Культура раннего (царского) Рима.



ЛЕКЦИЯ 3. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ

3.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ АНТИЧНОГО МИРА

В начале I тыс. до н.э. важную роль среди других цивилизаций древности - ближневосточной, египетской, индийской, китайской, ряда евразийских, - начинает играть античная цивилизация.

Античности принадлежит особое место в мировой истории, по­скольку она явилась исходным моментом, первым опытом, фунда­ментом и духовной опорой европейской культуры.

Термин «античность» (от лат. antiquus - древний) обозначает гре­ко-римскую древность.

Античная культура - это культура Древней Греции и Древнего Рима с XI в. до н.э. по IV в. н.э. Основные очаги ее возникновения и развития - Балканский и Апеннинский полуострова, Эгейский ар­хипелаг и западное побережье Малой Азии.

Историко-культурное значение античности:

• сложились образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь;

• заложены основы европейского менталитета;

• в политике даны образцы государственного устройства, принци­пов демократии, форм управления государством;

• в праве созданы основы общего и частного права всех европейских государств;

• в науке сформирована теоретическая база многих областей знания, в том числе философии, логики, филологии и др.;

• в образовании введены принципы дидактики и воспитания подрас­тающего поколения;

• в искусстве созданы образцы для подражания, школа художест­венного вкуса и эстетических принципов освоения мира;

• в военном деле установлены правила организации войска, обуче­ния воинскому делу, основы стратегии и тактики;

• в спорте создана основа многих его видов, заложены принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр.

Основные черты античной культуры:

• телесность, скульптурность (телесное воплощение космоса и человека, антропоцентризм, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры);

• космизм (Космос, осознаваемый как чувственный, одушевленно - разумный, внеличностный, фаталистически - героический);

• пантеизм (Космос - абсолютное божество; античные боги - зако­ны природы);

• агональность (состязательность, соревновательность);

• гражданственность (мужество, подвиг во имя отечества);

• особенности социокультурной организации (полиса, цивитаса);

• светский характер культуры;

• теоретический способ мышления, послуживший началу форми­рования современной (европейского типа) науки;

• антропоцентризм (человек рассматривается как центр и высшая цель мировоздания);

• идеал калокагатии (гармонии телесного и душевного совер­шенств);

•  гедонизм (стремление к наслаждению).

Колыбелью античной культуры была Древняя Греция, Эллада. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» - мощная духовная куль­тура, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был непосредственным восприем­ником ее исканий и достижений. Римская культура, таким образом, стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культу­ры.

Периодизация античности:

1. История Древней Греции:

1.1. крито-микенский период (III-II тыс. до н.э.);

1.2. гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.);

1.3. архаика (VIII-VI вв. до н.э.);

1.4. классика (V - три четверти IV в. до н.э.);

1.5. эллинизм (конец IV-I в. до н.э.);

2. История Древнего Рима:

2.1. культура этрусков (VIII-IV вв. до н.э.)

2.2. ранний (царский) Рим (VIII-VI вв. до н.э.);

2.3. римская республика (V-I вв. до н.э.);

2.4. римская империя (I-V вв. н.э.).

Охарактеризуем кратко условия и основные достижения культур­ного развития в рамках каждого из этих этапов.

 

3.2.ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Культура Древней Греции - это культура периода возникновения, расцвета и кризиса рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Юж­ной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. Она появляется с рубежа III-II тысячелетий до н.э. - с возникновения первых государст­венных образований на острове Крит, а заканчивается II-I вв. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средизем­номорья были захвачены Римом и включены в римскую державу.

Крито-микенская культура

Культура древнего Крита

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. Бла­годаря географическому положению этого гористого, вытянутого в длину острова здесь уже в глубокой древности скрещивались морские пути, соединяющие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой.

Время возникновения критской (иначе: минойской- от имени мифического царя Миноса) цивилизации - рубеж III-II тыс. до н.э., или конец эпохи ранней бронзы. Эта культура базировалась на развитом земледелии (известны плуг, злаковые; на острове найдены кладовые с пифосами для хранения зерна, масла, виноградного вина, меда и т.д.), широко были распространены скотоводство и охота. Изображенные на печатях, кубках, фресках сцены охоты и ловли быков, сбора олив и приготовления вина также свидетельствуют об этом.

