Условия появления ораторского искусства.



Лекционное занятие 3 (2 часа).

Ораторское искусство как учебный предмет.

1. Понятие ораторского искусства.

Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. retorike) и русское красноречие.

Риторика – 1) ораторское искусство, теория красноречия // учебный предмет, изучающий теорию красноречия // учебная книга, излагающая основы этой теории; 2) перен. – эффективность, внешняя красота речи, напыщенность; 3) в старину – название младшего класса духовной семинарии.

Ритор 1. В Древней Греции – учитель красноречия, ораторского искусства (истор.). 2. Оратор, говорящий пышно и красиво, но малосодержательно, прибегающий к искусственным приемам красноречия (книжн. неодобрит.). 3. В старину – ученик духовной семинарии по классу риторики (устар.).

Красноречие – 1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство; 2) устар. – наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусство владения живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Подобное толкование было принято еще в античные времена. Аристотель: риторика – «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Ломоносов М.В. «Краткое руководство к красноречию»: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

Кошанский Н. «Частная риторика»: «Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других».

Сперанский М. «Правила высшего красноречия»: «Красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством.

Ораторское искусство тесно связано с наукой. Еще античные философы, Платон и Аристотель рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Ф.Бэкон в работе «Опыты» классифицировал риторику как искусство «сообщения знаний». М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания.

Доказательства связи ораторского искусства с наукой:

1. ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их;

2. многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, научных докладах, сообщениях, беседах;

3. ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений.

Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

Е.А.Ножин: «Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства; т.е. умением произносить речи перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно».

Условия появления ораторского искусства.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств – Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство.

Спарта были типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Плутарх повествует о порядке проведения собраний в Спарте и отмечает любопытную деталь. Когда народ «разного рода изъятиями и прибавлениями» стал изменять утверждаемые решения, цари приняли постановление: «Если народ постановит неверно», старейшинам и царям распустить», т.е. решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому участию граждан в управлении.

По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине 5 века до н.э. стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Здесмь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.

Главная роль принадлежала народному собранию (экклексии), которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц, об издании различных постановлений и т.д. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.

Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ). Члены совета избирались по жребию из числа граждан, имевших не менее 30 лет от роду, по 50 человек от каждого из 10 районов, находившихся на территории полиса.

Судебными делами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных (гелиэя). Он был довольно многочисленным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.

Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. При обсуждении вопросов между партиями в народном собрании противоположными сторонами в суде нередко велась ожесточенная борьба. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, т.е. владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.

По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!