Философское осмысление проблемы бытия в Новое время



Можно выделить несколько главных особенностей мировоззрения Нового времени.

1. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование чего-то, являющегося основанием жизни и деятельности людей. Отсюда замкнутость в субъективном, упование только на себя. Деятельность, не ориентированная более на высшее Благо, Истину и Красоту. Превращается либо во внешне- полезную (достижение ближайших корыстных интересов, связанных с материальным бытием), либо во внешне-развлекательную (искусственное заполнение свободного времени забавами, превращение всего искусства в способ развлечения, а не духовного развития).

2. Человек, его сознание, его потребности, его жизнь стали восприниматься как единственное несомненное и подлинное бытие. Такую мировоззренческую установку воспроизводил в своей философии основатель рационалистической культуры Запада Рене Декарт. Он писал, что можно сомневаться, существует ли объективный мир, Бог, природа другие люди, даже мое собственное тело – но нельзя сомневаться в том, что я мыслю. Положение «мыслю, следовательно, существую» стало началом философии Нового времени.

3. Ослабление идеи существования величественного бытия Абсолюта, Бога и т.д. сопровождается переоценкой времени: никто уже не думает о вечности.

Время человеческого существования рассыпается на "взаимно исключающие точки – мгновения: здесь и теперь, там и тогда" (русский философ Павел Флоренский).

Человек перестает искать высоких смыслов жизни: он сводит все смысложизненные вопросы к удовлетворению своих земных человеческих потребностей. Суетная жажда устроить жизнь "здесь" и "сейчас", насытиться и насладиться ею перед смертью, за которой пустота и тлен, - такова одна из мировоззренческих установок Нового времени.

4. Уверовав в силу своего разума, люди уверовали в свои способности изменять мир, опираясь при этом на законы мировоззрения, открытые разумом. Формируется убеждение в деятельности природы человека, в его назначении переделывать подлунный мир.

На мир перестали смотреть как на Божественный порядок; все превратилось в поле конструктивной деятельности человека. Воззрение на мир как на рукотворный (особенно это касается общества) способствовало возникновению разного рода проектов по переустройству социальной жизни людей. а затем и природы. Социальные утопии, учения анархистов, теории социализма – все они исходили из предположения возможности переустройства общества и природы с помощью разума и творческих способностей человека.

5. Онтологический нигилизм (отрицание безусловных начал мира) задал своеобразный вектор движению европейской истории и привел к господству материализма, но не просто в теории, а прежде всего в жизни. Материальные потребности стали ведущими.

Таким образом, мировоззрение Нового времени строилось на уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он сам формирует свою духовность и ее высшую форму – сознание.  Человек – начало и причина всего, что случается с ним и с миром. Человек сам и только сам с помощью собственного труда и собственных духовных усилий может обеспечить свое бытие в мире, может реализовать (или не реализовать) себя. Это значит, что бытие стало субъективным: оно превратилось в человеко-соразмерное бытие, которое зависит от человеческих способностями воспринимать и действовать.

 

ХХ век: Судьба проблемы Бытия

ХХ век ознаменовался выпадами против разума, а это означало разрыв с античной традицией. "Наше ученичество у греков кончилось: греки не классики, - заявил в начале века испанский философ Ортега-и-Гассет. Разрыв с классикой проявлялся в том, что, во- первых, отрицалось греческое понимание бытия как чего-то существенного, неизменного, неподвижного, субстанциального. Отказ от всякого рода субстанциальности стал нормой философии в ХХ в. Во-вторых, отрицание разума в качестве опоры жизни человека.

Главные тенденции философии ХХ века.

А) Поход против разума

Отказ от античных рационалистических традиций начался еще в середине ХIX в. Современник и ученик Гегеля, датский философ Сирен Кьеркегор выступил против притязаний разума еще при жизни самого учителя, а немецкий философ Фридрих Ницше объявил разум "больным пауком", ткущим паутину, опутавшую жизнь людей и превращающую ее тем самым в нечто высохшее и обескровленное. ХХ век востребовал идеи критиков разума и переместил их в центр интеллектуального пространства.  