Мифы называют Крит родиной ремесла: строительного, кора­бельного, гончарного, кожевенного, ткацкого. У владыки Крита якобы работал легендарный зодчий и скульптор Дедал - создатель Кносского дворца, первых театральных представлений, хитроумных «машин». Он первым из людей дерзнул сделать крылья и вместе с сыном Икаром, подобно птице, взлетел в небо.

Критяне имели большой флот, занимались рыболовством, торгов­лей и пиратством, владычествуя на море.

Критское царство было древнейшим в Европе государством с сильной централизованной властью, армией, чиновниками и данника­ми, арсеналом, темницами-тюрьмами, обширными складами, чеканкой монет, а также развитой сетью дорог и многочисленными морскими гаванями. Административным, хозяйственным и политическим цен­тром критской державы был Кносский дворец.

На Крите существовала письменность («линейное письмо А»), пиктографического, а затем преимущественно слогового характера. Удалось установить, что на глиняных табличках велись администра­тивно-хозяйственные записи, но дешифровка критского письма до сих пор не завершена.

Верования древних жителей Крита были прежде всего связаны с силами природы. Они поклонялись великой богине-владычице, кото­рая предстает то покровительницей гор, лесов, хлебных злаков и пло­довых деревьев, то зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей. Это - божество плодородия, Великая мать людей и животных, символ обновления природы, почитание которого было распространено в Средиземноморье со времен неолита.

Возможно, здесь, как и во многих древневосточных обществах, главным было небесное божество, ипостасью которого являлся свя­щенный бык, ибо почти каждое святилище на острове увенчано бычь­ими рогами; многочисленные изображения быков украшают дворцовые покои, золотые кубки, каменные и глиняные сосуды, печати. Об этом же говорят и мифы. Согласно им, на Крите обитал Минотавр - крово­жадное чудовище с человеческим туловищем и бычьей головой, кото­рому приносились в жертву прекрасные юноши и девушки.

На этой материальной и духовной основе складывалась художест­венная культура Крита, представленная множеством памятников. Глав­ный из них - Кносский дворец, в котором была сосредоточена вся ху­дожественная жизнь: и те, кто повелевал, и те, кто создавал, и те, кто воспринимал произведения искусства. Мир искусства, явленный в этом ансамбле, был достаточно многообразен: дворцовая архитектура, фре­сковая живопись, мелкая пластика, декоративные сосуды.

Несколько слов о самом Кносском дворце. Это грандиозный ком­плекс зданий, включающий около 300 помещений разного назначения (жилые покои, святилища, мастерские ремесленников, кладовые и др.) общей площадью около 24 тыс. кв. м. Он имеет весьма причудливую планировку в разных уровнях с множеством колонных портиков, от­крытых террас, балконов и лоджий, обилием каменных лестниц. Греки называли этот дворец «лабиринтом» (т.е. «домом лабриса», а лабрис - это двойной топор, символика которого распространена на Крите) и описывали его в своих мифах как сооружение, попав в которое, чело­век не может выбраться без путеводной нити (именно так, с помощью нити Ариадны нашел выход из лабиринта герой Тезей - победитель Минотавра).

При всей хаотичности дворцовой постройки она все же восприни­мается как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способ­ствует занимающий центральную часть дворца большой прямоуголь­ный двор, с которым так или иначе были связаны все основные поме­щения, входившие в состав этого огромного комплекса.

За всю многовековую историю Кносский дворец неоднократно пе­рестраивался. Отдельные его части и все здание в целом, вероятно, приходилось восстанавливать после каждого сильного землетрясения, которые бывают на Крите примерно один раз в пятьдесят лет. При этом новые помещения пристраивались к старым, уже существующим. Ком­наты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные ряды-анфилады. Отдельно стоящие постройки и группы построек по­степенно сливались в единый жилой массив, группирующийся вокруг центрального двора.

Несмотря на известную бессистемность застройки, дворец был в избытке снабжен всем необходимым для того, чтобы жизнь его обита­телей была спокойной и удобной (имелись водопровод, канализация, система вентиляции и освещения).

