Рождение первых философских и диалектических идей



Античная философия

 

Латинское слово "antiguus" означает "древний", но когда говорят

об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще

(китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего

Рима. Античная философия зародилась в конце VII - начале VI в. до н. э.

и просуществовала до V в. н. э. Это особый исторический тип философс-

твования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого об-

щества.

 

Периодизация античной философии

 

Первый период античной философии, связан

со становлением и развитием греческого классического рабовладения в

VII-IV вв. до н. э. Это было время разложения остатков родового строя

и утверждения раннего рабовладельческого общества. Место родовой общи-

ны заняла гражданская община - полис, город-государство, - уникальная

форма организации социальной и политической жизни древних греков.

Культура этого периода - это культура греческих полисов. Становление

и развитие философии в указанный период греческой философии связано со

становлением, расцветом и кризисом греческой полисной системы.

Начальный период античной философии включает: период становления

древнегреческой философии (VII-V вв. до н. э.) и классический период

древнегреческой философии (IV в. до н. э.).

Наиболее характерными чертами философской мысли эллинистического

периода были:

космологизм, т. е. стремление понять сущность природы, космоса,

мира в целом;

онтологизм, выразившийся в том, что центральной философской

проблемой стала проблема бытия;

теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.

Второй, период в истории античной философии занимает промежуток времени с III в. до н.э. по V в. н.э. и называется эллинистическим.

Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н. э.)

и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.).

Культура раннего эллинизма характеризовалась, прежде всего, инди-

видуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от по-

литической, экономической и моральной зависимости от полиса.  Главным

предметом философского исследования становится субъективный мир лич-

ности.

В период позднего эллинизма были доведены до логического заверше-

ния основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел

как бы возврат к идеям классики, к её философским учениям о бытии (нео-

пифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъек-

тивного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках

единой Римской империи привело философскую мысль к частичному отходу

от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллиниз-

ма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути

сакрального, т. е. религиозного постижения мира.

 

Становление древнегреческой философии

 

Переход от социально однородного родового общества к социально

дифференцированному обществу привел к смене способов мышления.

 

Генезис философии: переход от мифа логосу. Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. В нем были слиты воедино самые разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. 

Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него

выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира религия,

философия, литература, искусство.

При переходе древних греков от родового патриархального общества

к цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а

в систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе

Гомера, "Теогонии" (Теогония означает буквально рождение богов.) Геси-

ода и др. Теогонические мифы отвечали фундаментальной потребности че-

ловека понять, каким образом произошел мир, как он устроен, какое мес-

то в нем занимает человек. В пределах самой мифологии появились мысли

о рождении всего существующего. Гесиод в своей "Теогонии" описывает

этот процесс как величественную картину рождения мира из первоначаль-

ного хаоса.

Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса,

описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов

символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между

ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и со-

циальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении

их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеало-

гия носила системный и упорядоченный характер.

На примере теогонии наглядно видны особенности мифологического

мышления, а именно:

объяснение всех явлений на основе действия сверхъестественных

сил, их умысла и воли;

отсутствие грани между реальным и воображаемым;

оценка всех явлений с точки зрения их полезности или вредности.

дружественности или враждебности по отношению к человеку;

отсутствие теоретического интереса к предметам, к тому, что они

представляют сами по себе.

Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлени-

ями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределен-

ный характер. Картина мира строилась на основе принципа генетизма, т.

е. принципа порождения. В основе мифологического генетизма лежало пе-

ренесение на всю действительность отношений родовой общины, а именно -

кровнородственных отношений.

В новых социальных условиях, когда произошло разложение общины,

расслоение общества на группы со своими особыми интересами, вычленение

индивида из рода, миф уже не мог выполнять функцию социального регуля-

тора. Мифологическое сознание не могло быть и универсальным мировозз-

рением, поскольку пришло в противоречие с новой практикой и вырастав-

шими на ее основе знаниями. Возникла потребность в системе, которая, с

одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую ориентацию, а с

другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на мифе. Поскольку

такой системой не могло быть неразвитое фрагментарное конкретное зна-

ние, то единственно возможным было возникновение духовного образова-

ния, в котором мировоззренческая направленность сочеталась бы с рацио-

нальным подходом, на основе которого давалось достоверное объяснение

мира и человека. Таким духовным образованием стала зарождающаяся фило-

софия. исследующая мир в ходе критического преодоления мифологического

миропонимания и полемики с ним.

