Классический образ Будды – лишён персонификации»



Рай пяти Будд

Опять нам придётся покорпеть немного над теорией, без которой трудно понять, чем всегда являлся Кайлас для своих многочисленных паломников. Так вот, по представлениям всех восточных религий, есть три сферы бытия для всего сущего: Небо, Земля и Подземный мир. В них живут и правят соответственно Боги, Люди и Духи-Змеи. Небо над нами содержит элементы Пространства, Огня и Воздуха, под землей находятся элементы – Земли и Воды, а в Среднем мире, где живут люди – в разных сочетаниях представлены все эти пять элементов.

 

К Богам относятся собственно боги, демоны и бесчисленное множество всевозможных духов. Духи-Змеи являются полубогами, ну а человеческий разум является своеобразной сценой, на которой эти боги, демоны и духи взаимодействуют с человеческими существами в Среднем мире.

Кайлас и его окрестности, в представлениях паломников, является физическим отражением этих теоретических представлений о строении Мироздания. Сама священная гора – это Небо. Равнины четырёх рек, стекающих с него – это Земля, т.е. Средний мир, колыбель человеческой цивилизации. Ну а озёра Манасаровар и Ракшас-Тал – Подземное царство смерти и одновременно -  источник жизни, так как жизнь и смерть – неразделимые процессы!

В восточных традициях сам физический Кайлас делится на три уровня: внешний, внутренний и центр, или: Места Силы, Тайные Долины и Небеса -  соответственно. Кроме того, тибетцы видят вокруг Кайласа 4 мифических континента и 8 субконтинентов. При этом материальный мир составляет лишь часть южного континента, называемого Дзамбулинг.

 

Олицетворяя священный Кайлас с небесной горой Меру, паломники считают его мистической мандалой.

Из ее вершины вверх протянулся Рай – обиталище великих богов наивысшей ступени, или иначе - рай пяти будд. У каждого из пяти будд есть свое место (трон) в центре чистой земли, окруженное мандалой из боддхисаттв и богинь.

Рай богов подразделяется на 3 царства: Царство желания (страсти), Царство формы и Бесформенное царство, которые, соответственно, чем выше, тем чище. Под Дзамбулингом начинаются адские царства, которые делятся на Горячий ад, Холодный ад и Промежуточный ад. Все они различаются по тяжести наказания и длительности пребывания в них.

 

Эта схема горы также соответствует секторам Колеса Сансары. Чтобы спастись и вырваться из цепи человеческих перерождений, нужно как можно чаще петь 6-сложную мантру Авалокитешвары ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ, которая символизирует просветление в шести царствах Колеса. Каждому её слогу соответствует свой цвет: белый, синий, желтый, зеленый, красный, черный. Эта мантра просветления в шести царствах также олицетворяет буддистскую концепцию космоса, в которой Кайлас есть физическое воплощение мифической г. Меру, или Сумеру.

 

Загадки облика тела Кайласа и невероятные явления, происходящие в его окрестностях, сделали таинственную гору главным местом паломничества в Азии и священным Центром для четырёх её религий, насчитывающих в своих рядах около 1 млрд. человек

- Но ведь это каждый третий взрослый человек планеты – воскликнет поражённый читатель!

- Совершенно верно: каждый третий человек Земли мечтает хотя бы раз преклонить свои колени теред этой священной горой…

Так, тибетские буддисты называют Кайлас - "Ганг Римпоче" (Драгоценный божественный камень) и считают его "пупом Мира", подобием гигантского каменного жёрнова, незримая рукоятка которого уходит в небо. Божественные силы вращают эту рукоятку, замешивая в чреве горы новую жизнь. При этом водный поток, приходящий в замес из Космоса и несущий жизнь всему живому, выплёскивается затем в священное озеро Маносаровар, лежащее неподалёку. Из озера же будто вытекают четыре мифические реки, несущие жизнь во все стороны света: "Сенге-Кебаб"(из уст льва) течёт на север, "Тамчок-Кебаб"(из морды коня) течёт на восток, "Марча-Кебаб"(из клюва павлина) течёт на юг и "Ланчен-Кебаб"(из хобота слона) течёт на запад.

Есть и другие представления, согласно которым на вершине Кайласа сидят четыре будды, каждый на своем сосуде, из которых изливаются известные вам четыре азиатские реки. Мандала Кайласа направляет эти реки по четырем

сторонам: Китай, Индия, Европа и Сибирь, где они играют огромную роль в развитии человеческой цивилизации, неся людям божественную информацию.