Во время раскопок дворца археологи обнаружили множество раз­нообразных произведений искусства и художественного ремесла. Среди них - великолепные расписные вазы, украшенные изображения­ми осьминогов и других морских животных, ритоны - священные со­суды из камня в виде головы быка, замечательные фаянсовые статуэт­ки, изображающие людей и животных с необыкновенным для того времени правдоподобием и выразительностью, ювелирные изделия тончайшей работы, в том числе золотые перстни и резные печати из драгоценных камней.

Особый интерес представляет настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. Некоторые из этих фресок изображали сцены из жизни природы: растения, птиц, морских животных. На других были запечатлены обитатели самого дворца: стройные загорелые мужчины с длинными черными волосами, уло­женными прихотливо вьющимися локонами, с тонкой «осиной» талией и широкими плечами и «дамы» в огромных колоколообразных юбках с множеством оборок и в туго затянутых корсажах.

Особое место занимают фрески, изображающие «игры с быком». На одной из таких фресок - стремительно несущийся бык и акробат, проделывающий сальто у него на рогах и на спине. Состязание челове­ка с разъяренным быком было не праздной забавой толпы, а религиоз­ным ритуалом, связанным с культом быка, могучего и свирепого, во­площающего разрушительные силы природы: грозную стихию земле­трясений, мощь бушующего моря.

Сцены «игр с быками», пожалуй, - единственная тревожная нота в искусстве Крита, которое в целом отличается безмятежностью и жиз­нерадостностью. Памятники критского искусства рассказывают о радо­стно-удивленном отношении к миру природы: на фресках и на поверх­ностях ваз распускаются пышные цветы, колеблются травы, резвятся стаи дельфинов, сверкают раковины, извиваются щупальца осьминога.

В сер. XV в. до н.э., в момент наивысшего расцвета минойской ци­вилизации, на Крит обрушивается страшная катастрофа, связанная с извержением вулкана на острове Фера (ныне Санторин). Затем с мате­риковой Греции на Крит вторгаются ахейские племена. Упадок минойской цивилизации становится необратимым. Крит превращается в отсталую провинцию, а центр цивилизации перемещается на север, на территорию материковой Греции, где достигает высокого расцвета ми­кенская культура.

Микенская культура

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшие­ся на Балканский полуостров на рубеже III-II тыс. до н.э. с севера, где они первоначально обитали. Продвигаясь на юг, ахейцы частью унич­тожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население. Так начинался новый этап в истории Древней Греции - этап формиро­вания греческой народности.

На первых порах своего развития микенская культура испытала на себе сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите. Среди них некоторые культы и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, линейное слоговое письмо («линейное письмо В», расшифрованное английским ученым Н. Вентрисом в 1953 г.).

Однако микенскую цивилизацию нельзя рассматривать как всего лишь второстепенный вариант культуры Крита. Микенская культура возникла на греческой почве и была преемственно связана с древ­нейшими культурами этого района, относящимися к эпохе неолита и ранней бронзы.

Наиболее ранним памятником микенской культуры считаются так называемые шахтовые могилы в Микенах (XVI в. до н.э.). Первые шесть из них были открыты самоучкой и энтузиастом археологии Г.Шлиманом, который предпринял раскопки, опираясь на свидетель­ства Гомера о «златообильных Микенах», столице царства Агамемно­на. Шахтовые могилы таили в себе поистине сказочные богатства. Ар­хеологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были най­дены массивные золотые перстни, украшенные резьбой, диадемы, серь­ги, браслеты, золотая и серебряная посуда, оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникаль­ные золотые маски, скрывавшие лица погребенных. О воинственных наклонностях властителей Микен можно судить по обилию оружия в их гробницах, а также по многочисленным изображениям кровавых сцен войны и охоты.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV- XIII вв. до н.э., когда зона ее распространения охватила весь Пелопон­нес, Среднюю Грецию, значительную часть Северной и многие острова

Эгейского моря.

Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы. Наиболее значительные - в Микенах, Тиринфе, Фивах. Двор­цы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Их мощные стены сооружены из отдельных каменных глыб без всякого связующего материала («циклопическая кладка»). Примером может служить знаменитая Тиринфская цитадель. Огромные необработанные глыбы известняка, достигающие в отдельных случаях веса в 12 т, обра­зуют наружные стены крепости, толщина которых превышает 4,5 м, высота же только в сохранившейся части доходит до 7,5 м. Дворцы бы­ли украшены фресками, на которых преобладали сцены войны и охоты.

