Характеристика источников мусульманского права



Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Сравнительное правоведение»

на тему «Мусульманское право: понятие, особенности и современное восприятие»

Выполнил: Р.И. Честных (Устинова),

студент 2 курса заочной формы обучения юридического факультета группа Юм05/1906 з

Руководитель: А.П. Альбов, доктор юридических наук, профессор

Оценка___________________________

Подпись__________________________

« »________________________2020 г.

                                       

Люберцы

2020

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….....3

1. Понятие и общая характеристика мусульманского права……………..4

2. Характеристика источников мусульманского права…………………..7

3. Особенности регулирования общественных отношений………………9

Заключение…………………………………………………………………..12

Список использованных источников………………………………………14


 

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на достижение научно-технического прогресса
и информационных технологий, развитие культуры и образования, религия не исчерпала свою регулятивную роль. Религиозные нормы по сей день продолжают оказывать влияние на общественные отношения во многих государствах современного мира. Право, возникнув в рамках самой религии, продолжает развиваться в неразрывной связи с ней, образуя религиозное право.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что мусульмане занимают особое положение среди других развитых религиозно-правовых систем, таких как еврейское, индусское и христианское право.
В России мусульмане представляют собой вторую по численности религиозную конфессию, а в некоторых регионах мусульманская религия занимает основное положение. В мире более восьмисот миллионов мусульман, проживая в разных частях света, соблюдают не только законы своей страны, но и нормы Шариата, что безусловно влияет не только на общественный уклад жизни, но и на политическое положение. К примеру, на международной арене мусульмане пытаются установить «Исламское государство», часто облеченное в конфликт между двумя противоборствующими сторонами - суннитами и шиитами.

Сегодня у людей других вероисповеданий существуют некие сложившиеся стереотипы об исламе, что порождает конфликты, как на бытовом, так и мировом уровне. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию агрессии и войны, нужно знать и понимать правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека.

Целью данной контрольной работы является изучение мусульманского права, его понятия, особенности и современного восприятия.

Объектом исследования является мусульманское право как система норм, содержащихся в Коране, Сунне, в других источниках шариата.

Предметом данного исследования являются закономерности возникновения и функционирования мусульманского права.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать общее представление о мусульманском праве.

2. Изучить источники мусульманского права.

3. Рассмотреть особенности регулирования общественных отношений в мусульманском праве.

 

Понятие и общая характеристика мусульманского права

Религиозное право – одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях. А совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право, называется религиозной правовой семьей (или семьей религиозного права). Термин религиозная правовая семья был введен в науку французским ученым Рене Давидом.

Характерная особенность религиозного права – персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины, иноверцы изъяты из-под их действия.

Мусульманское право оперирует принципами справедливости, которые Всевышний заповедовал в Священном Коране. Оно регулировало различные сферы человеческой жизни, определяло отношения людей между собой и с государственной властью. Основой исламской правовой науки является понятие «фикх», что в переводе с арабского означает «знание», «понимание».[1]

Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам - это одновременно «вера и государство», а мусульманское право (фикх) выступает не только собственным правом, но и религией. На основе этого тезиса можно прийти к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика, мораль и правила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место.

Действительно, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа мусульманского права, его «мусульманский» характер - есть реальный факт подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих норм. Так, основными источниками мусульманского права - как и неюридических норм ислама - признаются Коран и Сунна, в основе которых лежит божественное откровение и которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Опора на религиозные установления и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Так, нормы регулирующие режим собственности в гражданском праве - муамалат, признают верховное право на имущество за Аллахом. В государственном управлении требуется, чтобы правитель обязательно был мусульманином. И в судебной системе действует точно такое же предписание, что должность судьи могут занимать только мусульмане. В уголовном праве - укубат в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на «права Аллаха», среди которых особо выделяется вероотступничество.

Подобное положение характерно и для современного правового развития ряда мусульманских стран. Например, законодательство Марокко, Иордании и Пакистана предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время рамадана. В Пакистане, кроме того, на государственных служащих возлагается обязанность совершения пятикратной ежедневной молитвы.

При этом, надо учитывать, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе. С религией прочно связаны лишь те немногочисленные конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран и Сунну. Нередки случаи, когда мусульманское право действует практически вообще вне зависимости от применения религиозных предписаний ислама, или наоборот, религиозные правила поведения соблюдаются, а право не испытывает серьезного влияния ислама.

В развитых мусульманских странах доля населения, неукоснительно выполняющего все ритуальные предписания ислама, достаточно мала, а законодательство включает целый ряд норм и институтов мусульманского права, которые тем самым приобретают общеобразовательный характер.

При анализе соотношения религиозных и правовых норм в исламе следует иметь виду, что количество религиозных предписаний, явившихся источниками соответствующих юридических правил поведения, санкции которых полностью совпадают с «земными» религиозными мерами наказания, мало. Значительно чаще предусмотренные в Коране или Сунне наказания за нарушение установленных ими норм, став прототипом юридических санкций, уточнялись, конкретизировались государством на основе выводов мусульманской доктрины. Например, за прелюбодеяние как правонарушение применялось не только телесное наказание, совпадавшее с религиозной санкцией, но и в некоторых случаях и забивание камнями до смерти, что не было предусмотрено в Коране. При умышленном убийстве смертная казнь заменялась, как правило, выкупом за кровь. Последний пример подтверждает, что религиозная и сформировавшая на ее основе правовая норма, регулировавшая сходные отношения, могли полностью и не совпадать по содержанию закрепляемого ими правила поведения. За умышленное убийство и телесные повреждения Кораном, по существу, допускается кровная месть, а мусульманское право, отвергая применения этих норм ответственности, настаивало на уплате выкупа и лишь в крайних случаях допускало смертную казнь.