Охраняется гора гневным проявлением Будды Шакьямуни, по имени Дамчог (главный бог тантризма), который сидит на ней в неприступной крепости, вместе с супругой- Дордже Пакмо.

У этого бога 4 лица. Переднее – синее, правое – белое, левое – зеленое, а заднее – красное. Они символизируют различные наборы, создающиеся из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха.

В тибетском буддизме тантры существуют два образа манифестаций Богов: мирные и гневные. Они необходимы для приручения всей природы как духов, так и людей. Поэтому их следует задабривать особыми приношениями. Так вот, в ходе религиозных ритуалов мирным божествам Кайлас подаётся, как символическое жертвенное тесто-тсампа.

«Дамчог - небесный хранитель буддизма готов денно и нощно защищать его устои»

Озеро Ракшас Тал, располагающееся слева от него – это подношение алкоголя, черного чая или крови. А оз. Манасаровар (справа) – подношение молока.  

Когда же речь идет о приношении гневным божествам, то эта троица визуализируется паломником  как три человеческих черепа, наполненные кровью. Главным же подношением для Богов является «Гирлянда пяти чувств», обычно заменяемая пятью символическими предметами: зеркалом, музыкальным инструментом, благовониями, фруктами и шелком…

 

Индусы считают Кайлас земным олицетворением мифологической горы Меру – Космологического центра Вселенной.

В древних текстах эта гора описывается, как фантастичесая "мировая колонна" высотой в 84000 миль, покрытая золотом и драгоценными камнями, вокруг которой и крутится всё мироздание от самого низа, до самых небес. На вершине её - хозяин Кайласа, разрушитель и преобразователь Мироздания,- бог Шива (Махадева) слившийся в акте зачатия со своей женой Парвати. Видимое же  

проявление горы - это фаллос могучего Шивы. Кстати о 2012 годе: по поверью индусов, совершивший паломничество к Кайласу возродится в новом мире Шивы, после гибели   

                                                              прежнего.

- Ну, теперь все ваши читатели ринутся съездить к Кайласу до наступления роковой даты, так, на всякий случай…

- Во первых, подобная поездка на так проста в физическом плане(мы скоро расскажем об этом). А во вторых, главное в ней – духовный план. Думаю, что если кто-то поедет туда с мыслями о даровании себе, любимому, жизни в новом мире, - то он и в старом может долго не протянуть…

Но продолжим о Шиве. Этот Бог, по представлениям индусов - и есть сам Создатель. Именно он находится между двумя противоположными и враждебными силами природы, поддерживая баланс между СВЕТОМ и ТЬМОЙ. Троном Шивы является Мандала Кайласа, которая служит центром всех противостояний:

«Такая храмовая колонна олицетворяет в буддизме мистическую небесную гору – Меру» позитивного и негативного, мирного и гневного, богов и демонов, буддизма и бонпо, ручного и дикого, белого и черного, права и лева, плюса и минуса, верха и низа, рождения и смерти и т.д. Сам Шива также имеет мирное и гневное воплощения – Махадева и Рудра соответственно. И его супруга: Парвати (Тара), или Баджрабарахи, - в мирном воплощении и Дурга, или Кали, - в гневном.

Кайлас и Пашупатинатх в Катманду как бы являются двумя резиденциями Шивы: летней и зимней соответственно. Считается, что традиция поклонения Шиве еще доарийская, насчитывает более 20000 лет и происходит из культуры Dra-vidian долины Инда. Согласно ей Шива переезжает в летний дворец, как только в Непале начинается весна. (Кстати, в индийских Гималаях, в долине Кейнор, у города Кальпо есть уникальная зубчатая гора Кайлас-Кипер (6050м). Индусы этого городка уверяли нас, что именно она и является зимним домом четы Шива-Парвати)…

Вообще-то в индуистской мифологии кроме Кайласа существуют еще две священные горы: Лабчи на границе с Непалом и Тсари, расположенная в 300 км. к востоку от Лхасы. Кайлас в этой триаде – головная чакра Шивы. Лабчи является горловой чакрой и она– вторая по значению, после Кайласа. Гора Тсари олицетворяет сердечную чакру Шивы.

     

Последователи индийской религии Джайнов поклоняются горе Кайлас, как месту, где наступило духовное прозрение их первого пророка - Махавиры (Ришабанатха), совершавшего ритуальную Кору вокруг священной горы-юпи и познавшего при этом пустоту, иллюзорность и недолговечность явленного нам Мира.

