полководцев-победителей. Живопись II в. до н.э. хорошо известна по сохранившимся росписям жилых домов в Помпеях, Геркулануме, Стабиях и Риме, имитирующим кладку стен и архитектурные детали, гирлянды цветов и листьев, окаймляющих картину - пейзаж, натюрморт, бытовую или мифологи­ческую сцену. Росписи отличает свободная манера исполнения, богатая игра светотени. Наряду с монументальной, продолжает развиваться станковая живопись, портрет, известный главным образом по находкам в Египте (фаюмские портреты).

Живопись II - III вв. сохранилась преимущественно в гробницах. Картины дополняются мозаиками. Во II в. проявляется ориентация на искусство греческой классики (обобщенность форм, уравновешенность композиций, статичность фигур). Живопись III в., напротив, динамич­на, экспрессивна; позы, движения, выражения лиц схвачены точно, хо­тя и обобщенно. Часты сцены охоты, городской жизни. Мифологиче­ские сюжеты отходят на второй план, переосмысляются в соответствии с новыми, христианскими представлениями.

Первые росписи христианских катакомб исполнены в той же жи­вописной манере с широким использованием светотени; библейские фигуры, символы чередуются с чисто античными.

Со второй пол. III в. и в IV в. постепенно утрачивается четкость, пластичность форм, усиливается роль контура. Нарастают черты схе­матизации, повышенной экспрессии, жесты приобретают условно­ритуальный характер.

Музыка

Сам термин "музыка" греческого происхождения. Первоначально музыкой называли исполнение стихов нараспев. Мелодия была подчи­нена поэзии и танцу. Лишь в послеклассическое время их единство распалось: музыка и поэзия стали существовать отдельно.

В Древней Элладе музыка проникла во все сферы жизни. Прежде всего она служила культовым целям в жертвенных обрядах, процесси­ях, погребальных ритуалах, мистериях, посвященных различным бо­гам. Музыка наполняла собой повседневность (пастушеские и трудо­вые песни), украшала общение (пиршества, шествия, танцы, хороводы). Вместе с гимнастикой она служила развитию физических и духовных способностей юношей. В основе музыкальных занятий лежало совер­шенствование в пении и игре на струнных инструментах.

В эпоху эллинизма упражнения в музыке стали особым видом ис­кусства, а сама музыка стала рассматриваться как средство духовного воспитания. Творцами музыки и музыкальных инструментов считались греческие боги, которые часто изображались музицирующими.

Музыка играла выдающуюся роль в самых различных областях римской жизни, будь то бытовая музыка, связанная с культом, обряда­ми и военным делом, или профессиональная музыка театральных пред­ставлений, танцев и развлечений. В инструментовке заметно развитие этрусского, греческого и восточных влияний.

Музыкальная жизнь Рима, особенно периода империи, отличалась пестротой. В столицу стекались исполнители из многих стран. Поэзия и музыка были тесно связаны: произведения Горация, Вергилия, Ови­дия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов. Ос­новными музыкальными инструментами были: тибия, кифара, инстру­менты типа арфы, кимвалы. Римская аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы - гидравлосы. При военных ле­гионах существовали огромные духовые оркестры, включавшие букцины (изогнутые рога), трубы и другие металлические инструменты.

3.6.БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И РИМЛЯН

Пища

Пища античного человека была в основном простой. С древней­ших времен питание греков составляли каша (пшенная или ячневая) и хлеб. В качестве приправы использовались овощи, фрукты, сыр, соле­ная рыба, оливковое масло. Деликатесом считались султанка, сельдь- алоза, угорь. Мясо редко употреблялось в пищу.

Римляне, напротив, ели гораздо больше мяса, главным образом свинину, предпочитая молодых или еще не рожденных животных. Для питья употреблялась вода, молоко или разбавленное вино. Современ­ное представление о роскошных пирах античности преувеличено. Вме­сте с тем античные поваренные книги свидетельствуют о том, что с те­чением времени поварское искусство Греции и в особенности Рима становилось все более изысканным.

