Основные теории происхождения и сущности государства и права



Тема 1. Основные понятия теории государства

                                                                         ПЛАН

1. Государство и право как закономерный результат развития цивилизации. Роль государства и права в качестве атрибутов политической власти.

Основные теории происхождения и сущности государства и права

Понятие и признаки государства

Внутренние и внешние функции государства

Формы государства

Государство и право как закономерный результат развития цивилизации. Роль государства и права в качестве атрибутов политической власти.

Цивилизация (от лат. „civilis” - достойный, воспитанный) характеризует уровень развития общества, материальной и духовной культуры. Атрибутами цивилизации являются государство и право, возникшие в процессе эволюции общества.
Под обществом понимают совокупность форм совместной деятельности людей, которые сложились в процессе исторического развития человечества. Предпосылкой возникновения общества является многообразные связи и отношения, возникающие между людьми в процессе их жизнедеятельности. На определенном этапе люди осознают, что у них есть постоянные общие потребности и интересы и что для их удовлетворения необходимы совместные усилия. Именно преимущественно на этих началах и образуется общество.

С момента возникновения общество требует регулирования и управления, потребность в которых значительно возрастает с появлением классов и выделением различных видов хозяйственной и духовной деятельности. В это время заканчивается безгосударственный период развития общества, возникают государство и право, которые являются нераздельными и свидетельствуют о более высокой степени общественного развития. Государство и право становятся сложным и универсальным инструментом регулирования отношений между отдельными людьми, личностью и обществом, между отдельными общественными группами.

Однако государство и право порождаются обществом и отражают его недостатки и противоречия. Государство и право не могут быть предметом идеализации, их роль в обществе в различные времена на разных континентах далеко не одинакова.
В общем смысле власть - это отношения зависимости между людьми, в которых одни могут осуществлять свою волю, навязывая ее другим. Поэтому власть является целенаправленным влиянием тех, кто имеет власть (субъект власти), на тех, на кого эта власть направлена (объект власти).

Следует отметить, что властные отношения проявляются лишь в том случае, если субъект и объект находятся в отношениях господства и подчинения. Власть имеет много разновидностей: родительская, религиозная, экономическая, политическая, государственная и тому подобное. Поскольку власть осуществляется в обществе, распространяется на людей и на регулирование определенных отношений между ними, то ее называют „социальной”.

Государство и право находятся в неразрывной связи с политической властью, а государственная власть может рассматриваться как разновидность политической власти. Политика - особый вид человеческой деятельности, участие в делах общества и государства. В ней находят свое отражение вопросы взаимоотношений между классами и социальными группами, проблемы партийной борьбы, отношений между различными национальностями, между государствами (внешняя политика) и другие.
Ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Государственная власть как разновидность политической власти воплощается в государственно-правовых институтах и предназначается для регулирования общественных отношений. Государственная власть носит официальный публичный характер. В пределах страны она является высшей, полной, верховной и независимой.
Государственная власть имеет свои особенности:

1) осуществляется от имени государства;

2) внедряется в жизнь силой государства;

3) регламентируется с помощью права и осуществляется в официально установленных пределах и только определенными средствами.

Верховенство государственной власти проявляется в ее универсальности (ее властная сила распространяется на все население и все общественные организации страны), в ее полномочиях (государственная власть может отменить любое проявление другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудия).

Справедливость должна быть одним из основных принципов правосудия. Взаимосвязь права и справедливости предоставляет справедливости социально-правовой направленности.

Социальная справедливость требует от государства и права обеспечения не классового или группового мотивов навязывание всему обществу воли определенного класса или определенной социальной группы, а осуществление общественных интересов, обеспечения всем гражданам достойного существования, всесторонней поддержки честного труда, морального и физического здоровья населения и сохранения окружающей природной среды.

 

Основные теории происхождения и сущности государства и права

На сегодняшний день среди ученых-юристов, историков, философов, этнографов и других ученых нет единого мнения на причины возникновения государства и права. В основном возникновение государства и права связывается с экономическими и социальными факторами, с имущественным неравенством и с появлением классов.
В науке такая теория происхождения государства вошла под названием „социально-классовой теории”.

Согласно этой теории важнейшие изменения в жизни первобытнообщинного строя были связаны с существенными изменениями в экономической жизни тогдашнего общества, которое постепенно переходило от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему хозяйству, до получения избыточного продукта. Человек стал производить большее количество продуктов, чем было необходимо для поддержания его жизни. Возникали реальные условия для эксплуатации чужого труда и имущественной и социальной дифференциации.

Этот период характеризуется тремя крупными делениями труда:

1) отделение скотоводства от земледелия;

2) отделением ремесла от земледелия;

3) выделением особого слоя людей, занятых только обменом продуктов.

