Тема :6.3. Виды пластмасс и пластических материалов.



П ластмассы представляют собой смеси синтетических

смол с добавлением наполнителей (каолина, отходов тек-

стильной промышленности, асбеста), пластификаторов

(дибутилфталата, камфоры и т. п.) и пигмента для при-

дания цвета. Однако часто применяют пластмассы, состоя-

щие только из смолы и красителя.

В зависимости от реакции смолообразования пластмас-

сы разделяют на поликонденсационные и полимеризаци-

онные, чаще употребляемые как реактопласты и термо-

пласты.

Реактопласты — твердые и негнущиеся. После прохож-

дения реакции смолообразования они превращаются в

твердые неплавкие вещества.

В состав реактопластов обязательно входят наполни-

тели, которые и определяют их физические свойства —

твердость, упругость, цвет и т. п.

Термопласты состоят из смол, которые после нагрева-

ния не изменяют своих химических свойств и повторно

плавятся при нагревании. После повторного расплавления

они могут использоваться для выполнения работы.

Ф о р м о п л а с т — один из видов термопласта, полу-

чаемый из смеси искусственных смол и пластификатора.

Применяют его в основном для изготовления форм.

Он представляет собой темно-желтую студенистую

массу, внешне напоминающую резину.

Температура размягчения формопласта должна быть

55—60° С, температура плавления 135—140° С, температура

текучести, при которой формопласт превращается в массу,

способную течь непрерывной струей, 125° С. Он должен

начинать затвердевать при охлаждении до 100—110° С.

В расплавленном и застывшем состоянии формопласт не

должен прилипать к поверхности (например, гипса, бе-

тона, металла). При отрицательных температурах фор-

мопласт становится хрупким, но при подогревании вос-

станавливает свои свойства.

В мастерские формопласт поступает разрезанным на

мелкие куски размером 2—3 см, где его расплавляют в

толстостенной алюминиевой емкости (в железных емкос-

тях формопласт размягчается и пригорает), которую ста-

вят в масляную баню (масло или технический глицерин).

Масляную баню нагревают на плите с вытяжным шка-

фом. Во избежание пригорания формопласт постоянно

перемешивают. Вместо масляной бани емкость с формо-

пластом можно ставить в таз с прогретым песком. Водя-

ную баню не применяют из-за недостаточности температу-

ры. Во время плавления следят, чтобы температура формо-

пласта не поднималась выше 130° С, так как при более

высокой температуре он начинает разлагаться, выделяя

пары хлористого водорода — резко пахнущего и вредного

газа, сама масса чернеет, теряет эластичность и становит-

ся непригодной для работы. Расплавленный формопласт

снимают с плиты, дают отстояться 10—15 мин, чтобы

вышли пузырьки воздуха, и приступают к заливке форм.

П о л и а к р и л а т , или а к р и л о п л а с т (органиче-

ское стекло, плексиглас), — широко распространенная

прозрачная пластмасса, из которой изготовляют различ-

ные декоративно-художественные элементы. Органическое

стекло не бьется и пропускает 73 % ультрафиолетовых

лучей (обычное же стекло их вообще не пропускает).

Существенным недостатком этого материала является его

невысокая твердость, что приводит к образованию раз-

личных царапин при незначительных механических воз-

действиях.

Органическое стекло хорошо поддается обработке ре-

жущим инструментом, хорошо шлифуется и полируется.

Его можно красить в различный цвет органическими кра-

сителями. При нагревании оргстекло размягчается, что

позволяет придать ему различную форму, которая после

остывания сохраняется.

Клеить оргстекло можно дихлорэтаном, смешанным с

его стружкой.

РЕЦЕПТУРА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТМАСС

Для изготовления небольших декоративно-художе-

ственных элементов можно использовать пластмассы, при-

готовленные в домашних условиях. Основными компонен-

тами таких пластмасс являются бумажный или древесный

порошок, обезжиренный сыр (казеин) и меловые массы.

Пластмассы из казеина. Чистый казеин смешивают с во-

дой с последующим добавлением пластификатора — гли-

церина. После насыщения водой, когда казеин набрякает,

его старательно перемешивают с помощью мясорубки.

Полученную массу нагревают и снова тщательно переме-

шивают до образования однородной тестообразной кон-

систенции. Перед употреблением массу нагревают до 80—

90° С и прессуют под давлением 14—15 МПа. Для окон-

чательного затвердения ее помещают в 40 %-ный раствор

формалина, где выдерживают 3—5 дн. После дубления

массу сушат при температуре около 50° С, предварительно

промыв водой. Полученная пластмасса хорошо обрабаты-

вается и не имеет запаха.

Пластмассы из бумажного порошка. Для приготовления

бумажного порошка мелконарезанную бумагу варят в во-

де на протяжении нескольких часов. Разварившуюся мас-

су перемешивают до получения однородной массы, кото-

рую просушивают и затем перетирают до порошкообраз-

ного состояния.