В конце XIII в. до н.э. племенной мир всего северо-балканского региона в силу не известных историкам причин пришел в движение. Огромная масса варварских племен как греческого, так и негреческого происхождения, снялась с насиженных мест и устремилась на юг в бо­гатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса. Мар­шрут, по которому шло вторжение, отмечен следами разрушений и по­жарищ. На своем пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Основная масса варварских племен не смогла удержаться на захваченной территории и отхлынула на север, на свои исходные позиции. Лишь небольшие племена группы дорийцев и род­ственных им западно-греческих народностей обосновались в прибреж­ных районах Пелопоннеса.

Культура гомеровского периода

Важнейшим источником сведений о следующем за крито- микенской эпохой периодом греческой истории являются поэмы Гоме­ра «Илиада» и «Одиссея». Их существенно дополняет археология, по­казывающая, что дорийское завоевание отбросило Грецию на не­сколько столетий назад. Из достижений прежней эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособле­ния, имевшие жизненно важное значение (гончарный круг, техника об­работки металла, корабль с парусом, культура выращивания оливы и винограда).

Микенская цивилизация прекратила свое существование. На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытнооб­щинный строй. Не случайно этот период называют "темными веками" древнегреческой истории.

Почти все постройки того времени были из дерева или необож­женного кирпича. Погребения чрезвычайно бедны и даже убоги. В них почти нет красивых ценных вещей, отсутствуют предметы чужеземно­го (восточного) происхождения. Все это говорит о резком упадке ре­месла и торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров - ремесленников из разоренной страны в чужие края, о разрыве торговых морских путей.

Изделия ремесленников заметно уступают произведениям крит­ских и микенских мастеров. В росписи керамики безраздельно господ­ствует геометрический стиль (узор из концентрических кругов, тре­угольников, ромбов, квадратов).

Экономика представляет собой натуральное хозяйство, основны­ми отраслями которого являются земледелие и скотоводство.

Цари и аристократы живут в грубо сколоченных деревянных до­мах, окруженных частоколом. Дома отапливаются «по-курному», их стены и потолки покрыты сажей. Внутри жилища очень грязно. Жиз­ненный уклад царей прост и груб. Царь разделяет трапезу с рабами, его супруга среди рабынь сидит за ткацким станком. Рабство еще не по­лучило широкого распространения. Цены на рабов довольно высо­ки. Красивая и искусная в работе невольница приравнивалась целому стаду быков из двадцати голов.

Весь гомеровский период был периодом бесписьменным. Линей­ное слоговое письмо оказалось забытым. На территории Греции не удалось найти ни одной надписи, которая относилась бы к промежутку с XI по IX вв. до н.э.

Однако история человечества не знает абсолютного регресса, и в материальной культуре гомеровского времени элементы упадка при­чудливо переплетались с рядом важных новшеств.

Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и обработки железа. В микенскую эпоху оно было известно лишь как драгоценный металл и шло на изготовление украшений (колец, брасле­тов и т.д.). Древнейшие образцы железного оружия датируются XII-XI вв. до н.э. Несколько позже - в Х-IХ вв. до н.э. появляются железные орудия труда (топор, долото, серп). Широкое внедрение нового метал­ла в производство означало в условиях того времени настоящий техни­ческий переворот. Металл впервые стал дешев и широко доступен.

Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Классовое общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, зарождаются здесь снова, но в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократи­ческому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправ­ляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы.

Культура архаики

К VIII в. до н.э. в Греции произошли глубокие изменения: перво­бытный родовой строй трансформировался в раннерабовладельче­ский: появились различные классы и социальные группы, возникла го­сударственная власть и сложная хозяйственная и культурная жизнь. Основными ячейками исторического развития древнегреческого обще­ства, его культуры, становятся полисы.

Между греческими полисами существовали различия в типах хо­зяйства, в календаре, законах, денежном обращении, верованиях, диа­лектах и т.п. Однако сохранялось и развивалось единство народа, назы­вавшего себя эллинами.