Первое крупное разделение труда способствовало первому крупному разделению общества на два класса - свободных и рабов; второе крупное распределение вызвало углубление имущественного неравенства среди свободных; третье вызвало появление класса посредников-купцов, занятых только обменом продуктов.
Общество раскололось на группы людей (классы) с разным имущественным положением и различными, порой противоположными, интересами. Появляется объективная необходимость в новой организации, способной решать проблемы и конфликты в обществе. На смену отношениям на первобытнообщинном уровне приходит государство. Органы родового (общинного) управления заменяются органами государственного аппарата, возникает „государственная власть”, которая выступает защитником господствующих слоев общества. Государственная власть распространяется на всех, кто проживает на определенной границами территории, независимо от национальности, выступает как официальный представитель общества.

Одновременно с возникновением государства происходит процесс формирования права. Правила поведения, которые существовали, становятся непригодными в классовом обществе. Первоначально право складывалось из обычаев и отдельных судебных решений, которым господствующий класс придавал значения общеобязательных норм. Впоследствии, со становлением и укреплением центральных органов государственной власти, основным средством формирования правовой системы становятся акты (официальные документы, содержащие правила поведения), которые выдаются этими органами и выражают интересы доминирующих в стране верст общества.
В соответствии с классовым социально-экономическим учением, каждому типу производственных отношений соответствует исторический тип государства и права с характерными чертами и особенностями.

Производственные отношения - это категория, характеризующая отношения между людьми в процессе общественного производства: отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

Чаще всего определяются следующие исторические типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, современный. В разные времена в разных странах существовали также государства переходного периода.

Рабовладельческий тип государства и права характеризуется следующими признаками:

1) разделение общества на свободных и рабов;

2) отсутствие у рабов элементарных человеческих прав;

3) господствующая роль крупных землевладельцев и военной верхушки;

4) пренебрежение физического труда, признавалась судьбой рабов;

5) преимущественно автократический и олигархический характер политических режимов.

Феодальному типу государства и права свойственны такие „черты”:

1) собственность феодалов на землю закреплена в феодальном праве, которая составляет основу общества;

2) закрепление в праве имущественной и личной зависимости от феодалов-землевладельцев;

3) правовое закрепление разделения общества на сословия, принадлежность к которым определялась самим фактом рождения;

4) приобретение богатыми городами права на самоуправление;

5) создание сословных представительных органов (парламентов, земских соборов);

6) закрепление иерархии взаимоотношений сюзерен - вассал в среде дворянства;

7) влияние церковного (канонического) права на общественную и личную жизнь;

8) самая распространенная форма правления - монархия.

Характерными „чертами” государства буржуазного типа являются:

1) правовое закрепление формального равенства граждан перед законом;

2) провозглашение принципа законности;

3) признание личных и политических прав человека;

4) провозглашение свободы, неприкосновенности и незыблемости частной собственности;

5) сосредоточение основных усилий государства на функциях охраны частной собственности и борьбе против общеуголовной преступности;

6) отмена дворянских и других сословных привилегий;

7) процесс сращивания государственного аппарата с финансовыми монополиями;

8) множественность форм правления (парламентская монархия, парламентская и президентская республика и др.).

Социалистическому типу государства и права (на примере СССР) присущи такие характерные „черты”:

1) провозглашение диктатуры пролетариата, которое постепенно перерастает в общенародное государство;

2) отрицание принципа разделения государственной власти и закрепление руководящей роли коммунистической партии;

3) официальное закрепление марксистско-ленинской идеологии как господствующей и единственной в стране;

4) правовое закрепление превосходства интересов государства над интересами личности;

5) запрет частной собственности и предпринимательства;

6) монополия государственной собственности в хозяйстве страны;

7) провозглашение одной из главных функций государства охрану социалистической собственности;

8) юридическое закрепление обязанности граждан работать;

9) акцентирование внимания на обеспечении социально-экономических прав граждан.

Самое подробное классовая, социально-классовая теория разработана в произведениях Л.Моргана, Ф.Энгельса, К.Маркса, В.Ленина.
Кроме изложенной выше социально-классовой теории происхождения государства и права, распространены также: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, теория насилия, конвергенции, космическая теории.

Теологическая (религиозная) теория господ­ствовала в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Суть теологической теории в том, что государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть: - вечны, незыблемы и святы; - их возникновение и упразднение не зависит от человека; - являются выразителями воли Бога на земле. Современным вариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со сто­роны государства, заботе каждого гражданина об обще­стве, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обес­печить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Патриархальная теория. Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.     Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть. В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский. Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье.

