Биологическое, социальное и духовное в человеке.



ВХ-4-19

                                          Основы философии

                          Преподаватель Карамышева Л.К.

Занятие № 18

Тема: Круг основных проблем философской антропологии   

 

 

Цель: повторить  философские взгляды разных эпох относительно проблематики человека, его сущности и природы;

развивать у студентов умение самостоятельно мыслить, критически анализировать разные точки зрения на проблему;

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Философские взгляды разных эпох относительно проблематики человека, его сущности и природы

 

2. Основные проблемы философской антропологии

Учебный материал: лекция; информационные ресурсы

Рекомендации: опираясь на текст лекции (она повторяется), выполнить самостоятельно задания преподавателя; оформить письменно в рабочей тетради

                              

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».

                                                            Ф.М.Достоевский

 

На протяжении веков и в рамках наступившего XXI столетия, человек по-прежнему остается тайной, которую стремятся раскрыть биологи, психологи, историки, философы и др.. В XX в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Философы Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что может появиться как другой основной вопрос философии - проблема экзистенциализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья. "Философское понимание человека" было вынесено в качестве главной темы на ХVIII Всемирный философский конгресс, который проходил в Брайтоне в 1988 г.

Однако в реалиях современного научно-технического прогресса проявляется тенденция к замене людей роботами в разных сферах деятельности и даже усовершенствование генов человека. По мнению ученых, это позволит создать новое поколение людей, которым будут чужды неудачи и поражения. А роботы-андроиды смогут быстро и точно выполнять требующиеся задания. Уповая на возможности и безотказность роботов, неправильно думать, что всё за нас они будут делать, ведь это чревато многими неприятными и даже фатальными последствиями. Во-первых, мы тогда потеряем свой интерес к жизни, во вторых, мы рискуем деградировать, ну и в третьих, мы рискуем полностью исчезнуть как вид. Роботы никогда не заменят людей, они не живые, а созданными нами устройства.

Вот поэтому нам так важно понять, как сохранить свою сущность и не стереть индивидуальные черты в реалиях современного прогресса. Знания о себе самом необходимы для того, чтобы быть Человеком, Личностью.

 

Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Возникнув в 6 веке до н.э., проблема человека окончательно не разрешена сегодня. Она является непреходящей, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно - историческими и иными причинами. По- прежнему в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования.

«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой»,- так сказал великий русский поэт В.А.Жуковский. «Человек есть принципиальная новизна в природе»,- настаивал Н.А.Бердяев. "Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история",- отмечал немецкий поэт Генрих Гейне. «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена»,- таков вывод русский философ А.Ф. Лосев.

Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, экономики, социологии, психологии, географии и т.д. Однако проблема человека, его развития и перспектив предстает перед наукой как проблема комплексная. Своеобразным «интегратором» знаний о человеке является философия. Основная функция философии - мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это, во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир».

Философская антропология (antropos - человек, logos - учение)– философское учение о природе и сущности человека. Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как «Что собой представляет человек?», «Каково предназначение человека?», «Зачем человек живет?», возникают вместе с появлением человеческой культуры.

В XX в. проявился кризис понятия человека — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие. Важнейшей задачей философии стало восстановление целостного образа человека. У истоков философской антропологии XX в.,возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения этой проблемы:

- Макс Шелер — «надмирность» и самосознание;

- Гельмут Плеснер — эксцентричность и неопределенность;

- Арнольд Гелен — недостаточность и деятельность.

Макс Шелер(1874—1928), оформил проблемное поле философской антропологии как самостоятельной области знания: «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека». В человеческой природе Шелер выделил два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Однако животные, согласно Шелеру, замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек же — вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его. Дом человека - не окружающий мир, а бесконечность. Важное отличие человека от животного - его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или воле, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Гельмут Плеснер(1892—1985) отталкивался от той же идеи самосознания: человек в отличие от животных неопределен, но способен взглянуть на себя со стороны. Для того чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний. Эксцентричность – то свойство, которое дает человеку способность испытывать свое тело. Человек живет в постоянном разрыве с самим собой, он то слит с телом, то переживает и осознает его как предмет. Место человека — не в себе: не в теле и не в психике, а вне себя — в неопределенном месте за их пределами, в ничто. Сущностью человека является «безродность», «искусственность»: он лишен укорененности в бытии, а потому должен творить себя самого, «делать себя тем, кем он уже является». Именно поэтому сущность человека ускользает от науки, только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» — вечно ускользающее месторасположение человека.

Арнольд Гелен(1904— 1976) считал человека «недостаточным существом». Человек обделен мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Поэтому он вынужден компенсировать свою природную слабость «второй природой» - обществом и культурой. «Мир культуры и есть человеческий мир». Без нее у человека нет ни малейших шансов выжить, а потому не существует «естественного человека» – он изначально является социальным существом, и всякое общество предполагает язык, свою технику, формы общения, кооперации и т.д. Удел человека — вечная деятельность, преодоление себя, и остановка на этом пути равнозначна гибели человечества.

Потому и нет смысла говорить о «среде» применительно к человеку, ибо он живет в мире культуры, которая опосредует его приспособление к практически любой земной среде, независимо от климата или биогеоценоза.

"Философское понимание человека" было вынесено в качестве главной темы на ХVIII Всемирный философский конгресс, который проходил в Брайтоне в 1988 г.

 

Вывод: Каждая классическая теория философской антропологии и трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма целостный образ человека. Этот образ незавершен, но его незавершенность не является недостатком. Напротив, это означает, что он открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека.

 

Концепции человека о его природе и сущности.

 

Природа и сущность человека, родственные понятия. Природу можно понимать в двух смыслах: как происхождение человека; и как совокупность сущностных черт, которыми человек наделен при рождении, т.е., своеобразие, специфика людей как живых существ. Первое понимание природы связано с различными концепциями антропогенеза (происхождения человека).

