Начнём с теории элит Вильфреддо Паретто



Вильфредо Парето (1848-1923 гг) – итальянский экономист, социолог и политолог, а также создатель теории циркуляции элит, одним из первых применивший формальные методы для анализа экономических и социальных процессов. Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические теории, – «Трактат по общей социологии». Согласно этому трактату, индивиды неравны между собой как в физическом, так и в интеллектуальном и нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется Парето совершенно естественным, очевидным и вполне реальным фактом. Люди, обладающие наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, и наполняют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя определённая элита. В качестве синонимов этого термина Парето использует такие термины, как: «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой».

В целом социальная структура общества изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей всего из двух слоёв: на вершине у нас удобно и с комфортом располагается немногочисленная элита («высший слой»), а вот где-то в низинах, далеко далеко лежит основная масса населения («низший слой»).

Парето также как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих, т.е.элиту и на управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерным является использование силовых методов правления, т.е. консерватизм. «Лисы» же в свою очередь предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они своего рода “мастера” политико-финансовых комбинаций, обмана и какой-либо хитрости. Правление «лис» эффективно тогда, когда политическая система неустойчива, когда ситуация требует вмешательства новаторов, способных привнести что-то новое. Однако «лисы» не способны применить насилие в тот момент, когда оно нужно как никогда. Тогда им сменяют «львы», элита способная действовать радикально, если это необходимо. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определённым набором преимуществ, который постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.

Парето выделял также правящую элиту и неправящую элиты.

Неправящая элита как обычно это бывает наделена практически всеми качествами для управления народом, но они не обладают властью из-за своего статуса. Со временем эффективность правления правящей элиты начинает угасать, и видя это неправящая элита (или контрэлита) начинает подключать массы для поддержки и свержении действующей власти, дабы занять их место. Конечно и они не будут править вечно, и появятся такие же, как и они в своё время новаторы, которые свергнут их. В этом и заключается “циркуляция элит”.

Процесс циркуляции элит является необходимой частью для поддержания равновесия социума. Процесс этой циркуляции я описал выше. Между элитой и массой регулярно проводится обмен, так, утрачивая былое величие часть элиты отправляется в массы, а так сказать “свежие” умы и способные пробиться выше люди пополняют ряды элиты. Согласно теории Парето, полит. революции происходят вследствие того, что-либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по иной причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция является дополнением к циркуляции элит, если так можно сказать.

 

Теория Элит Гаэтано Моски

Гаэтано Моска (1854 – 1941 гг) - итальянский правовед, политолог и социолог, и по совместительству создатель оригинальной теории элитизма.

В своей теории он указывает на существование двух классов, как и было сказано ранее это управляющие (правящая элита) и управляемые (остальная масса). Элита отвечает за все политические функции и обладает широким набором разнообразных привилегий, в то время как управляемые находятся под непосредственным надзором управляющих и, в свою очередь обеспечивают последней все благи для существования.

Моска акцентировал внимание на том, что если ты хочешь стать частью политического класса, то ты обязательно должен обладать богатством, военной доблестью и быть предрасположенным к идеям церкви.

Он отмечал факт того, что правящей элите требуется некое обновление. Правящий класс по Моске подвержен изменениям и вот как они проявляются: существует две тенденции в развитии управляющих - это аристократическая и демократическая. В аристократической прослеживается стремление полит. класса стать наследственным фактически. Если взять преобладание аристократической тенденции, то она будет страдать общественного застоя ввиду закрытия данного класса, что в будущем выльется в не самые приятные последствия.

Демократическая тенденция проявляется в замене полит. класса за счёт наиболее способных к управлению низших слоёв. Данное обновление несёт довольно положительную черту в виде подавления возможности дегенерации элиты, что в последствии позволяет эффективно управлять обществом. Наиболее благоприятное развитие для общества — это сохранение баланса между демократией и аристократией, поскольку благодаря этому балансу в стране будет осуществляется стабильность в руководстве и своевременное обновление управляющих.

В будущем концепция полит. класса Моски окажет большое влияние на развитие элитарных теорий, за что подвергнется критике за некоторого рода абсолютизацию полит. фактора в социальном структурировании общества и недооценённость роли экономики. Но, это конечно довольно неожиданно, но теория Моски смогла найти себе место в тоталитарных государствах, где политика приобретает главенствующее положение над экономикой и остальными сферами общества.

 

И наконец теория элит Роберта Михельса

Роберт Михельс (1878 – 1936 гг) - немецкий социолог, один из разработчиков теории элит, а также автор “железного закона олигархии”. В своих исследованиях Михельс постепенно приходит к заключению о том, что олигархия является неизбежной формой жизни для крупных социальных структур.

