Особенности регулирования общественных отношений



Особенности регулирования общественных отношений хотелось бы рассмотреть именно в семейном законодательстве ислама. Брак в Исламе - естественные узы между мужчиной и женщиной, это источник любви, сострадания и понимания. Обратим внимание на некоторые запреты и особенности.

Запрещено:

- посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга;

- видеть срамные части тела посторонних;

- мужчине смотреть на портрет знакомой женщины;

- думать об эстетическом наслаждении красотой человеческих фигур, изображенных на фото;

- находиться в безлюдном месте вдвоем посторонним мужчине и женщине;

- жениться на матери, родной сестре, теще;

- заключать брачный договор с замужней женщиной;

- мусульманке выходить замуж за неверного и за христианина или иудея;

- рожать ребенка от неизвестного лица;

- неравные браки по признаку социального положения будущих супругов.[2]

Запреты шариата отличаются особой строгостью в отношении женщины. Эти правила преследуют цель защиты устоев ислама и обеспечения господства мужчины в семье. В исламе брак, сопровождающийся рождением детей, является религиозной обязанностью, а безбрачие - прискорбным состоянием. Коран допускает, чтобы верующий имел одновременно четырех жен, но он обязан их всех содержать в равенстве. В союзе с женщиной характерно переплетаются юридические идеи и мусульманские обычаи. Само понятие брак в шариате определяется как заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней, запретной для мужчины, с которым она вступила в брачный союз. Лицо, достигшее совершеннолетия, может заключить договор по собственному желанию, без вмешательства опекунов, а также требовать расторжения, если все заключено без его согласия. Совершеннолетние – это юноши, достигшие 12-ти лет и девушки 9-ти лет. Не нужно писать какие-либо акты или проводить церемонии, чтобы брак считался состоявшимися, кроме слов предложения и согласия. Формулу заключения читают на арабском языке, сначала невеста, затем жених. Супруг обязан платить выкуп, который в доисламский период предназначался родителям жены, а по Корану принадлежит самой жене. Он устанавливается как денежная сумма, так и любая вещь, обладающая определенной ценностью, или свойство предмета, способное удовлетворять одну из потребностей человека, пользование которым разрешено законом. Нужно так же сказать о правах и обязанностях супругов.

Жена обязана:

1. Жить в доме мужа

2. Допускать его к половому общению с собою в подобающем месте и в надлежащее время, сообразуясь с требованиями приличия и здоровья.

3. Подчиняться его приказаниям, если они не безрассудны.

4. Строго соблюдать супружескую верность с момента подписания брачного договора, не зависимо от того, был ли уплачен махр или нет.

5. Избегать предосудительной близости с посторонними мужчинами.

6. Не показываться без уважительных причин в публичных местах. Если жена не выполняет требований, муж может развестись. Непокорную жену муж вправе лишать свободы и после увещаний подвергать легким телесным наказаниям. Для института семьи в мусульманском праве характерны замкнутое хозяйство и внутренний строй мусульманской семейной группы. Это ведет к применению чрезвычайно суровых мер в отношении женщин, хотя эти меры и противоречат установкам Корана. Семейное право в исламе представляет значительный интерес в силу своего своеобразия, характерных отличительных черт, оно доказало свою жизнестойкость в течение длительного времени и заслуживает всестороннего, глубокого дальнейшего изучения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рассматривая мусульманское право не только в качестве нормативного регулятора религиозной и социальной жизнедеятельности мусульман, но и как юридический феномен, следует отметить, что оно лежит в основе самостоятельной правовой системы и самобытной правовой культуры.

Данная система существенно отличается от тех, которые изначально возникли за переделами исламской цивилизации, по многим параметрам и показателям: по структуре основных отраслей, степени их теоретической разработанности, силе практического действия, по источникам права, характеру применяемой юридической техники и т.д.

Мусульманское право хотя и связано с религией ислама, но не сливается с ней. Поэтому мусульманское право можно рассматривать в качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе (мусульманское право в узком, собственном смысле). Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения - их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе социально-нормативного регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле.

Особенностью механизма действия мусульманского права является то, что оно выступало главным образом в виде казуальных норм, индивидуально-правовых решений. Это во многим объясняет характер мусульманского права как системы противоречивых норм. Одновременно такой характер мусульманского права предопределил исключительно важную роль судьи в осуществлении его положений. Понятие нормы мусульманского права заметно отличается от представлений, утвердившихся в других правовых системах.

Система мусульманского права включает ряд институтов и отраслей, которые по своему составу отличаются большой спецификой. Одновременно оно отличается неопределенностью, запутанностью и противоречивостью. Такая черта во многим объясняется тем, что мусульманское право теоретически не знает принципа судебного прецедента. В силу этого со временем оно превратилось в собрание огромного множества самых разнообразных норм, возникших в различные исторические эпохи.

Мусульманское право оказывает влияния на современное общественное развитие ряда стран востока не только в виде системы действующих юридических норм, но и качестве важного идеологического фактора.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!