Раздел 2. Взаимодействие коми культуры с другими народами России и пути ее дальнейшего развития.



Помимо уникальности своей культуры, этнического и национального профиля, у народа коми проявляются все больше общие черты со славянскими народами и коренными народами севера (ханты, манси, ненцы). В настоящее время в Республике Коми проживает более 100 наций и народностей. Доля коренного населения – коми-зырян – составляет 25%. [2,520] Этнические взаимосвязи с русским народом сыграли важную роль в процессе сложения народа коми. Процесс формирования коми-зырянской народности протекал в обстановке теснейшего контакта с соседним русским населением и при заметном участии в нем русского этнического элемента. Наиболее ярким показателем близости двух народов является распространение смешанных браков. Край Коми очень рано вошел в разнообразные хозяйственные и торговые взаимосвязи не только с соседями, но и с весьма далекими народами. Особенно глубокие и устойчивые связи сложились у коми с соседним русским народом. Русские заимствования обнаруживаются во всех областях хозяйства и культуры коми: торговли, земледелия, охоты и т.д. [4,63] Непрерывно возрастающее русское влияние наслаивалось на исконные местные традиции и в совокупности с ними создавало особый этноколорит, характерный для Коми края. Элементы одежды, так же тесно связано с элементами русского костюма. Весьма ярким примером взаимовлияния коми и русского народов является возникновение мезенской росписи. Русские заимствования выявляются при изучении меблировки, утвари, посуды. Яркие примеры русских заимствований дает анализ фольклора. Например, сказки однотипны, можно утверждать, что коми сказатели учились мастерству у русских сказочников. Множество русских песен переведено на коми язык. Частушки, поговорки, пословицы и загадки пополнялись за счет русского фольклора и давно вошли в фразеологический состав коми языка, ассимилировались настолько, что о русском происхождении их можно узнать только после специального разыскивания. [8,138] Много общего в народных приметах и гаданиях, которые практиковались в языческих праздниках и на Рождество и Крещение. Определенное влияние оказала на музыку и инструменты коми русская музыкальная культура. Широкое распространение получили русская гармонь и балалайка. Много общего у коми и русского народов в играх и развлечениях молодежи (пляски, кадриль, хороводы и разные игры). Проживая и сотрудничая вместе, на одной земле, русский и коми народ всегда имели толерантное отношение друг другу и национальную совместимость. И русские, и коми высоко оценивают роль русского народа в истории и культурном развитии России и Республики Коми и считают, что русские и коми являются единым, неделимым населением края и вместе играют ведущую роль в жизни республики. [10,54] Изучая этнические процессы на территории Республики Коми выявляются и родственные связи местного населения с обитателями Приуралья и Поволжья. Это контакты не прерываются, а наоборот расширяются и укрепляются. Со всеми территориальными соседями коми имеют регулярные контакты. Этнические и культурные взаимосвязи коми с соседними народами на севере республики имели свою специфику. Взаимоотношения коми с ханты и особенно с манси по времени можно считать наиболее длительными. Этнического смешения и семейно-бытового сближения большого распространения не получили. Так же мало заимствований в фольклоре. А вот народ коми оказал большое влияние на развитие материальной культуры близлежащих регионов и их этносов. [9,40] Это прослеживается в сфере домостроительства, изготовления одежды, орудий производства, средств передвижения и т.д. Наиболее ярко выраженные и разнообразные взаимоотношения установились у коми с ненцами, главным образом приуральскими. Коми очень много позаимствовали у ненцев, прежде всего оленеводство и многие элементы материальной культуры, с ним связанные. Общность хозяйственной жизни и совместное проживание, в том числе и кочевка в тундрах, очень сблизили эти два народа. Коми язык широко распространился в тундре среди ненецкого населения.

Этническое сознание - итог воздействия социально-экономических и культурных факторов; в его ориентациях, предпочтениях и стереотипах отражается стиль жизни народа, представление о национальной принадлежности. [7,110]

Очень много людей с двойной идентичностью из-за тесных межэтнических контактов на личностном уровне и высокой доли межнациональных браков. Важно понимать насколько люди информированы об истории и культуре своего этноса, интересуются ли они историей и традиционными обычаями своего народа. Чем лучше и больше человек знает об обычаях, традициях другого народа, тем реже формируются негативные этностереотипы. Население Коми края ориентировано на интернациональную, профессиональную и современную формы культуры. Среда обитания большинства жителей Коми (русских и других национальностей) генетически не связана с традиционной (сельской) культурой коми. Причем коми-горожане оказались в русской среде; тем самым создались предпосылки для забывания родного языка и традиций и в конечном итоге привело к ассимиляции. Межэтнические контакты влияют на социально-политический и культурный климат всей республики. Доля межнациональных браков в Коми высокая. В Республике Коми нет выраженной национальной напряженности и межнациональных конфликтов. [5,51]