Суть закона железной олигархии состоит в том, что неразделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций приводит к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми её членами. Чтобы спасти себя и вернуться не курс стабильности демократия вынуждена создавать организацию активного меньшинства, которому остальная масса может доверять, поскольку не способна к осуществлению контроля над этим меньшинством. В связи с этим демократия плавно преобразуется в олигархию.

Поскольку демократия не может существовать без управленческого аппарата, т.е. элиты, начинается закрепление привилегий за отдельными личностями, что ведёт к постоянству и несменяемости полит. лидеров. Как это принято, правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами, она более проинформирована, имеет контроль над средствами коммуникации в то время, как простые (или же рядовые) члены организации ещё не совсем компетентны в этом плане. Правящая элита планомерно выходит из-под наблюдения рядовых членов, так сказать, отрываясь от них и подминая политику под свои личные интересы, стараясь сохранить свои привилегии и статус. В результате таких махинаций можно сказать, что практически над любой демократической организацией стоит отдельная, реальная группа олигархов, передающих полномочия другим лидерам, не допуская передачи власти массам. Независимо от типов партий “демократия ведёт к олигархии”. Такая закономерность является общепринятой для развития политической организации, власть концентрируется в руках правящего, в следствие чего роль рядовых членов организации в принятии каких-либо решений становится несущественной и постепенно понижается.

Также Михельс уделял внимание социальным механизмам, порождающим элитарность общества, где он особо выделял организаторские способности, а также орг. структуры общества возвышающие управляющий слой. Растёт пропасть между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с интересами руководящего звена. Можно сказать, что Михельсом была сформулирована одна из первых концепций бюрократизации правящей элиты.

 

Выводы и заключение:

Что же можно сказать в заключении? Я считаю, что идеи и концепции перечисленных выше учёных вполне себе имеют место быть в наше время. Теория элит в своё время внесла весомый вклад в развитие не только политической науки, но и других областей обществознания. И сейчас теория правящих лит также существует, просто, возможно, не так сильно. Мир как был, так есть, и так возможно ещё длительное время будет разделён на элиту и массу. Независимо от имеющихся характеристик они будут зависеть друг от друга, масса будет работать на благо управляющих, а управляющие получать с этого прибыль и всячески подавлять какое-либо сопротивление. И цикличность управляющих никуда не денется.

Хотя можно сказать, что сейчас происходит много интересного, у руля находятся представители медиа культуры, актёры, а депутатами становятся спортсмены. “Старичков” постепенно сменяют новые, адаптирующиеся к изменениям в политике новаторы, ведь все помнят о том, что длительная несменяемость элиты приводит общество к застою.

Моска отмечал то, что в идеале, формирование элиты должно происходить на основе интеллектуальных заслуг и образованности, а не за счёт родовитости и богатства. И я с ним согласен. В нынешнем мире по-прежнему важным критерием формирования полит. класса остаётся способность к управлению другими людьми (организаторские способности), а также в качестве дополнения материальное, интеллектуальное и моральное превосходство, которым как принято располагают лишь избранные, которые впоследствии и восходят в класс элиты. Сейчас мы живём в то время, где деньги решают все проблемы, и выбиться в свет за счёт своей образованности и выдающихся заслуг становится “немного” сложнее, чем используя связи.

Таким образом, как я и сказал ранее, идеи Парето, Моски и Михельса являются весьма актуальными для гос. устройства современного мира, но сейчас они больше являются базой, на которой строится политическое мироустройство.

Источники и литература:

1. Афанасьев В. В.- Карл Шмит: из истории политической мысли // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 69-76.

 

2. Володин К.С. Гаэтано - Моска и Вильфредо Парето: обзор теории // Современные политические процессы. – 2012. – № 1. – С. 35-41 с.

 

3. Ирхин Ю.В. -Политические элиты вчера, сегодня, завтра // Социально-гуманитарные знания. – 2008 г.

 

4. Мюрберг, И. И. Дискурс насилия: К. Шмитт против Х. Арендт / И. И. Мюрберг // Власть. - 2010. - № 5.

 

5. Семенова Р.У.--Ханна Арендт о тоталитаризме: политический и нравственный дискурсы (по страницам «Истоков тоталитаризма»), Текст научной статьи по специальности «Политологические науки». Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер.6. Выпуск 1. 2006 г.

 

6. Чемшит А.А. Современные концепции политической науки // Кафедра «Политические науки и философия». – Севастополь: СевГУ, 2020. – 445 с.

 

 

 

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!