Подходы к проблеме бытия в Европейской философии



ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

 

План:

Введение

1. Философский смысл проблем Бытия

2. Содержание категории Бытие

3.Основные формы Бытия

4. Реальное и кажущееся Бытие

5. Проблема Бытия в Античности

6. Проблема бытия в Западноевропейской философии в Новое время

7. Мировоззрение Нового времени и философское осмысление проблемы бытия.

8. ХХ век: Судьба проблемы Бытия

 Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ

Если существование всего, что есть (в нас и в окружающем нас мире), разумеется не само собой, а имеет свои причины и возможно лишь при определенных условиях, то что это за условия и причины, а главное, что такое сама способность быть, существовать?

Поиски ответа на вопрос о происхождении, сущности и проявлениях бытия приводят к основам, познание которых позволяет человеку решать проблемы взаимоотношения с природой, обществом и самим собой, чувствуя себя необходимой частью мира, не менее существенной и необходимой, чем сам окружающий мир. В этом и заключается непреходящее жизненное значение проблемы бытия, решаемой наукой, искусством и религией.

 

Философский смысл проблем Бытия

Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности.

Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категории Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразие вещей, существующие через них и по средствам их. Субстанцией признавали то материальное, то идеальное. В одних учениях – много субстанций (плюрализм), в иных – одно (монизм)

Плюрализм в философском смысле означает признание множество субстанций. Дуализм – исходит из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая – идеальная. Учение, признающее одну субстанцию, называются монистическими.   

Философская категориям бытия связана с реальной жизнью отдельного человека и человечества. Жизнь каждого человека опираются на понятные основания. Мы их принимаем без сомнений и рассуждений. Самое главное, что мир есть, имеется. У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое. Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознание начинает "уплывать", становится предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно изменяются и сталкиваются с угрозами своему существованию, что дает человеку повод для сомнений в вечном и неизменном существовании мира.

 

Подходы к проблеме Бытия

Понятие бытия связано с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

Категория Бытия объединяет основные противоположные подходы, выявленные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1. Мир существует как беспредельная и непреходящая целостность ИЛИ мир конечен, не самодостаточен и возникает в результате действия внешней ему причины?

2. Природное и Духовное начала одинаково существует, хотя и в разных формах, ИЛИ одно из этих начал исключает другое или лежит в основе другого?

3. Мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей ИЛИ миром правит судьба, высшая Воля или субъективный произвол?

4. Загадку бытия решает научное познание природы ИЛИ сокровенный смысл бытия может быть прочувствован человеком, оказавшимся перед лицом смерти или преодолевшим все условности и уводящие в сторону обстоятельства своей повседневной жизни?

 

Основные формы Бытия

Формы бытия различны:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;

2. Бытие человека в мире

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на:

- индивидуализированное духовное

- объективированное (интерсубъективное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на:

- Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории)

- Бытие общества.

 

Реальное и кажущееся Бытие

Реальное Бытие, т.е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие (ноумен умопостигаемая сущность, от греческого "поите поп"), вещь сама по себе, "действительное".

Кажущееся Бытие, т.е. такое бытие в плане существования, выражается термином феноменальное бытие (феномен – явление, данное в бытие), "иллюзорное", или просто "явление". Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относится к данным опыта.

 Проблема кажущегося и действительного упирается в поиски критериев (греческое слово «критерий» значит: «то, с помощью чего»). Одни философы считают, что объективный, т. е. независимый от сознания, критерий реального существования не может быть научно определен. Так, Иммануил Кант писал: разум должен принимать на веру существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский философ Людвиг Винтгенштейн (1889-1951), утверждавший, что признание некоторых "очевидных" вещей вроде того, что люди знают свое имя и своих родителей, есть уступка здравому смыслу, нужная для того, чтобы человек мы как-то жить отталкиваясь от "несомненных" вещей.

 

Проблема Бытия в Античности

Впервые термин "бытие" в философию ввел античный философ Парменид (V-IV вв. до н.э.) для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Космос уже не казался прочной основой: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору.

В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, сомнение, не видящее выхода из тупиковой ситуации. Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надежному. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию, которая обернулась угрозой для человеческого существования («экзистенции»), отразила эмоциональный накал и попыталась успокоить смятенную душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. Признав единственной реальностью Бытие как таковое (неделимое, неподвижное и бестелесное начало), Парменид, так сказать, вдохновил своих современников открытием новой силы – самодостаточной Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает миру стабильность и надежность, и, следовательно, человек снова может обрести уверенность в том, что все снова с необходимостью будет подчинено порядку.

