Буквенное обозначение тональностей
Для буквенной записи музыкальных звуков используются буквы латинского алфавита:
A (а) –ЛЯ, В (бэ) - СИ-БЕМОЛЬ, C (цэ) –ДО, D (дэ) –РЕ, E (э) –МИ, F (эф) – ФА, G (гэ) –СОЛЬ, H (ха) – СИ.
Диез обозначается суффиксом IS (ис), а бемоль -суффикс ES (эс). Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес). Есть несколько исключений:
1) Звук МИ-БЕМОЛЬ выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и получается обозначение ES;
2)Также со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук - AS;
3) Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы. Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий». Примеры: C-dur, c-moll – до мажор и до минор; Es-dur, es-moll – ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор; Fis-dur, fis-moll – фа-диез мажор и фа-диез минор.
Билет № 7
Лад. Тональность. параллельные, одноименные тональности.
Лад - это связь устойчивых и неустойчивых ступеней. В ладу семь ступеней. Устойчивые ступени I- III- V . Неустойчивые ступени VII- II- IV- VI. Вводные ступени VII и II, они тяготеют к тонике и разрешаются (переходят) в нее. Главные ступени лада I - тоника, IV - субдоминанта, V - доминанта. Трезвучия, построенные от этих ступеней в мажоре - мажорные, в миноре - минорные. Все остальные ступени называются побочными . Строение мажорной гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Строение минорной гаммы: тон- полутон-тон-тон- полутон-тон-тон. Мажор и минор бывают трех видов - натуральный, гармонический, мелодический. В гармоническом миноре VII-я ступень повышается на полтона, в мелодическом миноре VI-я, VII-я ступени повышаются на полтона. В гармоническом мажоре VI ступень понижается на полтона, в мелодическом мажоре VI-я, VII-я ступени понижаются на полтона.
|
|
Тональность - это высота лада. Ее определяют по ключевым знакам и по последнему звук у ( как правило это тоника).
Параллельные тональности - это тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звукорядами, но разными тониками и ладами. Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии м.3.Мажорная тональность находится выше, минорная -ниже. Например, До мажор и ля минор ( знаков нет), Соль мажор и ми минор ( при ключе фа #).
|
|
Одноименные тональности - это тональности с одинаковыми тониками , но разными ладами, ключевыми знаками и звукорядами . Например, До мажор и до минор. Между одноименными тональностями разница в три ключевых знака (III, VI , VII ступени в мажоре звучат высоко, а в миноре - низко). Например, До мажор (знаков нет) и до минор (три бемоля), Ля мажор (три диеза) и ля минор (знаков нет).
Билет № 8
Интервалы на ступенях лада. Виды двухголосия.
В ладу имеется семь ступеней и на каждой из них может быть построен любой диатонический интервал в пределах октавы. Диатонический интервал -это интервал, который образуется между основными ступенями звукоряда. Интервалы могут иметь разную тоновую величину. Тоновая величина интервала зависит от ступени, на которой он построен.
мажор | I | II | III | IV | V | VI | VII |
м.2 | * | * | |||||
б.3 | * | * | * | ||||
ч.4 | * | * | * | ув.4 | * | * | * |
ч.5 | * | * | * | * | * | * | ум.5 |
б.6 | * | * | * | * | |||
б.7 | * | * | |||||
минор | III | IV | V | VI | VII | I | II |
|
|
В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях. В натуральном мажоре: м2 – на III и VII ступенях, а б2 – на остальных ступенях. В натуральном миноре: м2 – на II и V ступенях, а б2 – на остальных ступенях. В натуральном мажоре: б3 – на главных ступенях лада (Т,S, D), а м3 – на остальных ступенях. В натуральном миноре: б3 – на III,VI,VII ступенях, а м3 – на остальных ступенях. В натуральном мажоре: ч4 – на всех ступенях, кроме IV ступени – на ней ув4. В натуральном миноре: ч4 – на всех ступенях, кроме VI – на ней ув4. В натуральном мажоре: ч5 – на всех ступенях, кроме VII – на ней ум5. В натуральном миноре: ч5 – на всех ступенях, кроме II – на ней ум5. В натуральном мажоре: б6 – на I, II, IV, V ступенях, а м6 – на остальных ступенях. В натуральном миноре: б6 – на III, IV, VI, VII ступенях, а м6 – на остальных ступенях. В натуральном мажоре: б7 – на I, IV ступенях, а м7 – на остальных ступенях/ В натуральном миноре: б7 – на III, VI ступенях, а м7 – на остальных ступенях. В натуральном мажоре и миноре ч8 строится на всех ступенях.
Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие. Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Все неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению двумя способами:
|
|
1) если в интервале оба звука неустойчивые – то они разрешаются в ближайшие устойчивые звуки;
2) если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук (иногда V ступень переходит скачком в I ступень, например, септима на V ступени может разрешаться в терцию на I ступени, при этом V ступень переходит в I , а IV ступень разрешается в III).
Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшённых – сходятся.
Виды двухголосия: косвенное(один голос стоит, другой двигается), параллельное (оба голоса двигаются на одинаковом расстоянии, чаще всего терциями, секстами, октавами), прямое ("золотой ход валторн": терция на I , квинта на V , секста на III - голоса двигаются вниз, но разными интервалами), противоположное (голоса сходятся или расходятся, например, ум.5 на VII, терция на I).
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!