Мусульманское право в собственном смысле включает не только известный комплекс предписаний, закрепленных в Коране и Сунне или введенных юристами на основе иджтихада (рациональных приемов), а реально действующие и поддерживаемые государством нормы.

 

Характеристика источников мусульманского права

В классической традиции мусульманского права сформировалось учение о четырех основных источниках, к которым относятся: Коран - священное писание ислама в переводе с арабского языка - «чтение вслух», Сунна - свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда, иджма - единодушное мнение авторитетных лиц (муджтахид), и кияс - умозаключение по аналогии. Таким образом, мы видим, что двумя главными источниками мусульманского права являются источники религии ислама. Появление иджми и кияса было в юридическом плане обусловлено тем, что Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой громадное множество (многие тысячи), которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и даже судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Некоторые ученые добавляют в эту категорию тефсир - толкование Корана. Также выделяют некоторые второстепенные источники.

Коран - священная книга мусульман, являющаяся первоисточником как религии ислама, так и мусульманского права. В соответствии с учением ислама, Коран - это слово Аллаха, открытое пророку Мухаммеду.

Все нормы и заповеди Корана делятся на три категории: богословские, этические и «практические». Подсчитано в Коране около 500 аятов (стихов), носящих юридический характер. Они относятся к различным отраслям. Их можно разделить на следующие группы: нормы личного статуса, гражданско-правовые нормы, уголовно-правовые нормы, определяющие некоторые деяния, являющиеся преступлениями, и виды наказания за их совершение; процессуальные нормы, регламентирующие судопроизводство, дачу свидетельских показаний, клятву и т.п., конституционно-правовые нормы, определяющие образ правления, характер взаимоотношений между правителем и подданными и т.п., международно-правовые нормы, на основе которых устанавливаются отношения исламского государства с другими государствами в мирное и военное время; касающиеся экономических и финансовых вопросов.

Сунна в переводе с арабского означает пример, обычай, содержит описание поступков Мухаммеда (афал), высказывания Мухаммеда (аквал) и его невысказанные одобрения (такарир). Она состоит из отдельных повествований - хадисов и содержит основные нормы мусульманского права.

Коран и Сунна (даже истолкованные) были еще далеки от того чтобы содержать всеобъемлющие ответы. И появилась необходимость истолкования тех случаев, которые не были описаны в Коране и Сунне. Так появился третий источник - иджма. Иджма является единодушным мнением, консенсусом крупнейших авторитетных лиц, ученых богословов и правоведов (муджтахидов) по тем религиозным и правовым вопросам, которые не были решены в Коране и Сунне. За аксиому было принято положение, согласно которому община (умма) единогласно не может принять ложное мнение.

Кияс, умозаключение по аналогии - это сопоставление модели рассматриваемого правового случая с моделью уже решенного случая и выведение решения в отношении первого по примеру последнего. Кияс используется тогда, когда на рассмотрение юриста, судьи или иного правоприменителя поступает дело, в отношении которого отсутствует четкое решения в иных источниках права, например, в Коране или Сунне. Умозаключение по аналогии состоит из четырех частей:

Случай, дело, вопрос и т.п., требующий юридического решения (фар);

Случай, являющиеся образом для решения, с которым первый случай будет сравнен и соотнесен по аналогии (асл);

Основание т.е. то общее, что роднит оба случая и позволяет считать их аналогичными (илла);

Норма, ранее примененная при решении первого случая и переносимая на аналогии на второй из-за сходства (хукм).

Большую роль играет опора на иджтихад - принцип принятия свободного решения признанным мусульманской общиной авторитетным правоведом по отдельным вопросам религиозной и общественной жизни в случае умолчания Корана и Сунны. Правомочность подобного акта обычно обосновывалась ссылками на отдельные хадисы.

Именно опора на иджтихад позволила мусульманским правоведам приступить к формированию такой правовой доктрины, которая оказалось в состоянии достаточно глубоко учитывать исторические перемены в жизни единоверцев. В результате этой деятельности сложилось несколько правовых школ - мазхабов. Наибольшую известность получили ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы.

Отличительные черты ханафитского мазхаба - опора на личное мнение основанное на здравом смысле (рай), на кияс (решение по аналогии), гибкость при учете местных условий. Шафиитской школе присущи пренебрежение раем, отведение второстепенной роли кийасу, а первостепенной - Сунне. Маликитский мазхаб придает Сунне большее значение, чем кийасу и рая. Но иджма имеет предпочтение перед рая.

В своем классическом виде мусульманское право никогда не было кодифицировано, а существовало в виде выводов и традиций различных богословско-правовых школ и течений (мазхабов).

Коран и Сунна требуют определенного истолкования. Иджма прямо предполагает существование определенного круга авторитетных лиц, чье единодушное мнение признаются источником права. Кияс (аналогия) непосредственно зависит от оценки того или иного случая правоприменителем и школой права.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!