На рубеже ХХ-XXI вв. сработал «инстинкт общественного самосохранения», оказалась востребованной народная культура с ее традиционным этническим началом. При отсутствии официально-охранительных норм духовной жизни состоялась этнокультурная мобилизация, которая взяла на себя функции морального оздоровления общества. В таком общероссийском контексте проходило становление регионального этнокультурного комплекса в Республике Коми, являющегося поликультурным. Ядром и несущей конструкцией этого комплекса выступило этнокультурное финно-угорское начало. В сложившийся и противоречивый период в последние 10-15 лет в республике по существу сформирована достаточно развитая инфраструктура этнокультурной жизни.

Практическая реализация всех планов и проектов по сохранению и развитию культуры определяется тем, что разрабатываемая проблематика тесно связана с нуждами Республики Коми, с удовлетворение возросших потребностей в изучении традиционной культуры региона и коми языка. [7,113] Очевидно, что без понимания сути современного состояния и перспектив развития культурологических процессов крайне затруднительно составить надлежащее представление об этнокультурных запросах народа коми в будущем.

Выводы.

Исходя из целей и задач, можно сделать следующий вывод, что этнокультура - это главным образом культура этноса, именно ею определяются «границы» этноса, отличия каждого из них от других. Этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры как системы взаимодействия. Этнокультура, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, ценности, нормы, обычаи, ритуалы), образует систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию. Функционирование этноса — это процесс постоянного изменения его культурной традиции, постоянной смены ее инвариантов, каждый из которых основывается на центральной зоне его культуры, но в каждом случае является отдельным феноменом. Коми народ в своем развитии прошел несколько стадий. В сложном XX веке, коми народом были достигнуты большие успехи - идет активный процесс формирования полифункциональной социальной и профессиональной структуры, профессиональной коми культуры, литературного языка, трансформации традиционных и развитие новых общецивилизационных ценностей. В городах сформировался интернациональный тип северян и интернациональная культура. Можно утверждать, что в XXI веке коми народ будет представлять в себе традиционную и профессиональную культуру титульного этноса и всех народов республики. Свое достойное место займет коми язык. Выработка обобщающей концепции социокультурной динамики этноса требует серьёзных междисциплинарных исследований, а многогранность проблем предполагает необходимость участия в их решении не только теоретиков, но и практиков, а также представителей властных структур и общественных организаций.

 

Список источников и использованной литературы.

1. «Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры.» Раздел III. «Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей». Статья 20: Закон Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1 // Собрание законодательства РФ. - 14.03.2014.  -С.426-451.

2. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)». Направление IV. «Направление по сохранению культурного наследия». Направление V. «Направление по участию России в международном культурном процессе»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.02 2012 г. № 209-р.) // Собрание законодательства РФ. - 30.05.2013. - № 22. - С. 516-529.

3. Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. –М.: АСТ, 1989. – 231 с.

4. Дюрягин, В.И., Новосельская, И.Г. Республика Коми – 80 лет. Книга очерков / В.И. Дюрягин, И.Г. Новосельская. – Сыктывкар.: Республика. 2011. – 263 с.

5. Запесецкий, А.С. Формирование единого культурного пространства России в условиях глобализации / А.С. Запесецкий // Вопросы культурологии. – 2011. № 14. – С.49-62.

6. Лащук, Л.П. Формирование народности коми / Л.П. Лощук. – Сыктывкар.: Парма, 1992. – 223.

7. Макарова, В.А. Проблемы и пути развития финно-угорских народов в системе федеративного устройства России / В.А. Макарова // Материалы Третьего Северного социально-экологического конгресса финно-угорских народов в Сыктывкаре. Вып. № 1. – С.107-143.

8.Мартынов, С.В. Печорский край. Очерки природы и быта. Население, культура, промышленность / С.В. Мартынов. – СПб.: Знание, 2002. – 228 с.

9. Пономарев, Э.Д. Теоретические подходы к национальным проблемам / Э.Д. Пономарев// Национальные проблемы. – 2001. № 7. - С.38-49.

10. Попов, А.Е. Мнение о происхождении зырян и очерк нескольких свойств их обычаев и традиций / А.Е. Попов // Этнографическое обозрение. – 1999. № 33. – С. 52-71 с.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!