Выступив против разума, мыслители выразили нарастающее в обществе осознание бессмысленности и безосновательности человеческого существования.

Б) Культурные последствия отказа от античной традиции в понимании бытия

Отказавшись от Бога ("Бог умер" – Ф. Ницше), не надеясь более на разум, человек ХХ в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума, а это – главный признак язычества. Новое язычество ХХ в. быстро распространилось по планете, благодаря телевидению и другим средствам массовой информации.

 Некоторые авторы считают, что, к примеру, рок-культура представляет собой аналог архаики (гр. - древний) – самого раннего этапа в развитии искусства в Древней Греции и Египте, а также Африки. В этом смысле архаичен и художественный авангардизм. Его приверженцы попытались вернуться к изначальным, самым древним формам жизненной и художественной практики, к архаике, к спрятанным в глубинах человеческой психики бессознательным началам всякой интеллектуальной и эмоциональной активности.  

Разум не сумел предотвратить страшных войн ХХ в. и более того, сам поработал над созданием средств массового уничтожения людей, создав невиданные ранее виды оружия. Он не мог обеспечить гармонию и порядок в мире. Сформировалась эпоха тотального плюрализма, для которого нет никакой иерархии ценностей.

Плюрализм стал главной идеей общественного устройства, согласно которой общественно-политическая жизнь есть состязание множества социальных групп и представляющих их интересов, плюрализм ценностей стал основой жизни человека и общества: все стало равно всему, исчезли приоритеты: нравственные, политические, государственные, экономические, классовые и т.д.; общество распалось на бесчисленные атомы-индивиды, разрушив ценностную вертикаль, где был низ – верх, конец – начало.

В) Философия существования (XIX –XX в.в.): течение Западной философии, которое акцентирует своё внимание на уникальности бытия человека. Главные принципы:

  1. Человек делает себя сам, преобразуя себя на протяжении всей своей жизни.  
  2. Способ и условие человеческого существования — свобода выбора.
  3. Существование человека включает в себя ответственность не только за себя, но и за окружающих: решая как поступить, человек выбирает, каким быть всему миру,  
  4. Бытие — это острое переживание человеком своего присутствия, которое проявляет себя в пограничных ситуациях: на разломах жизни или перед лицом смерти.
  5. Общественная жизнь – это чуждый человеку мир условностей и ограничений

Г) Философия постмодерна (культура второй половины ХХ в.): новая идея бытия

Постмодерн в философии – это отказ от греческой традиции, которая понимала проблему бытия как устойчивого, вечного и неизменного основания мира и жизни. 

Греческий философ Гераклит (VI-V в.в. но н.э.)  – предложил иное толкование бытия. Он заявил, что бытие по своей сути – вечное изменение, процесс, развитие, движение.

Постмодерн востребовал гераклитовскую идею бытия как становления, что сразу же повлияло на сложившиеся традиционные для Европы формы философского мышления.

В постмодернистских философских произведениях отсутствует исходный основополагающий принцип: за внешними явлениями нельзя обнаружить никакой глубинной сущности (будь то Бог, смысл жизни, Истина, Разум и т.д.). "Все дозволено", "ничего не гарантировано" - главный лозунг постмодерна; все "священное" и "высокое" воспринимается как результат самообмана людей, иерархия "тело – душа – дух" давно разрушена, а духовность и душевность воспринимаются как признаки слабоумия и шизофрении.

 

Заключение

Проблема бытия стоит в центре философского мировоззрения. Понимание бытия и его основ налагает определенные ограничения на деятельность человека, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Оно не только ставит границы деятельности, но дает объект, направление и средства для его творчества, а вместе с этим – ту сферу скрытых возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!