Первой задачей философского мышления стало уяснение противополож-

ности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и

человеком с его сознанием и волей, т. е. между объективным и субъек-

тивным в более поздней философской терминологии. Проводя грань между

миром и человеком, философия преодолевала прагматический подход. Раз

мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо

должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его за-

конами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю бо-

гов. В философском мышлении начинает сформироваться теоретический ин-

терес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое

отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и предс-

тавлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики

предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим,

растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем мысли-

тельным материалом, который был уже накоплен, но философия не просто

позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а переработала

их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым содержанием.

 

Рождение первых философских и диалектических идей

 

Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный

до нее в мифологии, - о происхождении мира. Философия сформулировала

его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально но-

вое решение с помощью учения о первоначале.

Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами,

представителями Милетской школы: Фалесом (конец VII - пер. пол. VI вв.

до н. э.), Анаксчменом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в. до н.

э.) и Гераклитом из Эфеса (544 или 540-480 до н. э.). Первоначало мыс-

лилось ими как нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неп-

риродное рассматривается ими как причина всего сущего.

Указание на первоначало означало переход от мифологического к фи-

лософскому мышлению - выделялось всеобщее. Однако на первых порах это

всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форма:

Ф.алес таким началом считал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит -

огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля, во-

да, воздух, огонь) были символами всеобщего. Они были не просто ве-

щественными, но также и разумными,  даже божественными. Вода Фалеса -

это философское переосмысление мифологического Океана, огонь Гераклита

- не просто огонь, а огне-логос - разумный, вечный и божественный кос-

мический огонь.

Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является

причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего

сделаны все вещи), первые греческие философы положили конец теогони-

ческой трактовке мира, так как миф был заменен логосом, разумным сло-

вом, философским понятием.

Все последующее развитие античной философии было спором о пер-

воначале, последовательным развертыванием мышления о всеобщем. Натур-

философское представление о первоначале было внутренне противоречивым

и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли. Сразу возникали вопро-

сы: почему, на каких основаниях отдается предпочтение тому или иному

началу - воде, воздуху, огню или сразу четырем стихиям, можно ли объ-

яснить всю природу при помощи ее части - ведь природа не может быть и

тем, что объясняется, и принципом объяснения.

Разрешая эти противоречия, философская мысль пошла по пути все

большего отвлечения от конкретности и наглядности материальных начал.

Милетский философ Анаксимандр исходил из того, что начало не может

быть чем-то вещественным. Он определил начало как апейрон, то есть

безграничное, беспредельное.

Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев - пос-

ледователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора,

организовавшего в 532 г. до н. э. религиозно-философский союз в Крото-

не. Пифагорейцы объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как

первоначала. Последователи Пифагора обратили внимание на связи чисел

друг с другом и их отношения между собой. Они считали, что числовые

отношения составляют самую сущность природы, и именно в этом смысле

пифагорейцы говорили, что "все есть число". Поэтому познание природы

для пифагорейцев было возможно только через познание числа и числовых

отношений.

В философском мировоззрении древних греков значительное место

принадлежало и диалектическим идеям. Сама концепция первоначала как

единой основы мира во всем его многообразии содержала диалектический

подход к миру, который наиболее ярко проявился у Гераклита.

Фундаментальный образ, используемый Гераклитом, - образ огня как

жизнеопределяющего начала. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его

размеренным возгоранием и угасанием он объяснял мировые процессы; воз-

никновение и исчезновение вещей составляют противоречивое единство. Но

космос Гераклита - это не просто единство, согласие, гармония противо-

положностей, а и их борьба. Борьба - созидающее начало жизни и бытия.

Непререкаемым тоном Гераклит провозглашает: "Следует знать, что война

всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и

по необходимости" (Антология мировой философии. Т. М.: Мысль. 1969. -

С. 276.). "Война" - это и борьба противоположностей, и их единство.

Чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для

борьбы, и из этой борьбы возникает "прекраснейшая гармония". Гармония

выражает глубокое чувство единства мира, составленного, слитого из

противоположных качеств, стихий, стремлений, тенденций.

Идея борьбы противоположных начал сочеталась у Гераклита с мыслью

о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых в образе по-

тока, течения реки. Высказывания Гераклита "все течет, все изменяется"

и Кратила "нельзя дважды войти в одну и ту же реку" давно вошли в фи-

лософскую культуру.

Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась

на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных об-

разах-понятиях и смыслообразах.

Зарождающаяся греческая философия хотя уже вышла на уровень фило-

софских проблем, но еще не была философией в собственном смысле слова,

а протофилософией, или предфилософией. Для нее было характерно наличие

многих образов мифологии, неразработанность собственной философской

терминологии, отсутствие философской аргументации.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!