Политика и другие сферы общественной жизни



Взаимоотношения и взаимодействие политики с другими явлениями и сферами общественной жизни являются диалектическими. Их диалектика проявляется в том, что между политикой и другими общественными явлениями складываются:

· во-пер­вых, устойчивые причинно-следственные связи, определяющие содержание, характер и тенденции общественного развития;

· во-вторых, функциональные вза­имозависимости, проявляющиеся в сочетании политических и неполитических методов управления и регулирования общественными отношениями в интересах обеспечения экономической, социально-политической и духовно-идеологической стабильности общества, его успешного развития.

Особенно всесторонние и глубокие взаимоотношения и связи политики складываются с такими важнейшими сферами и явлениями общественной жизни, как экономика, мораль и право. Особенно сложна и неоднозначна взаимосвязь политики и экономики.

Политика и экономика – это важнейшие сферы жизни современного социума. Основаниями их взаимодействия являются:

· во-первых, взаимодействие политики и экономики во многом опосредовано своеобразием конфигурации этих компонентов, которые определяют специфику политико-экономической системы. В этой системе роль политики заключается в создании и легитимации «правил игры» и институциональных условий, которые в идеале должны способствовать снижению издержек и повышению эффективности экономической деятельности. Кроме того, в сфере политики интерпретируются и ранжируются ценностные иерархии социума и общественные ожидания, что оказывает существенное влияние на формирование стратегических приоритетов в отношении экономики. Например, при выборе модели экономической модернизации, определении принципов распределения и перераспределения национального богатства или формирования концептуальных основ налоговой системы;

· во-вторых, политика и экономика, являясь системообразующими сферами регуляции общественных отношений, используют собственные специфические механизмы, при помощи которых достигается согласие относительно основных целей и направлений развития общества, разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируется деятельность разных социальных групп и организаций по достижению социально-экономической и политической стабильности. Вопрос о соотношении политики и экономики здесь становится вопросом об удельной доле, возможном преобладании политических или экономических методов в регулировании социальных процессов.

Воздействие экономики на политику, прежде всего, выражается в том, что экономика, определяя материальное положение социальных групп и индивидов, обусловливает различие их социальных возможностей, статусов и соответственно политических позиций. Кроме того, материальные ресурсы являются важнейшим ресурсом и средством политики, а экономические интересы людей – побудительной силой их политической активности.

Со своей стороны политика, будучи формой властно-государ­ственного принуждения, регулирует экономические отношения Особенно, когда то или иное экономическое противоречие начинает затрагивать интересы значительной части населения, приобретая тем самым повышенную социальную остроту. При этом характер влияния политики на экономику может быть трояким: положительным, негативным, нейтральным. В частности, без государственного регулирования в современных условиях невозможны устойчивое экономическое развитие, создание цивилизованного рынка и защита экономических интересов страны в международном разделении труда.

В каждый конкретный исторический период времени, в зависимости от стоящих перед обществом проблем, которые необходимо разрешить, значимость и баланс политического и экономического меняется. Вопросы взаимовлияния политики и экономики особую остроту приобретают во времена экономических кризисов, а также в переходные периоды от одного политического режима к другому.

Взаимосвязь политики и экономики выражается и в том, что различные аспекты экономических и политических отношений, взаимосвязи между ними воплощаются в таких интегративных явлениях, как промышленная, аграрная, научно-техническая, финансовая политика государства.

Взаимоотношения политики и права определяются тем, что как политика, так и право являются мега регуляторами общественных отношений, способами обеспечения социального порядка и безопасности. Вместе с тем политика главным образом ориентирована на обеспечение групповых приоритетов в реализации государственной власти, тех интересов, которые ни при каких условиях не могут быть проигнорированы. Она способствует согласованию и продвижению интересов наиболее пассионарных, жизнеспособных социальных (национальных, территориальных и др.) групп. При этом государственные структуры и институты опираются не только на правовые механизмы, но и на непосредственную поддержку всего населения или его отдельных слоев. Подобная неформальная поддержка населения, являясь показателем соотношения политических сил, заставляет государственную власть зачастую считаться с ней больше, чем с нормами законов. Все это свидетельствует о том, что политика в большей мере ориентирована на поддержку реальных социальных акторов, а не формальных норм и правил, опирается на те силы, которые способны практически воздействовать на перераспределение ресурсов общества и принятие решений.

Право изначально ориентировано на регулирование социальных отношений, без выделения каких-либо приоритетов для отдельных социальных групп. Право по своему предназначению предъ­являет однозначные требования всем гражданам, независимо от их социальной и другой принадлежности, идейных предпочтений и антипатий. Иначе право устанавливает рамки взаимных требований групп к общественному порядку, который необходим для совместного проживания и осуществления власти государства. Не случайно главной регулятивным императивом в правовой сфере выступает равенство всех перед законом. Соответственно, для права не важны ни групповая солидарность, ни статусные интересы, ни локальные ценности, ни реальное влияние той или иной социальной силы на государственную власть. Если для политики основным является вопрос о формальном или реальном влиянии, то для права главным принципом выступает принцип «закон – отклонение от закона». Поэтому его регулирующая роль, как правило, реализуется в основном через санкционирование и достаточно редко в режиме предупреждения (переубеждения).