Этому способствовала и Великая колонизация, т.е. выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии, расположенные по побережью Средиземного и Черного морей. Нужны были новые земли, источники сырья, рынки сбыта. Складывалась со­лидарность колонистов, их сознательная и самоотверженная предан­ность учреждаемому общественному союзу, который стал союзом сво­бодных и равноправных воинов с высоким чувством собственного дос­тоинства, верой в социальную и этническую общность.

Великая колонизация стала мощным фактором культурного разви­тия всего греческого мира. Знакомство колонистов с новыми странами, новыми племенами расширяло культурный кругозор греков. Рождалась новая греческая культура. Становление греческих полисов на старых и новых территориях сопровождалось формированием новой культу­ры, новой системы духовных ценностей.

Греки разработали оригинальную религиозную систему. По их понятиям, божество - это могущественное, но не всемогущее, сущест­во, которое, в свою очередь, подчиняется высшей безличной силе - судьбе, направляющей и организующей мировую жизнь. Античная ми­фология сформировалась на базе родственных отношений предшест­вующей родовой общины. Доступные и понятные людям родственные отношения переносились на всю природу, весь мир, который мыслился состоящим из одушевленных разумных существ, образующих универ­сальную космическую общину. Небо, звезды, луна, солнце, реки, горы, моря, растения и животные воспринимались одушевленными и разум­ными существами, находящимися в родстве, совершающими те или иные действия по тем же мотивам, что и люди.

Олимпийский пантеон богов - результат длительного развития и трансформаций мифологических представлений. Поглотив и потеснив локальных богов разных племен, он стал всеэллинским, а затем и все­общим античным.

В XI-VIII вв. до н.э. в Греции была создана алфавитная система письменности, состоящая из 24 букв, а в VIII-VI вв. до н.э. рождается греческая литература. Первоначальным ее жанром была эпическая по­эзия (сказания из жизни богов и героев).

Бурное развитие городов в самой Греции и ее колониях вызвало подъем градостроительного искусства, архитектуры и скульптуры.

Показателем зрелости раннегреческой культуры архаики является зарождение философских концепций. Раннюю греческую филосо­фию называют натурфилософией, поскольку философские и естествен­нонаучные знания составляли еще единое целое, и, кроме того, ранние философы в большей степени занимались объяснением природы, неже­ли другими философскими проблемами. Концепции раннегреческих философов представляли собой попытку рационалистического объяс­нения мира. Они отражали и вместе с тем обосновывали рационализм мышления древних греков, освобождали его от пут религиозного мис­тицизма, утверждали уверенный оптимистический взгляд на мир, на силы и способности человеческой личности.

Классическая культура

Победа греков в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н.э.), окончательное оформление классического рабовладения, развитие по­лисной демократии способствовали подъему экономической и полити­ческой жизни Греции и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (444-429 гг. до н.э.). В V-IV вв. до н.э. греческая культура стала одной из самых разви­тых культурных систем древнего мира.

Основными факторами формирования классической греческой культуры были:

• экономическая основа (рабовладельческая экономика), создавшая достаточные материальные возможности для культурного разви­тия;

• социальная основа (рабовладельцы и среднее гражданство, имею­щие гарантии своего благосостояния и являющиеся полноправны­ми гражданами и воинами), ставшая благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей;

• политическая основа (наличие полисов с демократическим поли­тическим устройством), предполагавшая активное участие граждан в государственных делах и способствовавшая формированию са­мостоятельно мыслящей личности;

• характер греческой религии (простота культовых обрядов, прове­дение главных религиозных церемоний выборными магистрата­ми), исключавший возможности складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве;

• широкое распространение грамотности;

• сама природа, требовавшая от древних греков трудолюбия как не­обходимого условия их жизни; для мировоззрения эллина харак­терно развитое чувство природы, заложенных в ней соразмерности и естественной гармонии, которое по-разному было реализовано во всех направлениях культурного творчества: в музыке, филосо­фии, архитектуре, скульптуре, литературе.

Перечисленные факторы формирования греческой культуры опре­делили ее огромные достижения, большое воздействие на последую­щее развитие мировой культуры.

Важнейшие особенности культуры классического периода со­ставляют: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры; ее гуманистическая направленность; создание шедев­ров, вошедших в культурный инвентарь последующих поколений.