 

Буддизм пришёл в Тибет из Индии. А ещё раньше здесь появились адепты другой пришлой религии, называемой – бонпо, которой уже более 20000 лет. Создатель её - Тонпа Шенраб, якобы спустился с неба на гору Кайлас к хрустальному дворцу горного бога Гекхо, охранявшего священное яйцо. По воле этого бога Шенраб основал "Шамг-Шунг",- тибетское царство могущественной империи Бонпо, которая когда-то простиралась от Аравийского полуострова до древнего Китая. Это царство должно было охранять священную гору Тибета. Ведь древние духовные термы (священные тексты) бон-религии называют гору Кайлас -"Юнгдрунг Гутсек" (Девятиэтажная гора-свастика) и считают её космическим позвоночным столбом, соединяющим небесный и подземный миры с нашим земным.

 

Однако, у буддистов своя версия о целях бонпо в отношении Кайласа. Согласно тибетским легендам, раньше гора была черным холмом, на котором стоял девятиэтажный хрустальный дворец бога Демчхога. Преданные паломники, ещё тысячелетия назад совершали священные Коры вокруг мистического холма, поднимались на вершину и посещали этот священный дворец. Но Гонпо Пенг (демон-страж Кайласа, приставленный к нему жрецами бонпо) решил воспрепятствовать буддистским паломникам. Он связал гору веревкой и попытался стащить ее в Подземный мир. К счастью, Будда Чомденте почувствовал это несчастье, занимаясь медитациями в Боддх-Гайя (Индия). Он полетел со своими 500 учениками-архатами к Кайласу и предотвратил потерю, прогнав демона. Небесные воины оставили отпечатки стоп по четырем сторонам горы. Но это противостояние вызвало обильный снегопад, после которого Кайлас из холма превратился в гору, и путь на его вершину был с тех пор закрыт для всех. Надолго был утерян и маршрут священных обходов горы.

 

Лишь в 13 веке Годсанг Гампо, гуру учения друкпа-кагью, восстановил систему ритуальных обходов Кайласа – Кор.

- А в чём собственно смысл подобных обходов?

- Ну, если вы просто обойдёте эту гору, то никакого особого смысла в этом не будет: это будет всего лишь спортивный треккинг, доступный любому, не имеющему проблем со здоровьем. Множество турфирм готово отправить вас на подобную разминку. Но вы же понимаете разницу, например, между экскурсионным обходом православного храма и обходом его в процессии крестного хода? Кора – это не трек а особая молитва и даже аналог нашего причастия, в каком-то смысле, только роль священника здесь выполняют визуализованные Будды. Это ритуальное мистическое действо, подразумевающее проведение специальных обрядов в особых местах круговых шествий. Традиционных кор вокруг священного Кайласа три типа: Внешняя Кора, Внутренние «Коры Саркофагов» и Кора касания Лиц - «Кора Мандала».

С 13 века священные Коры вокруг горы ежегодно делают тысячи паломников из десятков стран мира. Скоро сделаете их и вы, уважаемые читатели, хотя бы на страницах этой книги…

 

Мандала Кайласа

Наше повествование с каждой страницей будет всё более усложняться для понимания. Что поделаешь: восточные религии очень непросты в своём осознании, потому что это даже не религии – а философские доктрины. Но вы уже втянулись в книгу, свыклись с манерой повествования, а потому я уверен в успехе. Наградой станет новое знание и ради этого стоит попотеть над текстом…

Прежде чем рассказывать о ритуальных Корах вокруг священной горы, нам необходимо поведать об уникальнейшем для нашей планеты природном образовании, называемом «Мандала Кайласа».

Данный термин уже мелькал в книге и теперь пришла пора объяснить читателям, что же подразумевается в Тибете под этим термином? Прежде чем растолковать эту, поистине фантастическую реальность, нам нужно сначала определиться в общих понятиях.

 

Начнём с того, что расскажем, кого в пантеонах тибетских религий  называют Буддами и бодхтсатвами.

Будда, это не имя Бога и не фамилия какого-то конкретного человека, а, своего рода духовное состояние, степень духовного совершенствования. И будд было есть и будет - очень много. Иерархия их крайне сложна и непонятна для постороннего ума.

 

Классический образ Будды – лишён персонификации»

 

Вот что, например, сообщают о буддах древние буддистские манускрипты и, в частности "Виная Питаке" ("Дулва"), - достовернейшая часть Ганджура.