Право и политика оказывают противоречивое влияние друг на друга. Политика ориентируется на закрепление приоритетов общественного развития, соответствующих интересам определенных групп, и потому зачастую пренебрегает правовыми средствами, мешающими достижению цели. В свою очередь право, формально обеспечивая режим государственной власти, легализует положение доминирующей в обществе политической силы. В результате воздействия права на политику различные виды политического участия и политической деятельности осуществляются на легальной основе в виде прав и обязанностей субъектов, а не как проявление силы, авторитета и иных качеств.

Таким образом, с одной стороны, право ограничивает поле деятельности политических акторов – запрещает партии, ориентированные на неконвециональные методы завоевания власти, противостоит деятельности экстремистских организаций, регламентирует процедуры использования властных полномочий государственными структурами и т.д. С другой стороны, политические инициативы приводят к изменению законодательных актов. Причем отдельные новые законодательные нормы используются в качестве определенного ресурса в борьбе с политическими соперниками.

Глубокие и всесторонние отношения существуют между политикой и моралью. Прежде всего, и мораль, и политика специализируются на регулировании поведения людей. Их взаимосвязь вызвана тем, что политическое сознание человека априори включает в себя нравственный компонент. Мораль исторически выступает первейшей формой регулирования социальных отношений, удерживая человека от деструктивных для него действий, способствует разрешению противоречий между индивидом и обществом. На заре цивилизации небольшие человеческие общности (род, племя) могли обойтись без политики, поскольку отношения между людьми и общественный порядок регулировались с помощью обычаев, традиций, различного рода запретов, которые были основой морали.

Политика, как и мораль, претендует на защиту общего блага и социальной справедливости. Правда, зачастую политическая практика бывает далека от выполнения этих гуманных задач. Генезис и развитие политики происходили в дополнение морали, когда та уже многие века являлась регулятором общественных отношений. Политика придала нормам морали формализованный характер. Неслучайно, отмечая это обстоятельство, некоторые мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики.

Совпадая по своему функциональному предназначению – регулирование общественных отношений, политика и мораль име­ют и принципиальные отличия друг от друга. Как уже отмечалось, политика во многом связана с разрешением социальных конфликтов и противоречий, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Регулирующая же роль морали проявляется в обыденных, повседневных отношениях людей, в которых межличностные и социальные конфликты являются лишь частным случаем. Непосредственным источником политики являются насущные интересы людей и прежде всего интересы крупных социальных групп – наций, классов, слоев. Источником же морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым, как правило, не сулит индивиду материальной выгоды, не способствует изменению его социального статуса.

Многие требования морали носят характер безусловных, абстрактных идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия. Однако в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается их достичь. Мораль в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на санкции совести и общественное мнение. В отличие от абстрактного и безусловного характера нравственных норм, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой использование принудительных санкций со стороны власти за их невыполнение.

Политика ориентирована на достижение конкретных целей, результатов. Поэтому для нее в первую очередь важна целесообразность и рациональность деятельности людей. Мораль же оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько результаты, сколько сам факт поступка, его мотивы, избираемые средства действий, независимо от того, достигнуты цели поступка или нет. Мораль в большей мере индивидуальна, ее субъект и ответчик – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика, прежде всего, носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п.

В целом выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:

· морализаторский подход исходит из того, что в основе политики должны лежать не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и средства (честность, гуманизм, консенсус), которые при любых обстоятельствах не могут нарушаться. Представители данного подхода (Платон, Аристотель, Конфуций, Э. Фромм, Дж. Хаксли, Д. Роулз и др.) считают, что морально-этическое содержание политики должно быть ведущим ее ориентиром;

· целерациональный подход рассматривает политику как деятельность по достижению и удержанию политической власти, а нравственные ценности (средства) являются вторичными по отношению к целям (Н. Макиавелли, Г. Моска, А. Бентли и др.). В радикальной интерпретации данного подхода (макиавеллизм) – политика предстает как область отношений, где аморальное поведение так или иначе оправдывается;

· компромиссный подход исходит из признания того, что политика сочетает в себе как целерациональность, так нравственность. Поскольку человеческая природа и деятельность изначально сочетает в себе эти начала (М. Вебер, С. Франк, А. Швейцер, Н. Лосский и др.).

Таким образом, взаимодействие политики и морали характеризуется неоднозначностью и противоречивостью. Думается, окончательно разрешить имеющиеся противоречия невозможно. Однако, очевидно, что ожидания общества к политике всегда связаны с проблемой нравственности целей и средств, а также с этикой ответственности. Сближение морали и политики неизменно предполагает формирование в обществе высоконравственного климата, при котором как власть, так и простой гражданин совместно будут нести груз политической ответственности положение дел в обществе.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!