Эллинистическая культура

Итак, основы и ядро античной культуры сложились в греческих полисах. Следующий этап ее развития связан с распространением ан­тичных традиций на захваченных А.Македонским территориях. По путям, открытым македонским завоеванием Персии, античная культура продвигается на Восток, достигая Средней Азии и Индии. Полисы пре­вращаются в самоуправляющиеся ячейки иных государств - эллини­стических монархий.

Складываются новые условия культурного развития:

• расширение ойкумены, т.е. обитаемого мира, круга земель, насе­ленных людьми; расширение окружающего мира, знакомство с но­выми условиями жизни и местными, часто очень древними, тра­дициями расширяло кругозор, создавало благоприятные условия для культурного творчества;

• нестабильность социальной системы, многообразие социальных противоречий выражалось в различии идеологических систем, фи­лософских и научных подходов, разнообразии решений в архитек­туре, скульптуре, мелкой пластике или литературе;

• рост общественного и личного богатства: эллинистические обще­ства располагали большими материальными возможностями, часть которых затрачивалась на финансирование культуры;

• повышение роли государства в развитии культуры: эллинистиче­ские монархии выделяли значительные средства для финансирова­ния тех или иных отраслей культуры, направляя процесс художе­ственного творчества в нужное им русло;

• взаимодействие традиций греческой и древних восточных куль­тур.

Эллинистическая культура - синтез греческой полисной и древ­невосточной культуры, где ведущую роль играла греческая культура (ее фундамент - классическая греческая культура; признанный язык - греческий; основные создатели культуры - греки). Воздействие древ­невосточной культуры сказалось в ряде новых философских идей (мис­тицизма и глубокого индивидуализма), в повышении роли религии в общей духовной атмосфере, внедрении ряда достижений древней нау­ки.

Глубокие изменения в мировоззрении эллинистических людей оказали значительное влияние на состояние философии как мировоз­зренческой науки об общих законах развития мира, человека и его мышления. Появляются новые философские системы стоиков, эпику­рейцев и киников, которые предлагают свои варианты решения не только натурфилософских, но и этических проблем.

Эллинистические государства, где немногочисленная греко­македонская элита держала в своих руках всю полноту власти над ме­стными народами, были внутренне слабыми и к тому же постоянно ве­ли войны друг с другом. В решающий момент они не смогли оказать достаточного сопротивления растущей государственной мощи Рима и постепенно, одно за другим, лишились независимости. На месте быв­ших эллинистических царств возникли обширные римские провинции.

«Греция, пленницей став, победителей грубых пленила, в Лациум сельский искусства внесла», - писал римский поэт Гораций.

 

3.3.ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Если прологом древнегреческой культуры были крито-микенская, то предшественницей древнеримской была культура этрусков.

Культура этрусков

Как происхождение этрусков, так и их таинственный язык, состав­ляют и поныне неразгаданную загадку. Вероятно, они прибыли в Ита­лию около 1000 г. до н.э. из Малой Азии, с побережья Эгейского моря. Поэтому созданная ими развитая культура явилась синтезом восточ­ного и эллинского начал. Подчинив себе местное население, они рас­селились по территории между Тибром и Арнусом, в области, которая в древности получила название Этрурии, а ныне называется Тосканой.

Этруски занимались земледелием (растили зерновые, лен, вино­град), разработкой месторождений меди, олова и железа и металлур­гией, керамическим производством, торговлей. Свидетельством разветвленности внешнеторговых связей этрусков является заупокой­ный инвентарь их погребений. В гробницах богатых этрусков археоло­ги обнаружили египетские сосуды, страусовые яйца с изображениями сфинксов, изделия из слоновой кости, золотые и серебряные сосуды из Сирии и с Кипра, греческие черно- и краснофигурные вазы, а также ян­тарные бусы, привезенные с побережья Балтики. Вывозили же этруски главным образом оружие и вино.

Этруски считались искусными градостроителями. Окруженные зубчатыми стенами из камня и оборонительным рвом, их города строи­лись по единому плану: две улицы, одна из которых идет с севера на юг, другая - с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре квартала. Улицы имели мощные мостовые и тротуары, дома - водопровод и канализацию. Города связывали великолепные дороги, при строительстве которых пробивались туннели и возводи­лись мосты.

