Раздел 1. Этнокультурные факторы и методы регулирования этнических проблем.



Министерство образования Республики Коми

Управление образования муниципального городского округа Инта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

 

 

Тема работы:

«Этнокультура и ее роль в современном мире

(на примере Республики Коми)»

 

Подготовила:

Канева Екатерина Александровна

Учащаяся 9 класса

 

Руководитель:

Файчук Людмила Анатольевна

Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 9»

8(912)172-87-03

 

Инта 2020

Введение. Развитие этнокультурных процессов протекает неоднородно и нуждается в разностороннем анализе, выявлении противоречий и тенденций их развития и поэтому на сегодняшний день данная тема очень актуальна. Ведь этнокультурные ценности - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Освоение этническими общностями современных культурных ценностей, которые рождаются в ходе цивилизационного процесса, представляет собой объективный и неизбежный процесс взаимодействия, результатом которого является вклад в общечеловеческую цивилизацию, синтез национально-особенного и общечеловеческого. Актуальными становятся проблемы развития и функционирования современных этнокультур, совершивших резкий переход от традиционно-этнического к цивилизационному уровню.

Объектисследованиясовременная культура народа коми.

Предмет исследования – этнокультурные проблемы, процессы и явления, связанные с сохранением самобытности культуры коми в поликультурном пространстве современной России. Механизмы преодоления противоречий между традиционной и современной составляющими культуры народа коми.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить ключевые проблемы этнокультурного развития народа коми и проанализировать существующие пути и механизмы их решения.

В рамках реализации поставленной цели, в работе требуется решить следующие задачи:

1. Определить этнокультурные факторы и методы регулирования этнических проблем в современном мире.

2. Проанализировать процесс этнической солидарности и культурного сотрудничества в регионах России.

Литературная база исследования довольно разнообразна. Среди привлеченных источников занимают материалы последней переписи населения. Перепись позволяют охарактеризовать демографическую динамику этноса, процессы ассимиляции. О национальном составе населения и межнациональных отношениях в Республике Коми написано в аналитической записке итогов Всероссийской переписи населения 2012 года.

Работа основана на трудах ученых, культурологов, рассматривающих культуру как фактор этнической и национальной интеграции и определяющих значение этнокультуры, её проблематики и принципах межэтнической и межнациональной коммуникации, межкультурного общения. О концепциях сохранения и развития культурного наследия народа коми собраны и представлены труды многих авторов.

Л.П. Лашук глубоко проанализировал этногенез, выявил хозяйственные, социальные и культурные особенности сложения коми этноса. В книге Арутюнова С.А. «Народы и культуры. Развитие и взаимодействие» рассмотрены этнические проблемы современности и культуры межнационального общения. В монографии Э.Д. Пономарева «Теоретические подходы к национальным проблемам» рассматривается влияние многонациональной среды на межличностные национальные отношения. В статье А.С. Запесецкого «Формирование единого культурного пространства России в условиях глобализации» говорится о пределах совместимости, толерантности и росте этнического самосознания.

В работе использованы методы культурологического исследования:

1. типологический, с помощью которого в структуре культуры народа коми выделяются типологические и этноспецифические черты;

2. эволюционный, позволяющий рассмотреть культуру народа коми в динамике развития от традиционных форм к современному состоянию;

Раздел 1. Этнокультурные факторы и методы регулирования этнических проблем.

Этнокультура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Под этнокультурой понимают, прежде всего, совокупность тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой. Структурируя и системно объединяя все элементы этнокультуры, этнические процессы и их результаты, этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры как системы взаимодействия. Именно в этой связи этнокультура становится многоканальной системой взаимодействия, как межличностного, так и межкультурного. [1,427] Этнокультура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. Это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в племя, общины, этническую группу - одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне. [3,72]

Этнокультура позволяет приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. В значительной мере влияние этнокультуры на личность объясняется и тем, что она требует от каждого преодоления пассивности, не терпит созерцательности, превращает ее в активного участника традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий. Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей. [5,50]

Культура межнационального общения и методы регулирования этнических проблем – это не только внимание к интересам малых национальных групп населения республики или региона и определенная мера оценки национальных этнических и эстетических ценностей, но и объективное отношение к явлениям и процессам, связанным с нравами народов. Нарушение меры критического отношения обостряет противоречия и ухудшает социально-психологический климат общения национальностей. Стабилизация межнациональных отношений на основе демократизации общественной жизни во многом зависит от культуры общения, в основу которой должен быть положен принцип социальной справедливости. Такая идея, несомненно, подтверждает национальный мир путем сохранения и развития национальной культуры и развертывания хозяйствования на основе традиционного образа жизни. Национальное возрождение нереально без формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности, способной быстро реагировать на события и ситуации на основе высоких ценностных ориентаций. [3,75] Этнокультура — это феномен, обусловленный географическими, историческими и стереотипными компонентами. Важным этнокультурным фактором является то, что культура этноса функционирует на основе компонентов, возникших в прошлом на основе факторов уже исчезнувших, но благодаря этнокультурной традиции не только сохранившихся, но и играющих заметную роль во всем культурном фонде этноса. Наиболее удачным методом для изучения этнопроблем являются, прежде всего, исторический и диалектический методы и метод синергетики, где доминирующие компоненты рассматриваются не в самостоятельном значении, а в единстве многообразий. Важным является при этом не только выявление источников и условий формирования компонентного состава этнокультуры, но и обнаружение особенного и общего в единичных компонентах как единство в многообразии. [2,518] Проблема этноса как самостоятельного объекта исследования философии культуры предполагает рассмотрение его на основе историко-философских, социологических, этических, эстетических идей, так как культурные и этнические границы не совпадают. Культуры малых этносов, собственно, как и культуры крупных народов, испытывают сильнейшее влияние в эпоху глобализации. Однако на сегодняшний день нельзя усомниться в том, что глобализация ведет к возникновению новых форм культуры, образа жизни. Отличия между культурами перестают восприниматься как непреодолимо жесткие. Толерантность к «чужому» повышается. Часто границы между своим и чужим становятся малозаметными или вовсе незаметными. Происходящие социокультурные процессы показывают, что современное культурное разнообразие регионов в большей мере является результатом культурного взаимодействия, чем автономной замкнутости. [6,83]


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!