Одежда

Мужская одежда древних греков - хитон, обычно короткий, ре­же - длинный, с рукавами или без рукавов; хитон подпоясывали и за­крепляли на обоих плечах или на одном; верхняя одежда - гиматий (плащ), который могли носить и без хитона; полу гиматия перебрасы­вали обычно через левое плечо, а правое оставляли свободным. С VI в. до н.э. верхней одеждой стала служить хламида - небольшой плащ, за­стегивающийся на груди или правом плече.

Женщины носили длинный хитон, с рукавами или без, в одном- двух местах перехваченный поясом; поверх него надевали гиматий. Пеплос в отличие от хитона оставался открытым с правой стороны, подпоясывался или носился без пояса. На голову женщины надевали покрывало. Штаны считались варварской одеждой; это был типичный элемент наряда воинов иноземного происхождения и амазонок.

Ткани изготавливали из льна, шерсти, шелка. Они могли быть и белыми, и цветными; в женской одежде их часто украшали вышивкой.

Мужская одежда римлян - туника (подобна греческому хитону); поверх надевалась тога (подобна греческому гиматию), которая изна­чально (вплоть до первой трети I в. н.э.) была достаточно скромной, а позже стала украшаться множеством складок. Тога могла быть белой с пурпурной каймой или окрашенной в пурпур - это определялось соци­альным положением носящего. Полководцы носили длинный военный плащ, в отличие от более короткого солдатского плаща. Для защиты от непогоды надевали короткий плащ из войлока.

Римские женщины носили повязку, поддерживающую грудь; сверху простой сорочки (туники) надевали более длинную - столу с рукавами и поясом, а поверх - паллу (широкое, длинное верхнее пла­тье).

Прически

У греков были популярны длинные, по-видимому, заимствован­ные на востоке, прически (пучки на затылке, распущенные и перевя­занные на конце, завитушки, двойные заплетенные косички и косы, уложенные вокруг головы). Возможно, их носили и римляне до V в. до н.э. Уже в VI в. до н.э. среди атлетов, ремесленников, рабов и некото­рых других социальных групп распространилась короткая стрижка, ко­торая в процессе демократизации в V в. до н.э. (прежде всего в Афи­нах) стала популярной (такие прически мы видим и на изображении богов) и существовала до поздней античности.

В качестве украшений для волос служили диадемы, венки, метал­лические кольца и спирали. Стриженные короткие волосы были типич­ными для римлян времен республики, однако во времена империи рас­пространились короткие завивки (по греческому образцу).

Женские прически в целом были сильнее подвержены влиянию моды, но иногда, по свидетельству изобразительного искусства, они приближались к мужским. Шнуровка или подвязывание пучка, запле­тание и скручивание в узел, завязывание волосяной петли на передней части головы сменились обвязыванием платком; голова закрывалась чепчиком или сеткой. В IV в. до н.э. появилась прическа в форме дыни.

Античная цивилизация заложила основы европейской культуры, создала неповторимые классические образцы в самых различных сфе­рах жизни общества, сформировала активно-преобразовательную по­зицию человека в европейской культуре, заложив тем самым основы динамичности и ускоренного темпа развития европейской цивилиза­ции.

Вопросы для повторения:

1.  Дайте общую характеристику античной культуры, раскройте ее ис­торико-культурное значение.

2. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития древнегре­ческой культуры.

3. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития древнерим­ской культуры.

4. Дайте общую характеристику античной мифологии и религии.

5.  Перечислите и кратко охарактеризуйте основные жанры античной литературы.

6. Расскажите об античной зрелищной культуре, в том числе о ста­новлении и развитии античного театра.

7. Расскажите об основных этапах развития античной архитектуры.

8. Охарактеризуйте основные тенденции развития античной скульп­туры.

9. Расскажите об античной живописи.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!