При закладке города совершались особые церемонии, которые впоследствии были переняты римлянами. Границы будущего города намечались бороздой, вспаханной плугом, запряженным коровой и бы­ком. На местах, отведенных для городских ворот, плуг поднимался и борозда прерывалась.

Во главе этрусков первоначально стояли цари. Но со временем, с распадом родового строя власть племенных царей ослабла - бразды правления перешли в руки аристократии. Этрурия не была единым государством: каждый город был отдельным политическим целым, где власть принадлежала аристократии. Правда, они объединялись в сою­зы, которые носили в большей степени религиозный, а не политиче­ский характер.

О религии этрусков известно мало. Они почитали троицу высших небесных божеств - Тина, Уни, Мнерву (позже были введены в рим­ский пантеон в виде капитолийской триады - Юпитера, Юноны и Ми­нервы). Существовал и целый ряд других божеств, которыми управлял громовержец Тин, мечущий молнии сначала в предостережение винов­ным, а затем в наказание им.

Боги этрусков гневны и загадочны. Люди вынуждены постоянно угадывать их волю и приносить им жертвы, вплоть до человеческих. Воображение этрусков создало также множество демонов, как злых, вредящих человеку, так и добрых, помогающих ему, покровительст­вующих его семье и дому.

Этрурия, «мать и родительница суеверий», создала также весьма сложную систему гаданий, которая должна была дать человеку воз­можность узнать волю богов и избежать несчастий. Правила гадания, позднее усвоенные и в Риме, назывались там «этрусской наукой». Га­дали по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени, ведь по этрусским верованиям, принесенным с Востока, каждой из 40 частей, на которые древние делили небо, соответствует определенная часть печени. Поэтому для гаданий изготовляли модели печени с деле­нием на 40 частей.

Культура этрусков свидетельствует об их значительной художест­венной одаренности. Искусство их самобытно, хотя в нем можно выде­лить следы малоазийских, позднее греческих влияний. Ему свойствен­но стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц этрус­ской знати.

Если храмы и жилые дома этруски возводили из дерева, сырцового кирпича и глины (камень использовался лишь в фундаменте), то гроб­ницы строились из более прочного материала (высекались в скальном грунте или складывались из камней). Именно поэтому они сохранились до нашего времени.

Наиболее характерным был тип гробницы, воспроизводящей мо­дель жилого дома с центральным двориком и выходящими в него по­мещениями. Обычно стены гробниц расписывались. Содержание рос­писей чаще всего было связано с шумными церемониями, устраивав­шимися после торжественных похорон знатных покойников. Только фигуры плакальщиков или жрецов напоминали о погребальном значе­нии росписей. Над чувствами скорби и печали преобладали проявления жизни. Сцены трапез и конных ристаний, фехтовальных игр и кулач­ных боев, охоты и рыбной ловли и даже картины блаженства душ в царстве мертвых исполнены с кипучей энергией.

Обращает на себя внимание красочность росписи, где господству­ют пестрота и сочность красок. Колористическое решение подчеркива­ет особенность восприятия этрусками потусторонней жизни: не траги­чески, как безвозвратную гибель, а как своеобразное продолжение зем­ной, реальной жизни.

Широко была распространена и скульптура. Мраморной скульп­туры сохранилось мало, ведь собственных залежей мрамора в Этрурии не было. Этруски больше не ваяли, а лепили. Основным материалом для скульпторов была терракота. Из терракоты изготовляли знамени­тые саркофаги, иногда в форме ложа, на котором полулежат человече­ские фигуры, погребальные урны, статуи. До нашего времени сохрани­лась и этрусская бронзовая скульптура, например, химера с головами льва и козла, и капитолийская волчица, эмблема Рима.

Изобразительное искусство этрусков выявило свойственное им внимательное отношение к действительности, стремление к ее точной, конкретной передаче. Изображения усопших на саркофагах и урнах реалистичны. Они передают индивидуальные особенности без всяких прикрас - грубость черт, излишнюю полноту и т.д. Детальность виде­ния мира, почти полное отсутствие иносказаний, живость образов, - все эти черты впоследствии получат свое развитие у римлян.

VII-V вв. до н.э. - период наивысшего расцвета Этрурии. В IV-III вв. до н.э. римляне последовательно покоряют все этрусские города.


Культура раннего (царского) Рима.

