Тема :6.2. Виды бумаги и картона, их применение.
Группа : Т-7
Дисциплина: ОП 02. «Основы материаловедения»
Дата: 28.10.2020
Срок выполнения: 28.10.2020г.-30.10.2020
Контакты: https://vk.com/id514442593, +380668201860 +380721481376
Урок №31
Тема : 6.0 Характеристики конструктивных материалов. Дерево, пластмасс, пенопласт, и другие материалы используемые в художественном оформлении
:6.1. Виды и декоративные свойства древесины.
Древесина для художественно-оформительских работ
используется при изготовлении каркасов, планшетов и
стендов, несущих конструкций и т. д. При выборе древеси-
ны необходимо определить условия, в которых будет
эксплуатироваться изделие (внутри помещения или для
наружных работ), вид нагрузки, оформления и окраски.
Для качественного выполнения работ необходимо обя-
зательно знать и учитывать дефекты древесины. В одних
случаях они снижают ценность или вообще исключают
возможность ее использования для выполнения изделия, в
других же могут придать ему особую декоративность и
ценность.
Основными дефектами являются косослоистость и суч-
коватость.
Косослоистостъ — размещение волокон древесины на-
искось доски или бруса. Прочность на излом такого ма-
териала значительно уменьшается.
Косослоистость создает трудности при соединении раз-
личных видов древесины и ее ручной обработке для из-
готовления изделий художественного оформления.
Сучковатость — один из наиболее распространенных
|
|
дефектов древесины, особенно хвойных пород, в которых
с течением времени сучки выпадают. В местах расположе-
ния сучков прочность древесины уменьшается.
При выполнении работ по художественному оформле-
нию нужно учитывать невозможность выполнения соеди-
нений и трудность ручной обработки в этих местах.
Для декоративного оформления с использованием дре-
весины (лиственных и хвойных пород) сучковатость не
является дефектом, а, наоборот, придает особую красоту
и привлекательность.
Для изготовления несущих конструкций, каркасов и
других элементов художественного оформления использу-
ют в основном следующие материалы из древесины.
Доски — основной вид пиломатериалов. Ширина их
должна быть не менее двойной ее толщины. Есть доски
толстые и тонкие, обрезные и необрезные.
Тонкие доски имеют толщину 13, 16, 19, 22, 25 и 32 мм,
а толстые — 40, 50, 60, 75 и 100 мм.
Ширина обрезных досок от 80 до 250 мм (относитель-
но к толщине), а длина — от 1 до 6,5 м.
Бруски не толще 100 мм, но уже, чем доски. Ширина
бруска может быть не больше двойной толщины. (Их
можно назвать узкие доски.)
Бруски из тонких досок называют р е й к а м и . Рейки
бывают четырехкантные, обрезанные со всех сторон, и
|
|
двухкантные, обрезанные лишь с двух.
Шпон — тонкая доска. Шпон бывает строганый и лу-
щеный.
С т р о г а н ы й шпон получают из лиственных
пород древесины на шпонострогальных станках. Этот
шпон имеет красивую текстуру и поэтому широко исполь-
зуется в художественных работах для декоративного
оформления (стендов, планшетов, а также интерьеров).
Толщина строганого шпона 0,4, 0,6, 0,8, 1,0 мм.
Л у щ е н ы й ш п о н изготовляют лущением (обтачи-
ванием) колоды. Этот шпон одноцветный и не имеет такой
красивой текстуры, как строганый.
Фанера. В зависимости от применения из шпона изго-
товляют фанеру различных марок. Для художественно-
оформительских работ в основном используют обычную
фанеру, которая бывает шлифованной и нешлифованной
толщиной от 1,5 до 18 мм; авиационную березовую фа-
неру БС-1, достаточно гибкую вдоль волокон; БВ-1—с
взаимно перпендикулярным расположением слоев; деко-
ративные фанеры ФОФ или ФОК, обклеенные с одной
или с двух сторон шпоном из ценной древесины (орехо-
вым, дубовым и др.); декоративные фанеры ДФ-1, ДФ-2,
ДФ-3 и ДФ-4, облицованные прозрачной пленкой или бу-
магой с рисунком древесины; цветную или лакированную
фанеру.
Древесностружечные плиты легко поддаются механи-
|
|
ческой обработке. Благодаря сочетанию ряда положитель-
ных качеств — легкости, достаточной прочности, красиво-
му внешнему виду, конструкционности, они находят широ-
кое применение в качестве оснований для выполнения
художественно-оформительских работ.
Древесностружечные плиты марок ПС-1, ПС-3, ПТ-1,
ПТ-3 вырабатывают путем плоского прессования; марок
ЭСС, ЭТС, ЭЛМ — путем экструзии.
Сырьем для производства плит служат полимерные
вяжущие материалы и древесина. В качестве подсобных
применяют материалы, придающие плитам необходимые
свойства.