Договорная (естественно-правовая) теория Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, произволу, нера­венству людей перед законом. Ее авто­рами и сторонниками в разное время являлись: Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- просветители;  А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер и др. Теория, выдвинутая данными авторами, получила так­же название естественно-правовой или естественного права. В боль­шинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. В работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, рево­люционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое от­ражение и в Декларации независимости США. Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

• первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

• каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

• чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

• в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство. Теория общественного договора имела боль­шое прогрессивное значение. Существенным недостатком данной теории яв­ляется ее идеалистичность.

Органическая теория. Эта теория была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи вы­сказывались значительно раньше. Некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравни­вали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономер­ности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, ес­тественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Суть органической теории возникновения госу­дарства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:  люди образуют государство, как клетки - живой организм;  государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;  между государствами, как в живой среде в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отбрасывается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т. д.). Недостатками органической теории является:

• прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

• сильное влияние дарвинизма;

• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Психологическая теория. Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог                              Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали Фрейд и Г.Тард. Данная теория утверждает, что возникновение государства связано со свойствами психи­ки человека:

- желание быть защищенными и подчиняться более сильным;

- желание сильных повелевать другими людьми;

- способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие и подчинить своей воле других;

- желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества. Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства. Недостатки психологической теории: данная тео­рия не учитывает другие факторы (социальные, экономические, по­литические и др.), благодаря которым возникло государство.

Теория насилия. Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях насилие носило внешний характер (внешнее насилие), в другом зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие). При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса. Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

• сбор дани дружинниками;

• расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

• огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

• иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ. Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному. В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно. Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др. Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.


3. Понятие и признаки государства

Государство является одним из важнейших общественных явлений. На протяжении веков ученые-юристы, философы, политики стремились дать определение понятию государства и раскрыть его сущность. Дать универсальное правовое определение государства для всех эпох и всех стран трудно. Однако, обобщая общие признаки государств, разных по классовой сущности, форме управления и функциям, можно сделать вывод, что государство - это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы.

Итак, государство - это особая политико-территориальная организация власти, которая имеет суверенитет, обладает специальным аппаратом управления и принуждения, способная придавать своим велениям общеобязательной силы и осуществлять руководство обществом.

Государство характеризуется рядом признаков, что, во-первых, отличающие ее от общественной власти в догосударственный период и, во-вторых, подтверждают ее особенность как основного орудия осуществления политической власти.
К наиболее существенным из „признаков” государства можно отнести следующие.

Территория. Если в первобытном обществе власть распространялась на людей в зависимости от принадлежности их к тому или иному роду, племени, то с появлением государства она действует на людей в зависимости от территории проживания. Распространение государственной власти только на отделенной границами части земного шара предопределяет административно-территориальное деление: вся территория государства разбивается на административно-территориальные единицы. В разных странах административные единицы называются по-разному: область, округ, край, провинция и тому подобное.

Суверенитет. Это политико-правовое свойство государственной власти, которая охватывает:

а) верховенство государственной власти на территории страны, возможность самостоятельно решать важные вопросы общественной жизни, устанавливать общеобязательные для всех членов общества правила поведения;

б) единство государственной власти - т. е. наличие в государстве только законодательно установленных государственных органов, отсутствие каких-либо не предусмотренных законом параллельных структур власти;

в) независимость государственной власти, что означает независимость ее на международной арене.

В общественно-политической литературе применяются еще понятие - национальный суверенитет (право наций на создание собственного государства) и народный суверенитет (осуществления народовластия в государстве).
Наличие публичной политической власти, что проявляется в существовании групп людей, которые не принимают участия в производстве материальных благ, а осуществляют властные управленческие функции и способны влиять на общественные отношения путем применения принуждения.

Механизм государства - система государственных организаций, которые осуществляют функции и задачи государства (государственные предприятия, учреждения и органы). Наличие общеобязательных правил поведения - правовых норм. Государство издает законы и другие акты, нормы которых являются общеобязательными на всей территории государства.

Система налогов. Это сбор средств, которые государство в определенной пропорции собирает с населения, предприятий, организаций для содержания государственного аппарата, осуществление общеполезных целей - финансирование образования, культуры, здравоохранения, природоохранных мероприятий.
Государство является универсальной политической формой организации общества, центральным элементом политической системы, потому что:

1) в каждой стране может быть много политических организаций, а государство существует лишь одно;

2) только государство может решать любые общественные дела, а остальное решают организации, как правило, дела, касающиеся только части общества;

3) только государство имеет право выступать от имени всего населения страны;

4) только веление государства, воплощенные в правовые нормы, являются общеобязательными.
Понятие "государство" может употребляться и в других значениях. Так, иногда понятие "государство" отождествляют с понятием "страна", то есть с определенной территорией, что составляет единство населения, истории, природных условий и тому подобное.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!