Отсчет истории своего города римляне вели от вполне конкретного мифического события.

Согласно легенде, новорожденные близнецы, внуки царя Альбы Лонги Нумитора, Ромул и Рем были брошены в Тибр по приказу зло­умышленника Амулия, свергнувшего с престола их деда и опасавшего­ся мести. Но по воле отца младенцев бога Марса волна вынесла их на берег. Здесь мальчиков нашла и вскормила своим молоком волчица. Воспитателем детей стал царский пастух Фаустул. Братья выросли, уз­нали о своем происхождении, убили Амулия и вернули власть деду. На том месте, где были найдены, они основали город, который по жребию получил название, производное от имени Ромул (Рим). Римляне верили в то, что это произошло 29 апреля 753 г. до н.э.

Однако археологические раскопки показывают, что еще за два столетия до этого, т.е. в Х в. до н.э. небольшая группа латинян посели­лась на Тибре, с западной стороны Палатинского холма, откуда можно было легко заметить приближающегося неприятеля. Так возникло пря­моугольное селение - «квадратный Рим».

Кроме латинян, в Риме жили сабиняне и этруски. Основой римско­го общества был род. Во главе общины стоял царь, избиравшийся на собрании и обладавший сильной властью. По преданию, в Риме прави­ли семь царей, причем трое последних были этрусского происхожде­ния. При них город обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк, возведен украшенный глиняными статуями храм Юпитера на Капитолийском холме.

Полноправные граждане, члены родов, назывались патрициями. Патрициями были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Они имели право принимать участие в народных собраниях и служить в ополчении. Кроме патрициев, в Риме существовали две другие категории свободного населения: клиенты и плебеи. Сохраняя личную свободу, они не имели ни политических прав, ни права всту­пать в брак с представителями патрицианских родов, ни права иметь участок земли, и занимались сельским хозяйством, ремеслом и торгов­лей.

Культура римской республики

В 509 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя - жестокого Тар- квиния Гордого - и уничтожили царскую власть. Был установлен рес­публиканский строй аристократического характера. Римская об­щина к тому времени представляла собой один из полисов Апеннин­ского полуострова. Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях, защищал границы своего небольшого государст­ва.

Для полиса характерным было стремление к обособленности и замкнутости. Земледельческая община вела натуральное хозяйство и мало нуждалась в посторонней помощи. Со стороны соседей могла ис­ходить опасность земельных захватов, поэтому с ними община обычно находилась в натянутых отношениях. Это усиливало замкнутость об­щины, ее агрессивность, направленную вовне.

Граждане общины стремились не к заимствованию новых идей, а к сохранению дедовских нравов и обычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Отсюда - традиционализм и консерва­тизм их культуры.

Постепенно, по мере развития римских завоеваний, город- государство на Тибре сменился громадной державой, включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с многомил­лионным населением, многими городами, сложным хозяйством, раз­ными классами, постоянной армией, сложным государственным аппа­ратом.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завое­вание греческих городов в Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре.

К середине II в. до н.э. Рим стал мощной средиземноморской дер­жавой. Однако примерно в то же время в государстве изменилась внут­риполитическая обстановка - начались гражданские войны, приведшие к падению республики.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла со­бой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италий­ского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Культура Рима периода империи

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в Империю, огромную державу, включаю­щую Восточное Средиземноморье, Северную Африку и большую часть Европы. Время затишья классовой борьбы («римский мир») в период правления Августа (27 г. до н.э. - 24 г. н.э.) стимулировало высокий расцвет культуры.

В конце II-III в. Рим охватил всеобъемлющий кризис. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение про­винций, появление в различных частях Империи самостоятельных пра­вителей. Характерные признаки кризиса античной культуры - па­разитический образ жизни значительной части свободного населения, низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение мистических восточных культов. В архитектуре не создается уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сме­няется более грубой, падает техническое мастерство.

Одряхлевшая Римская империя, раздираемая внутренними проти­воречиями и теснимая со всех сторон внешними врагами, не имела бу­дущего. Она перестала существовать в 476 г., когда командир герман­ских наемников Одоакр сместил малолетнего римского императора Ромула Августула. Эта дата традиционно считается концом Древнего мира, античности и началом западноевропейского Средневековья.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!