Основные гипотезы о происхождении человека: научная - эволюционная теория Ч.Дарвина и Ф.Энгельса, религиозная, уфологическая-инопланетная - теория космического происхождения.

Философия выступает арбитром в вопросе антропогенеза. Научная версия происхождения человека — наиболее приемлемая с точки зрения здравого смысла и наиболее обоснованная. По мнению историка А.А.Зубова, наукой доказано вполне, что человек произошел от животных, точнее, от предка, общего с современными человекообразными обезьянами. Об этом свидетельствует хотя бы генетическое сходство человека и шимпанзе. По разным оценкам оно составляет 95-99 процентов, т. е. человек генетически отличается от шимпанзе всего лишь на 1-5 процентов. И группы крови у человекообразных обезьян и человека практически совпадают. Имеется также много свидетельств животного происхождения человека, полученных археологами. Благодаря своим открытиям и находкам они выстроили цепь промежуточных, переходных звеньев от древних обезъян к современному человеку.

Второй смысл понятия «природа человека» делает его тождественным понятию врожденной сущности. Сущность человека – философское понятие, обозначающее главные, ведущие, определяющие характеристики человека, отличающие его от других форм бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям (т.е. врожденная сущность). По Аристотелю, сущность человека – это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

Итак, вопрос о природе человека - также один из центральных в философской антропологии. Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он захвачен влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. Являясь как бы "вещью среди вещей", человек детерминирован своим прошлым (биологией).

С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они прямо не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Тогда оказывается, что он вовсе не подчинен полностью прошлому, не похож на "вещь". Сознание, разум и свобода свойственны природе человека. Человек над биологией надстраивает биографию.

Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Представленные в мировой философии определения природы и сущности человека можно систематизировать по-разному. Один из вариантов такой систематизации усматривает три подхода к человеку:

 

1. Сущность человека теологическая - духовная. Этот подход характерен для всех религиозных и эзотерических (тайных) учений. В соответствии с ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью. В соответствии с эзотерическими учениями истинное "Я" человека - духовная монада (единица) - просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для самосовершенствования.

2. Сущность человека - разум. Этот подход сформировался в Новое время (рационализм). Она предполагает, что разум - особая самостоятельная инстанция и человек отличается от животных именно разумом - умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.

3.Сущность человека – деятельно-социокулътурная. Решающую роль в утверждении этой версии сыграли работы Карла Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает "вторую, очеловеченную природу" - мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит "по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты". Являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп. Поэтому сущность человека - это "совокупность всех общественных отношений". Не биологические черты человека определяют самое существенное в нем, а его социально - групповая принадлежность.

Вывод: Как видим, невозможно однозначно определить природу и сущность человека. Человек – источник необычного в природе. Он - есть нечто большее, чем то, что он знает о себе и нечто большее, чем он есть.

 

Биологическое, социальное и духовное в человеке.

 

В истории философии и науки сложились 3 подхода к определению соотношения природного и социального в человеке:

1.Биологизаторский подход (Зигмунд Фрейд, Френсис Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено их наследственными генетическими данными.

Сторонники этого подхода считают:

—человек — сугубо природное существо;

—духовные свойства личности имеют биологическую основу;

—развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;

—воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Ф. Гальтон является основателем евгеники – учения о том, что селекция применима к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.

Биологизаторский подход абсолютизирует естественные свойства человека. К таким концепциям относится теоретический расизм, согласно которому природа человека является биологической, раса представляет собой вид, отличающийся от других рас рядом биологических особенностей. С теоретическим расизмом связано утверждение о неравноценности человеческих рас, о природном их неравенстве. В середине XIX в. появились обобщающие труды по расизму. Некоторые так и назывались — “Опыт о неравенстве человеческих рас”. В XX в. в Германии родился известный “нордический миф”, широко использовавшийся в фашистской пропаганде.

2. Социологизаторский подход. Данный подход основан на идее превалирования социальной сущности человека. Социум определяет и корректирует поведение, волю и мировоззрение человека. К данному подходу относятся социальные утопии (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.), марксизм.

Утверждается, что:

— человек рождается как существо биологическое, однако в процессе
жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды,
прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;

—среда является определяющим фактором формирования личности;

—воспитание призвано корректировать характер влияния среды;

—чем ниже по. уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.

Преувеличение роли социальных факторов, убеждение в том, что мощное воздействие воспитательных процессов может существенно изменить органическую природу человека — теоретически и практически несостоятельны и даже опасны. Сконструировать человека согласно заданным общественным идеалам, игнорируя его биологические параметры, вырвав из естественной среды, невозможно. Опасность такого конструирования проявляется, например, в массовых психозах, вызываемых агрессивной пропагандой, превращающей людей в стихийно действующую толпу. Под давлением социальных сил изменяется общественное сознание и содержание духовной жизни, быстрыми темпами возвышаясь и не менее быстро деградируя.

3. Биосоциальный подход. Он основан на идее диалектического единства биологического и социального начал в человеке.

Представители этого подходасчитают:

—человек — существо и биологическое и социальное;

—психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;

—направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.

В рамках данного подхода развиваются большинство современных философских, социологических и психологических концепций личности. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.

 

Вывод: Таким образом, природное начало является необходимым условием для жизни, благодаря социальному началу начальные биологические характеристики позволяют человеку стать отличным от других живых существ и себе подобных. Духовность же понимается как одна из важнейших существенных характеристик человека, как ценностное содержание и направленность бытия человека. Духовное, биологическое и социальное неразрывно связаны в человеке и образуют его индивидуальность. Иными словами, сущность человека — сложное переплетение природного-биологического и социального-культурного.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 1245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!