Связующие полимеры должны быстро и необратимо
твердеть при термообработке массы и прочно соединять
частицы древесины, быть водостойкими, нетоксичными,
без резкого устойчивого запаха, огнебезопасными, иметь
светлую окраску во избежание загрязнения цвета плит.
Карбамидные и фенольные термореактивные материалы
вполне удовлетворяют этим требованиям.
Стружку — основной материал — приготавливают из
самых разнообразных древесных пород, как хвойных, так
и лиственных (береза, осина, ольха, бук, сосна, ель и др.).
Легкие и мягкие породы древесины дают более плотные и
прочные плиты, чем породы тяжелые и твердые. Обычно
|
|
тяжелые породы применяют для среднего слоя плит, от-
бирая для лицевого слоя мягкую и легкую древесину,
дающую мелкую однородную стружку.
Производство трехслойных древесностружечных плит
состоит из следующих этапов:
подготовки древесины (пропаривание и вымачивание);
приготовления стружки (ее сортировка и сушка);
смешивания стружки с полимером;
формирования плиты и холодной подпрессовки при
давлении 0,5—2 ММа;
горячего прессования при давлении до 7 МПа;
выдерживания и охлаждения в течение 4—7 сут.;
раскроя плит.
Хранят древесностружечные плиты в сухих закрытых
помещениях, не допуская резких колебаний влажности и
температуры. Укладывают плиты в горизонтальном поло-
жении.
Древесноволокнистые плиты — это листовые материа-
лы, получаемые путем горячего прессования волокнистой
массы, состоящей из органических волокнистых напол-
нителей и синтетических полимеров.
Как основания для художественно-оформительских
работ в основном применяют твердые плиты.
Длина плит 120—140 см, ширина 120—180 см, толщи-
на 3—4 мм.
Технология изготовления древесноволокнистых плит
складывается из следующих основных операций:
разделки древесины и древесных отходов в рубильных
машинах на щепу, которую после сепарации пропаривают
и размалывают на волокна;
получения волокнистой массы и смешивания ее с
фенолформальдегидным полимером и различными добав-
ками (полимер составляет 4—5 % -массы сухого наполни-
теля) ;
формирования массы в длинносетчатой отливочной ма-
шине, где удаляют лишнюю воду и формируют массу в
непрерывную ленту заданной толщины. При выходе из
машины ленту разрезают на плиты;
горячего прессования отформованных плит на много-
этажном гидравлическом прессе;
выдерживания в камере акклиматизации при темпера-
туре 110—120 °С в течение 4—7 ч для повышения меха-
нических свойств и последующего увлажнения до 7—8 %;
обрезки кромок на форматном станке.__
Задание: Ознакомиться с материалом и записать конспект выделенный курсивом в жёлтом поле.
Срок выполнения: 28.10.2020- 30.10.2020
Урок №32
Тема :6.2. Виды бумаги и картона, их применение.
БУМАГА
Для художественно-оформительских работ в качестве
основания, а также для выполнения декоративно-худо-
жественных элементов широко используется бумага.
Бумага представляет собой тонкий листовой материал,
основа которого — переплетенные и скрепленные расти-
тельные волокна.
Впервые бумагу стали производить в Китае в I—II вв.
Выделенные из шелковицы, ивы, пеньковых очесов расти-
тельные волокна подвергались механическому измельчению
в водной среде, после чего водно-волокнистая взвесь про-
цеживалась при потряхивании через тонкие шелковые или
волосяные сита. При удалении воды волокна сближались
и, равномерно переплетаясь, образовывали лист. Дальней-
шая обработка заключалась в прессовании, высушивании и
разглаживании полученных листов.
В настоящее время бумажное производство преврати-
лось в высокомеханизированное и в значительной степени
автоматизированное производство, обеспечивающее выпуск
разнообразных сортов бумаги. Это в первую очередь объ-
ясняется разнообразием используемого для ее производ-
ства сырья и совершенствованием техники, перечень же
выполняемых при этом операций практически не изме-
нился.
Бумага имеет ряд преимуществ перед материалами, при-
меняемыми в качестве основания для художественно-
оформительских работ:
тонкая, легкая, очень гибкая, она вместе с тем обладает
достаточной прочностью;
имеет ровную и гладкую белую, цветную или фактур-
ную поверхность, хорошо воспринимающую краску и удер-
живающую ее;
легко поддается различным видам обработки;
хорошо сочетается в работе с другими видами материа-
лов.
На качество выполняемых работ влияют характер и
структура поверхности бумаги, прочностные механические
свойства, отношение ее к влаге, восприятие краски, оп-
тические свойства.
Структура бумаги зависит от ее толщины: чем толще
бумага, тем больше ее прочность и меньше прозрачность.