 

Подходы к проблеме бытия в Европейской философии

Выдающийся философ ХХ в. Мартин Хайдеггер, посвятивший сорок лет своей жизни проблеме бытия, утверждал, что вопрос о бытии и его решение Парменидом предрешил судьбу западного мира, который рождался в поэтических изречениях античного философа. С одной стороны, в культуру и мировоззрение было введено представление о существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и прекраснейшего, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро.

Желание людей Запада победить неправду земного бытия исторически реализовалось двумя путями. Первый был ориентирован на активное практическое, деятельное преобразовательное воздействие на земной мир с целью его перестройки. Это – путь бунтов и революций, главный момент которых был слом неподлинного бытия и строительство на его "обломках" подлинного мира – мира всеобщего равенства, свободы, братства.

Второй путь – путь преобразования не внешнего мира, а своего духовно-нравственного внутреннего опыта. Проблема неподлинности бытия остается, но теперь она переносится с внешнего мира на внутренний. Люди, ставшие на этот путь, стремятся передать не государственное устройство, не экономическую жизнь общества, а самих себя.

 

А) Проблема бытия в средневековой философии

Тема бытия являлась главной в философии, начиная с античности. Продолжая и развивая сформулированную Парменидом проблему бытия, философы всерьез занимались выяснением соотношения бытия, как реальности, находящейся "за" миром чувственным, с вещами этого мира. Строились модели иерархического упорядочения вещей мира, критерием которого выступала степень их свободы от материи, или иными словами, степень их близости к подлинному, нематериальному бытию. Аристотель, например, располагал мертвую материю в самом низу, затем помещал растения, животных, человека – высшее из материальных существ. Способное более других к свободе от физической материальности. Далее следовали смертные духи и на вершине иерархической лестнице – Бог, абсолютно свободный от материи, а потому совершеннейший. Фома Аквинский (1226-1274 г) тоже строил иерархическую лестницу, но уже как иерархию причастностей бытию. С его точки зрения, Бог и только Он Один есть истина, подлинное. Все остальное – материальное и даже нематериальное, к примеру, ангелы, - имеет ограниченное, неподлинное бытие; мера же неподлинности определяется степенью причастности к бытию как таковому. Различные ступени причастности обусловливают способ существования: чем выше стоит вещь на шкале ценностей, тем она самостоятельнее, независимее от других, тем мене она есть частица многого, тем более она принадлежит себе самой. Одним словом, все уровни иерархии имеют ту или иную степень автономии, самостоятельности; между ними нет связи порождения и взаимной причастности: все они причастны только одному Богу.

 

Б) Номинализм

 Номинализм – это философское учение, отрицающее реальное существование «универсалий» (общих родов, общих связей вещей, а значит и объективность их общих законов). Возникнув в V в. н.э., номинализм достигает расцвета в XIV в. самый выдающийся номиналист этого времени Оккам, используя идеи своего предшественника Дунса Скота, объявил Бога творцом, а акт творения рассматривал как Божественную волю.

Номиналисты утверждали, что Бог сначала своей волей творит вещи, а затем уже в его уме возникают идеи этих вещей. Поэтому и порядок познания должен быть такой: познавать вещи как единичные данности, как "вот это", а затем выяснять отношения между терминами, их обозначающими. Что касается умопостигаемых реальностей, к которым относится бытие, то они не могут являться предметом всеобщего и необходимого знания. Познание – продукт познающей души, а потому оно субъективно. Нельзя делать заключение от представления о вещи к самой вещи. Поскольку Бог своей волей может породить в душе такое представление, которому нет никакого соответствия в реальности. Следовательно, мышление не тождественно бытию. В результате разум лишался той укорененности в бытии, которая признавалась со времен Парменида. Разум человека объявлялся самостоятельной внутренней деятельностью, не зависящей от Логоса, Бога, Абсолюта, а потому большое внимание уделялось теперь открытию законов логики и их изучению.

Номиналистически ориентированные философы занялись изучением возможностей познания, признав человеческий ум самодостаточным для деятельности познания.  

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!