Наша бескрайняя Вселенная, лишь один из бесчисленного множества Миров, существующих во Времени и Пространстве и представляющих, как мы уже говорили, тело Создателя. Сам же Создатель, как уже было сказано– есть единство и борьба двух противоположных Миров: Мира СВЕТА и Мира ТЬМЫ. И есть два существа с беспредельными, безначальными и бесконечными силами и мудростью, которые является не только духовными владыками этих двух Миров, но и их творцами-Демиургами. В традициях тибетских религий их называют Ади -Будды. Они всеведущи, всемогущи, вездесущи, и ни от кого не зависят в своих духовных царствах. Эти два царства, принципиально отличаются друг от друга своей эволюционной направленностью, но зеркально схожи строением своей иерархии, о которой мы сейчас и расскажем.

Силой созерцания Ади-Будды создают себе своеобразных помощников-распорядителей, называемых - Дхъяни Буддами. Именно они, могучие и невидимые для нас, в качестве небесных Будд, опекают отдельные Вселенные всего Мироздания, поочерёдно сменяя друг-друга. Известны имена пяти из них, отвечающих за нашу Вселенную и принадлежащих эпохе Кали-Юги, которая сейчас длится. Это Вайрочана, Акшобъхья, Ратнасамбхава, Амитабха (царствующий в настоящее время) и Амогхасиддхи (который его сменит). У каждого из них в свою очередь есть духовные сыновья-помощники, называемые - Дхъяни -бодхисатвы. Те и другие восседают в небесном Мире Сукхавати("царстве радостей"),никогда не были людьми и ничего общего с нашим обликом не имеют.

- Но вы же говорили, что Будой может, в принципе, стать любой человек?

- Совершенно верно! Есть и земные Будды, т.е. бывшие когда-то людьми. Их называют Мануши-Буддамии находятся они на более низком духовном этаже, Чистом небеТушита.  

Все перечисленные выше создания являются как бы духовными частями Ади-Будды, его четырьмя духовными телами: сам Ади-Будда есть первое тело, Дхъяни-Будды – второе, Дхъяни-бодхисатвы – третье и Мануши-Будды – четвёртое.(Запомните это, иначе будет не понять смысл некоторых ритуальных мистерий, проводимых паломниками у стен Кайласа).

Повторю ещё раз: одним из земных будд, теоретически, может стать любой из нас. Однако, к этому ведёт неимоверно долгий и трудный путь. Ведь состояние будды, это своеобразная награда за высшее духовное самосовершенствование, которого может достичь каждый конкретный человек за миллионы лет своего существования на нашей планете, перерождаясь из тела в тело в мучительном круге перерождений (Колесе Сансары).         

Но, сначала просветлённый человек лишь вырывается из цепи земных перерождений, переносится на небо Тушитаистановится Мануши -бодхисатвой, одним из многочисленных духовных сыновей небесных Будд. А вот чтобы самому стать Буддой, он должен с райских небес опять вернуться на Землю.                                                                                                                                                                                   Ведь Будда мечтает не только сам найти путь к тому, чтобы избавиться от цепи земных перерождений в колесе сансары. Он должен указать спасительный путь и всем другим. Путь этот был проповедан людям Дхъяни Буддами ещё миллионы лет назад. Сделали они это не сами, а отправив на Землю своего посланника, одного из бодхисатв, ставшего первым земным Буддой…

- А известно ли его имя?

- Да, оно сохранилось в манускриптах.  Звали его - Дипанкара.

Шло время, и люди забывали принципы тхармы,т.е закона или учения. Тогда высшие Будды и Мира СВЕТА и Мира ТЬМЫ посылали на землю своих новых Мануши Будд. Все они появлялись в циклически повторяющиеся периоды времени и всегда в период кальпы восстановления мира. Эти земные Будды не проповедовали людям нового учения, а старались напомнить лишь старое, утраченное, являясь его извечными хранителями в течение 5000 лет каждый.

 

Надеюсь - с Буддами разобрались и теперь перейдём к рассказу о том, что такое мандала.

Тибетские мандалы. Так называют фантастические сооружения в виде объёмных многоярусных композиций, напоминающих сказочные дворцы, находящиеся внутри круга. Они могут состоять из геометрических фигур и мозаик, но могут быть заселены сотнями скульптурных персонажей людей и мифических животных. Всё это сооружение иногда сделано из золота и драгоценных камней,  может достигать двух метров высоты и нескольких метров в диаметре! (Особенно великолепны мандалы Калачакры, Гухьясамаджи, Самвара и Ямантака, находящиеся во дворце Потала в Лхасе). А могут быть они совсем простыми, выложенными на земле из раскрашенного зерна, либо песка.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!