Характерной особенностью структуры бумаги является ее
пористость (60 % объема бумаги приходится на поры).
Высокая пористость бумаги облегчает проникновение жид-
кости и газов в толщину бумажного листа, придает бумаге
воздухопроницаемость, способность впитывать краски
и т. п.
Во многом характер и структура бумаги зависят от на-
полнителя, который придает ей определенные свойства, а
также частично заменяет волокна более дешевым мине-
ральным порошком. Наполнителями могут служить сили-
каты (каолин, тальк, асбестин); сульфаты (гипс, барит,
бланфикс); карбонаты (мел, магнезия); оксиды (двуокись
титана); сульфиды (цинковые белила). Мелкие частицы
наполнителя, внедряясь в структуру бумаги, заполняют
промежутки между волокнами, что ведет к уменьшению
пористости.
Механические свойства бумаги. Бумага как при выпол-
нении работ по художественному оформлению, так и в
процессе их дальнейшей эксплуатации испытывает различ-
ные механические воздействия. При выполнении различ-
ных декоративно-художественных элементов из бумаги
большое значение имеет ее прочность, обеспечивающая
долговечность выполняемых работ. Прочность также необ-
ходима для того, чтобы бумага могла без разрушения
пройти все подготовительные операции (увлажнение, обтя-
гивание планшетов, проклейку, грунтовку, шлифовку
и т. п.).
Кроме того, при работе с бумагой большую роль игра-
ют ее деформационные свойства, так как важнейшие тех-
нологические процессы художественно-оформительских
работ сопровождаются деформированием бумаги (обтяги-
вание планшетов, художественное конструирование
и т. п.).
Деформационные свойства характеризуются упру-
гостью, эластичностью, пластичностью.
Восприятие краски бумагой. Закрепление краски на
бумаге зависит от того, насколько хорошо жидкая фаза
красочного состава — связующее — смачивает ее поверх-
ность. Смачивание и прилипание жидкости к поверхности
твердого тела объясняется силами молекулярного взаимо-
действия — притяжения между частицами жидкости и по-
верхностью твердого тела. Однако закрепление краски
зависит не только от смачивания, но и от проникновения
ее в поры бумаги в результате впитывания, что отрица-
тельно влияет на прочность красочного слоя. Поэтому
поверхность бумаги подвергают предварительной обработ-
ке (проклейке, грунтовке).
Отношение бумаги к влаге. Будучи капиллярно-порис-
тым телом, бумага механически удерживает в порах влагу
при ее непосредственном контакте с водой. При увлажне-
нии изменяются размеры листа: он увеличивается в резуль-
тате набухания волокна. Практически деформация бумаж-
ного листа при увлажнении может дойти до 0,5 %. После
высыхания бумаги размеры ее восстанавливаются — это
свойство бумаги используется в оформительской работе
при обтягивании планшетов или для ровной оклейки
поверхностей (бумагу увлажняют, выполняют необходи-
мые операции и дают ей высохнуть, после чего она натя-
гивается и приобретает ровную поверхность).
Оптические свойства бумаги. К оптическим свойствам
бумаги относятся белизна, блеск, прозрачность, светопро-
ницаемость, цвет.
Имея шероховатую поверхность, бумага отражает лучи
рассеянно, равномерно во всех направлениях, хотя некото-
рая их часть отражается и по зеркальному типу (появле-
ние бликов при рассматривании бумаги под определен-
ным углом).
Б е л и з н а — это свойство бумаги рассеянно отражать
свет равномерно по всей видимой части спектра.
Так как в действительности тела никогда полностью
не отражают падающий свет (абсолютно белых тел в при-
роде нет), то степень белизны определяется величиной
коэффициента отражения, т. е. отношением количества
отраженного от бумаги света к количеству падающего
света. Практически для сравнения белизны пользуются
эталонами сравнения, приготовленными из материалов, об-
ладающих высокой, а главное постоянной белизной (на-
пример, окись магния).
Белизна бумаги зависит от белизны исходного сырья,
его отбелки, от вводимых наполнителей.
Б л е с к появляется в результате частично зеркально-
го отражения света от поверхности бумаги. Возникающие
при этом блики создают известный оптический эффект,
что используется в художественном оформлении для деко-
ративных целей.
Необходимая для блестящего отражения поверхность
придается бумаге при обработке ее в суперкаландрах (ло-
щение). Особенно эффективно лощение бумаги с поверх-
ностным пигментным покрытием, в состав которого вводят
парафин, воск, синтетические полимеры. В качестве эта-
лона блеска применяют образец черного полированного
стекла, цвет которого исключает рассеянное отражение, а
полированная поверхность обеспечивает зеркальное отра-
жение.
П р о з р а ч н о с т ь и с в е т о п р о н и ц а е м о с т ь .
