Воспитание и обучение в Киевском государстве



История Мариинского движения»

Возраст учащихся: 14-18 лет

Срок реализации: 4 года

 

 

            г. Курск

2019-2020 учебный год

 

 

Пояснительная записка

Женственность - природный дар, однако её можно развивать или подавлять в себе. Воспитание в девочках женственности и всех качеств, которые входят в это понятие, очень важная задача на сегодняшний день, которую ставит перед собой школа, открывая Мариинский класс.

Проблема именно женского воспитания назрела достаточно давно, поэтому с 2010 года на базе МБОУ СОШ №18 им А. С. Сергеева г. Курска был открыт первый мариинский девичий класс. На первых мариинках была апробирована программа воспитания мариинок, направленная на раскрытие и воспитание женских качеств в девочке, путем приобщения ее к ценностям, связанных с понятием семьи, толерантности, уважения, смирения, любви и т.п., направленных на полноценное раскрытие женских качеств у современных школьниц.

Исходя из имеющегося опыта работы с девочками и выявленных в результате мониторинга проблем, прежде всего социального характера, была разработана программа: «История мариинского движения».

Программа воспитания мариинок ориентирована на обучающихся 8- 11 мариинских классов, определяет основные пути развития системы воспитания обучающихся мариинских классов, ее основные компоненты, позволяющие формировать у выпускниц общую культуру личности воспитанниц на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптацию к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание государственно мыслящей личности, благовоспитанной дамы, становление благовоспитанной образованной деловой дамы, духовно-нравственной культурной женщины с развитой потребностью благотворительности, добросердечной любящей матери, жены и друга в семье, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага.

В основу реализации программы положена организация деятельности классного руководителя с опорой на программу воспитания мариинок в современной школе, включающую в себя два этапа:

I этап – средний подростковый возраст

8-9 класс - создание условий для мотивации к обучению подростков в школе полного дня

II этап – старший подростковый, младший юношеский возраст 

10– 11 класс - создание условий для формирования морально – нравственных принципов и умений сделать правильный профессиональный выбор.

Программа воспитания мариинок реализуется:

1. коллективом педагогов школы;

2. преподавателем организатором по работе с мариинками,

3. педагогами дополнительного образования (реализация программ дополнительного образования);

4. общественностью: родители, знаменитые женщины города Курска, общественные деятели.

Цель и задачи Программы

Цель программы: является формирование у обучающихся МДК целостной картины российской истории женского образования, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания значение роли современной девушки, важность вклада женского образования, формирование культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского женского образования, а также современного образа России.

Задачи:

1. воспитание женственности и благочестия у современных школьниц;

2. сохранение семейных традиций на основе возрождения духовно-нравственных ценностей;

3. вовлечение девочек, обучающихся школы, в волонтерскую, социально значимую деятельность;

4. обозначение роли родителей в воспитании девочек и вовлечение их в деятельность Мариинского движения МБОУ СОШ №18 им. А. С. Сергеева г. Курска

5. формирование у молодого поколения девушек ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

6. развитие у учащихся МДК способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом истории женского образования, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

 

Планируемые результаты изучения курса «История мариинского движения»

Планируемые результаты являются общими для курсов истории женского образования. Это объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников. Кроме того, общий перечень способствует установлению содержательных связей курсов отечественной истории.

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и события женского образования как исторической эпохи, основные этапы отечественной истории; соотносить хронологиюистории женского образования в России с древнейших времен до начала XX века;

• использовать историческую хронологию как источник информации о мариинском движении;

• анализировать информацию различных источников истории женского образования в России, в целом истории Мариинского движения;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории женского образования;

Выпускник получит возможность научиться:

• используя исторические данные, характеризовать социально-экономическое развитие мариинского образования в России;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• применять знания по истории мариинского движения России и своего края в современное время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Содержание программы

Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В наши дни обучение женщин в институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое. В российском высшем образовании 55% числа работников составляют женщины. Они преобладают в таких областях, как экономика, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области. Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.

Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала XX века

1.1 Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были показать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека.

В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи.

Различия в воспитании детей определялось их полом. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охота, изготовление орудий труда), а девочек - к женским (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми). Это обусловливалось господствующей системой половозрастного труда и соответствовало потребностям производственной жизни.¹

В VI-IX вв. педагогическая практика восточных славян претерпела заметные изменения. Хотя воспитание детей по-прежнему осуществлялось главным образом в процессе включения их в различные виды деятельности, хотя продолжали существовать обряды инициации и различия в воспитании девочек и мальчиков продолжали оставаться очень существенными, на характер воспитания оказывали сильное внимание процессы, связанные с разложением первобытнообщинного строя и формированием раннеклассового общества. В основе этих процессов лежал переход к земледельческо-скотоводческой экономике, возникновение общественного разделения труда.

Воспитание и обучение в Киевском государстве

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».¹ В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.

На основании этих и других данных можно считать, что в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам».

Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» целиком посвящены вопросам воспитания детей.

«Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого обращения): «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец - сыновей, мать - дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности даст».²


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!