Задание: Как обосновывал и какие доказательства использовал летописец для определения первенства московских государей над всеми русскими князьями и королями Польши и Литвы ?



 

 

"Сказание о князьях Владимирских" - литературно-публицисти-ческий памятник XVI в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем и царской власти. В основе "Сказания" лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа. Другая легенда, входящая в "Сказание", повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха. Время появления этих легенд не установлено, и о существовании их до XVI в. неизвестно. В 10-х годах XVI в. легенды были соединены в "Послании" церковно-публицистического писателя Спиридона-Саввы. На основании "Послания" примерно в это же время была составлена первая редакция "Сказания о князьях Владимирских".

 

<...> В год 5457 (51 до н.э.) Август, кесарь римский, пошел в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птолемеев, со своими воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с великой охотой и воинами, и пищей, и дарами. И бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата своего Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата своего, поставил властелином Александрии, Ирода же, сына Антипатра, аскалонитянина, за то, что тот почтил его, поставил царем над иудеями в Иерусалиме; Азию же вручил Евлагерду, родичу своему; Илирика же, брата своего, поставил правителем в верховьях Истра; а Пиона учредил правителем в Золотых землях, которые ныне называются Угорской землей; а Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в города Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей.

 

И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: "О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя". Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя.

И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй - Синеус, а третий - племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик.

А четвертое колено от великого князя Рюрика - великий князь Владимир, который просветил Русскую землю святым крещением в году 6496 (988). А от великого князя Владимира четвертое колено - правнук его Владимир Всеволодович Мономах. Когда сел он на великое княжение в Киеве, то начал советоваться с князьями своими, и с боярами, и с вельможами, так говоря: "Неужели я ничтожнее прежде меня царствовавших и управлявших знаменами царства великой Руси, таких, как князь великий Олег, который ходил и взял с Царьграда большую дань для всех воинов своих и благополучно домой возвратился, или как Всеслав Игоревич, князь великий, который тоже ходил на Константин-град и еще более тяжелой данью его обложил. А мы, божьей милостью, наследовали престол своих прародителей и отца своего великого князя Всеволода Ярославича, и наследники той же чести от бога. Ныне жду совета от вас, моего двора князей, и бояр, и воевод, и от всего христолюбивого воинства; да прославится имя святой живоначальной Троицы силой вашей храбрости с божьей помощью и нашим повелением; какой же вы мне совет дадите?" Так отвечали великому князю Владимиру Всеволодовичу его князья, и бояре, и воеводы: "Сердце царево в руке божьей, а мы все в твоей власти". Тогда великий князь Владимир собирает воевод умелых и мудрых

и ставит начальников над воинскими отрядами - ты-сячников, сотников, пятидесятников; и, собрав многие тыся-чи воинов, отправляет их во Фракию, область Царьграда; и завоевали большую часть ее, и возвратились с богатой до-бычей.

В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах, и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение -

отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу: Неофита, митрополита эфесского, и с ним двух епископов, милитинского и митилинского, и антиохийского стратига Антипа, иерусалимского наместника Евстафия и других своих знатных вельмож. С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердо-ликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино,

 

и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, ско-ванную из аравийского золота, и много других даров цар-ских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами

 

и своим знатным посланникам, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу, так говоря с мольбой: "Прими от нас, о боголюбивый и благоверный князь, во славу твою и честь эти честные дары, которые с самого начала твоего рода и твоих предков являются царским жребием, чтобы венчаться ими на престол твоего свободного и самодержавного царства. Прими и то, о чем будут тебя молить наши посланцы, - мы от твоего величия просим мира и любви: тогда церковь божия утвердится, и все православие в покое пребудет под властью нашего царства и твоего свободного самодержавства великой Руси; теперь будешь ты называться боговенчанным царем,

 

увенчанный этим царским венцом рукою святейшего митрополита Неофита с епископами ". И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси . И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор

 

и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское. <…>

 

Памятники литературы Древней

 

Руси . Конец XV - первая половина

 

XVI века / Сост. и общ. ред.

 

Л .А. Дмитриева, Д.С. Лихачева .

 

Подг . текста Р.П. Дмитриевой;

 

Пер . Л.А. Дмитриева. - М .:

 

Художественная   литература ,1984. - С. 423 - 435.

 

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!