Рецепт № 1. На 5 ч. бумажного порошка, смешанного

с мучным клейстером, добавляют 3 ч. древесной золы.

После тщательного перемешивания приготовленную пласт-

массу можно применять для работы.

Рецепт № 2. Из 75 г крахмала варят клейстер, добав-

ляют в него 4 г квасцов и смешивают с 300 г бумажного

порошка. После тщательного перемешивания к полученной

массе добавляют постепенно до 450 г просеянный мел и

доводят полученную смесь до однородного тестообразно-

го состояния.

Рецепт № 3. Отжав предварительно замоченный в 300 г

воды бумажный порошок (до 100 г), его смешивают с

75 г столярного клея и тщательно разминают до полу-

чения однородной клейкой массы, в которую добавляют

250 г гипса или просеянного алебастра и снова тщатель-

но разминают. Этот состав необходимо быстро исполь-

зовать.

Пластмассы на основе мела. В разведенный столярный

клей (2 мас. ч.) добавляют предварительно смешанный

мел (8 мас. ч.) и бумажный порошок (1 мас. ч), при этом

наливая горячую воду до образования густой однородной

массы. Для качественного перемешивания эту массу про-

пускают несколько раз через мясорубку, установив в ней

нож тупым концом к решетке. Мел и бумажный порошок

здесь можно заменить древесным порошком или мелкой

тырсой.

Для выполнения лепных работ можно использовать

клеевую массу, которую готовят по такому рецепту: рас-

плавленную канифоль (1,5 мас. ч.) смешивают с льняным

маслом (1,5 мас. ч.), а затем добавляют разведенный сто-

лярный клей (3 мас. ч.), после чего все тщательно пере-

мешивают с мелом (15 мас. ч.) до образования однород-

ной массы.

При работе с пластмассой форму перед ее заполнением

нужно смазывать. После затвердения в форме модель из

пластмассы вынимают и просушивают при комнатной

температуре.

Папье-маше — пластическая масса, получаемая из бу-

маги с добавлением клеящих веществ и наполнителя

(например, мел, глина, известь). Для приготовления мас-

сы используют макулатуру. Глянцевые и промасленные

сорта бумаги использовать не рекомендуется.

Мелко измельченную бумагу кипятят в течение 2—

4 ч до образования однородной массы, затем протирают

через мелкое сито и смешивают с клеящим веществом.

В полученную смесь добавляют наполнитель. Все хорошо

перемешивают до густоты теста и пропускают через мя-

сорубку. Примерная рецептура: 1 л воды, 900 г клея, 150 г

бумажного порошка, 4 кг мела. Выход готовой массы из

этого количества около 5 кг.

Из папье-маше формуют разнообразные художест-

венно-декоративные элементы, поверхность которых хо-

рошо поддается различным видам обработки — шлифо-

ванию, окраске, лакированию, росписи.

Мастика. Готовят ее из смеси воды, столярного клея,

бумажного порошка, олифы и мела.

В клееварке растворяют столярный клей в воде (на

0,6 л воды 120 г столярного клея). 20 г бумажного порош-

ка заливают кипятком, затем отжимают насухо и добавля-

ют в клеевой раствор. Не снимая с огня, всю смесь тща-

тельно перемешивают и добавляют постепенно 50 г мела.

Для прочности в мастику кладут 10 г канифоли, раство-

ренной в 30 г горячей олифы. В результате получают

клейкую массу консистенции жидкой сметаны. После

этого на рабочий стол насыпают нужное для выполнения

работы количество мела, перемешивают его с теплой клей-

кой массой, добавляя немного олифы, и месят как тесто.

Готовую мастику для хранения завертывают в сырую

тряпку. Приготовленной таким образом мастикой можно

работать на протяжении суток.

Художественно-декоративные элементы из мастики

прочны, красивы и по цвету напоминают кость.__

ПЕНОПЛАСТЫ

Пенопласты представляют собой пластмассы в виде за-

твердевшей пены. При этом образуется замкнуто-порис-

тая структура, пустоты которой заполнены газом, чем и

объясняется легкость этого вида пластмасс.

Промышленность выпускает несколько видов пеноплас-

тов:

пенополистирол — поступает в продажу в виде белых

жестких плит ПС-1, ПС-4 и ПС-Б толщиной от 70 до

100 мм.

пеновинилхлорид — имеет желтоватый оттенок, плот-

нее, чем пенополистирол. Выпускают его трех марок:

жесткий ПХВ-1 и ПХВ-2, а также эластичный ПХВ-Э.

Пенопласты легко обрабатываются вручную и на спе-

циальных термоустановках, после чего приобретают краси-

вую матовую поверхность.

Пенопласты применяются в оформительских работах

как декоративные и объемные элементы, а также имити-

руют различные материалы.

 

Задание: Прочитать материал и законспектировать изложенный материал выделенный курсивом в жёлтом поле.  

Срок выполнения: 27.10.2020- 30.10.2020


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!