При прохождении света через любую среду различают
прозрачность, когда лучи света проходят, не изменяя на-
правления (гладкое стекло), и светопроницаемость, когда
свет при прохождении рассеивается (матовое стекло).
Для большинства сортов бумаг с капиллярно-пористой
структурой характерно рассеянное проникание света. На-
против, бумаги типа кальки должны быть по возможности
прозрачными, так как они предназначены для копирова-
ния. Светорассеивание и прозрачность — свойства, кото-
рые определили широкое применение бумаги в практике
художественно-оформительских работ.
По назначению бумага бывает чертежная, рисоваль-
ная, декоративная, оберточная, специальная, писчая, впи-
тывающая.
Чертежная бумага должна иметь ровную, чистую, но не
лощеную, шероховатую поверхность. Проклейка обеспечи-
вает высокую прочность поверхности и предотвращает
распыливание туши и акварельных красок даже после под-
чистки резинкой.
Чертежная бумага высшего сорта изготовляется из
тряпичной массы или хлопка способом ручного отлива, что
обеспечивает однородность свойств в разных направлени-
ях. Лучшим сортом чертежной бумаги ручного отлива яв-
ляется так называемый в а т м а н . Листы ватмана имеют
шероховатую поверхность, характерную неровную кромку,
так как каждый лист этой бумаги отливается отдельно.
Применяется ватман для выполнения высококачественных
оформительских работ.
Наибольшее распространение в практике художествен-
ного оформления получила чертежная бумага машинного
отлива — п о л у в а т м а н , изготавливаемая из смеси
тряпичной массы и целлюлозы, хорошо проклеенная,
плотная, имеющая с одной стороны шероховатую, а с
другой — более гладкую поверхность. На шероховатой
стороне выполняют художественные работы красочными
составами (шероховатая структура лучше удерживает
краски), а на гладкой — шрифтовые и графические ра-
боты.
Рисовальная бумага изготовляется в основном из
100 % целлюлозы (обыкновенная), а также из смеси тря-
пичной массы и целлюлозы (высшая). Она как и чертеж-
ная должна быть сильно проклеена, чтобы при стирании
резинкой не повреждалась поверхность. Рисовальная бу-
мага выпускается промышленностью машинной гладкости,
зернистой, тисненой, бархатистой.
Рисовальная бумага несколько тоньше чертежной, од-
нако вполне пригодна для художественно-оформительских
работ. На ней выполняются различные демонстрацион-
ные схемы разового пользования, стенгазеты, кроме того,
из нее изготавливают буквы для выполнения шрифтовых
плакатов в технике аппликации и т. д.
На основе чертежной и рисовальной бумаги выпускает-
ся цветная и декоративная ____________бумага, имитирующая тексту-
ру разнообразных пород древесины или фактуру различных
материалов. Применяют эти виды бумаги для декоратив-
ных целей, а также при выполнении имитаций. Выпускают
их в основном машинного отлива, рулонную или в листах
(форматную).
КАРТОН
Картоном называют особо толстую бумагу (толщина не
менее 0,5 мм). Получают картон путем склеивания мно-
гих слоев тонкой бумаги, а также отлива.
Картон различают по толщине (толстый — от 0,5 до
2 мм и тонкий — 0,5—0,8 мм), материалу, из которого он
сделан (тряпичное сырье, целлюлоза, макулатура, соло-
менная масса), по технологии изготовления.
Прессшпан — особый вид тонкого, но очень .прочного
картона. Получают его из тряпичного сырья. Прессшпан
отличается гладкой, ровной и блестящей поверхностью.
Применяется он в основном для выполнения графических,
шрифтовых плакатов, а также для объемного конструи-
рования.
Матричная папка — картон, получаемый в результате
склеивания тонких слоев бумаги, сырьем для изготовления
которых служит смесь тряпичной массы и целлюлозы.
Этот картон обладает большой прочностью и пластич-
ностью, что объясняет его широкое применение для раз-
личных оформительских работ.
Неплохой по своим конструкционным и эксплуата-
ционным качествам серый или черный картон, получаемый
из макулатуры и пеньки. Похуже бурый картон, полу-
чаемый из древесной массы. Эти виды картона служат в
основном в качестве основания и требуют последующей
подготовки для выполнения на них работ по художествен-
ному оформлению.
Желтый картон, изготавливаемый из соломенной мас-
сы, очень рыхлый и ломкий.
Практически не применяется в художественном оформ-
лении так называемая папка — сорт толстой бумаги, по-
лучаемый не склеиванием более тонких слоев, а отливом.
Она легче, тоньше, нежели картон, не выдерживает де-
формационных нагрузок — ломается.
Задание: Прочитать материал и законспектировать изложенный материал выделенный курсивом в жёлтом поле.
Срок выполнения: 27.10.2020- 30.10.2020
Урок №33
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!