Главные трезвучия и их обращения на ступенях лада.



Билет № 1

Трезвучие. Виды трезвучий. Обращения трезвучия.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Нижний звук трезвучия называется прима или основной тон. Средний звук трезвучия называется терция или терцовый тон. Верхний звук трезвучия называется квинта или квинтовый тон. Существует 4 вида трезвучий: мажорное (Б53), минорное (М53), уменьшенное (ум.53), увеличенное (ув.53). Их строение: Б53= б.3.+м.3; М53= м.3+б.3; ум.53=м.3+м.3; ув.52=б.3+б3.

Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд. Секстаккорд –обращение трезвучия с терцовым тоном в основании. Он называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют сексту. Квартсекстаккорд- обращение трезвучия с квинтовым тоном в основании. Он называется кватрсекстаккордом, так как нижние и средний звуки образуют кварту, а крайние - сексту. 

Строение аккордов: Б6=м.3+ч.4; М6= б.3+ч.4; Б64=ч.4.+б.3; М64=ч.4+м.3. Последовательность трезвучия и его обращений образует перемещение: Б53-Б6-Б64 или М53-М6-М64.

Билет № 2

Интервал. Обращения интервалов.

Интервал – это сочетание двух звуков по высоте. Мелодический интервал – интервал, в котором звуки исполняются поочередно, а гармонический интервал – это интервал, в котором звуки исполняются одновременно.

Интервал имеет две величины: ступеневую и тоновую. Ступеневая величина указывает на количество ступеней в интервале, эта величина выражается в названии интервала (прима -1, секунда -2 и т.д.). Тоновая величина указывает на то, сколько тонов или полутонов содержит интервал (малая секунда –полтона, большая секунда – целый тон, малая терция –полтора тона, большая терция – два тона и т.д.).

 По характеру звучания интервалы делятся на консонансы (благозвучные) и диссонансы (неблагозвучные, резко звучащие). Консонансы бывают совершенными (прима, кварта, квинта, октава) и несовершенными (терция, секста).Диссонансы это: секунды, септимы и тритоны (увеличенная кварта, уменьшенная квинта).

Обращение интервала - это перенесение нижнего звука на октаву вверх или перенесение верхнего звука на октаву вниз. Интервал и его обращение составляют октаву: прима обращается в октаву, секунда - в септиму, терция - в сексту, кварта - в квинту, квинта - в кварту, секста - в терцию, септима - в секунду, октава - в приму.

Консонансы обращаются в консонансы, диссонансы обращаются в диссонансы. Чистые - в чистые, большие - в малые, малые - в большие, увеличенные в уменьшенные, уменьшенные в увеличенные .

 

Билет № 3

Доминантовый септаккорд.

Септаккорд – это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют септиму. Чаще всего встречается септаккорд, построенный от Vступени лада - доминантовый септаккорд или доминантсептаккорд (D7). Он строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре, его образуют снизу вверхV +VII+ II+IV или сверху вниз IV+ II+VII+ V ступени. СтроениеD7= б.3+ м.3+м.3 или Б53+ м.3 или б.3 + ум.53.

 Доминантовый септаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенной примой (Т3н в мажоре и t3н в гармоническом миноре). При разрешенииV-я ступень скачком на кварту вверх идет в I-ю (тонику), VII-я(в миноре VII#) снизу вверх на м.2 в тонику,II-я ступень сверху вниз на б.2 в тонику,IV-я ступень сверху вниз в III-ю. Иногда D7 разрешается в трезвучиеVI ступени, такой гармонический оборот называется прерванным. В этом случае при разрешении удваивается терцовый тон.D7-VI53 (с удв. 3).

 

Билет № 4

Тритоны.

Тритоны – это интервалы (диссонансы), содержащие в себе 3 тона. К ним относятся:

1) уменьшенная квинта - ум.5. Она строится на VII-й ступени натурального мажора и гармонического минора. В ум.5 - 6 полутонов или 3 тона, на полтона меньше, чем в ч.5 (7 полутонов);

2) увеличенная кварта – ув.4.Она строится на IV -й ступени натурального мажора и гармонического минора. В ув.4 - 6 полутонов или 3 тона, на полтона больше, чем в ч.4 (5 полутонов).

 

Уменьшенная квинта и увеличенная кварта взаимообращаемы. Так как в каждом из них по три тона, т.е. они звучат одинаково, различить их можно по разрешению.

Уменьшенная квинта разрешается в терцию на I-й ступени (противоположным сходящимся движением голосов), а увеличенная кварта разрешается в сексту на III-й ступени (противоположным расходящимся движением голосов).

 

Билет № 5

Главные трезвучия и их обращения на ступенях лада.

Главными трезвучиями лада называют тоническое трезвучие –Т53 (от I-й ступени), субдоминантовое трезвучие –S53(от IV-й ступени), доминантовое трезвучие –D53(от V-й ступени). Трезвучия, построенные от других ступеней называют побочными (II53,III53, VI53,VII53).

Тоническое трезвучие –Т53 состоит из I-III-V ступеней. Его обращение тонический секстаккорд –Т6 строится на III-й ступени, а тонический квартсекстаккорд Т64 - на V-й ступени. Субдоминантовое трезвучие – S53 строится на IV-й ступени, оно состоит из IV-VI- I ступеней. S6 строится на VI-й ступени, S64 - на I-й ступени. Доминантовое трезвучие –D53 строится на V-й ступени, оно состоит из V-VII- II ступеней. D6 строится на VII-й ступени, D64  -  на II-й  ступени.

  Т S D
Квартсекстаккорды (64) V I II
Секстаккорды (6) III VI VII
Трезвучия (53) I IV V

 

В мажоре главные трезвучия лада - мажорные, в миноре - минорные. Наиболее часто встречается доминантовое трезвучие в гармоническом миноре, в этом случае  оно мажорное. S53,  D53 звучат в ладу неустойчиво. S53 разрешается в Т6 ( разрешение ступеней: IV- III, VI- V, устойчивая повторяется  I- I).  D53  разрешается в Т64 или неполное Т53 с пропущенной квинтой( разрешение ступеней: устойчивая повторяется V- V  или разрешается скачком  V-  I, VII-I, II-III).

Билет № 6


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!