Как реагировало на это общество и правительство?



Русская философия эпохи нисходящего

Развития дворянской культуры

 

Введение

I. Контекст развития русской философской мысли конца

XVIII - пер. пол. XIX веков

Масонство как первая форма индивидуалистического идеала

Дворянской культуры

Сентиментализм как вторая форма индивидуалистического идеала

Дворянской культуры

Романтизм как третья форма индивидуалистического идеала

Дворянской культуры

Реализм как четвертая форма индивидуалистического идеала

Дворянской культуры

Интеллектуальная оппозиция 1830–1840 годов

 

 

Введение

К началу XIX века дворянское сословие достигло пика развития и склонилось к упадку.

Если прежде оно было открытым для других сословий русского общества, то теперь замкнулось в себе и остановилось в развитии.

С понижением преобразовательной энергии дворянства стала утрачивать ценность и вся его культура, в том числе система познания. Ее "ось" сместилась от естественно-научной проблематики к гуманитарной, а в гуманитарной — к критике отживших общественных учреждений[1].

Вместе с этим изменилось отношение дворян к классицизму, в противовес которому возникли и стали развиваться немыслимые прежде течения, как масонство, сентиментализм, романтизм и реализм.

I. Контекст развития русской философской мысли

конца XVIII - пер. пол. XIX веков

Масонство как первая форма индивидуалистического идеала

Дворянской культуры

Первые признаки упадка дворянского сословия обнаружились уже во второй половине XVIII века.

В русском дворянстве, как некогда в европейском, возник и стал развиваться процесс индивидуализации сословия. Но в пер. пол. XVIII века он еще только намечался. Среди дворян имелись личности, претендующие на внесословную индивидуальную жизнь. Однако таких было немного. И претензии их на индивидуальную жизнь всерьез не воспринимались, погоды не делали и в случае опасности для сословной жизни легко подавлялись общественным мнением или властью[2].

Однако в нач. XIX века желание внесословной жизни обрело невиданный размах и в довершение ко всему стали распространять свое влияние масонские ложи.

Масоны вставали в оппозиционное отношение к сложившейся на тот период государственной жизни.

Их оппозиционность была многообразной, но прежде всего она выражалась в отношении к официальной церкви.

По мнению масонов, жизнь включает в себя два пути духовного преображения человека — внутренний и внешний; наиболее глубоким путем является внутренний, а он обеспечивается церковью; но церковь превратилась в огосударствленную церковь, через это обезобразила себя и потеряла статус духовной ценности. Она стала воплощением ложного христианства и прообразом антихриста. Масоны утверждали, что Царство Божие не в церкви, а внутри нас, но нас там нет, туда еще надо вернуться.

В такое же критическое отношение масоны вставали к идее дворянского разума.

Разум опирается на идеалы французского просвещения, а в таком виде на него нет никакой надежды; разум — низшая ступень духовного просветления человека, она может составить «грунт» религиозной веры, но в саму веру человека не введет.

Что предлагалось масонами взамен?

В противовес официальной церкви масоны предлагали идею надгосударственного христианства (внутренней церкви), а в противовес сословному разуму — идею отдельного человека или небольшой группы аристократически подготовленных лиц.

Чего добились масоны?

Идеи масонов так сильно распространились в дворянской среде, что совершили переворот в его сознании.

В чем заключалась суть переворота?

Если прежде дворяне верили, что истинным выразителем сословного духа может быть только коллективистски организованная государственная жизнь, что в таком виде ее можно выразить только через классицизм, а в классицизме — через высокие жанры (ода, трагедия, эпопея; то теперь, после вмешательства масонов, дворяне признали в качестве неотъемлемой стороны частную, повседневную, сиюминутную жизнь. Эти новые настроения не разрушили классицизма, но потрясли его фундамент; классицизм как система мышления выстоял, но изменил свою жанровую структуру. В классицизме вдруг ожили и стали пользоваться большúм спросом низкие жанры (сатира, басня, комедия), — то, к чему дворяне еще недавно проявляли вялый интерес, что, по их мнению, подрывало сам дух сословного разума и что склоняло дворянскую жизнь к погибели.

Как реагировало на это общество и правительство?

Закрытый характер масонских «лож», таинственность поведения их участников и слишком вольные разговоры пугали консервативно настроенную часть дворянского сословия и порождали острую потребность в сохранении порядка.

В свою очередь, двор понимал, насколько опасны организации, подобные масонским, знал, как легко в них зарождаются заговоры и чем они заканчиваются[3]. И как только оппозиционные настроения достигли критической отметки, запретило деятельность масонов (1822). Три года спустя произошло событие, которое подтвердило целесообразность этого решения, — восстание декабристов (1825). Масонские «ложи» не имели прямого отношения к его организации, но сами декабристы вышли из масонских «лож», своими действиями они создали угрозу общественному строю и этим все сказали и о себе, и о масонских «ложах».


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!