Вера - состояние религиозного сознания, которая проявляется в бездоказательном признании истинности религиозного учения, существование сверхъестественных сил, абсолюта.
Вера в сверхъестественное является существенным признаком любой религии: это вера в единого Бога. А распространенная в ранних формах религии - вера в духов, богов, дьяволов и другие потусторонние силы. Религия не существует в неизменном виде. В ней происходят процессы зарождения, развития, изменения, в некоторых случаях, прекращения существования.
Современные религии впитывают в себя моменты древних верований. В религиоведении, как и в некоторых др. науках существует такое понятие, как преформизм. Преформизм (лат. Ргеfогmо- «создаю заранее») учение, которое утверждает, что все высшие формы, которые достигают высшие явления в процессе своего развития, зарождаются и черпают энергию в низших формах.
Богословие (теология) - система обоснования и защиты религиозных учений о Боге, совокупность доказательств истинности догматики конкретной религии, религиозной морали, правил и норм жизни духовенства и верующих. В его состав входят теоретические и практические дисциплины - апологетика, догматика, пастырское богословие и др.
Апологетика (греч. защищающий) - раздел богословия, который оправдывает и защищает определенную религиозную систему, ее догматы с помощью призывов к разуму.
Догматика (греч.- мнение, учение) - вероучения религиозной конфессии, которые признаются как установленные Богом, вечные, неизменные истины. Религиозные догматы признаются как абсолютные истины, недоступные для критики. Любые попытки взять их под сомнение осуждаются как ересь, прибегают к анафеме (греч. - проклятие) от имени Бога. Существование религиозного культа (от лат. поклонение). отличает религию от других форм общественного сознания.
Религиозный культ - это реализация веры в предметах, символах, действиях индивидов или групп верующих.
Предметом культовой деятельности. могут быть различные объекты: материальные предметы, животные, леса, горы, солнце, месяц; силы: духи, боги, Бог Всевышний;
средствами культа являются культовые сооружения (храмы, молитвенные дома, капища), религиозное искусство (архитектура, живопись, музыка) религиозные предметы (крест, свечи, церковное оборудование). Важным аспектом религиозного культа религиозный обряд.
Религиозный обряд - это обусловленные обычаями, традициями символические индивидуальные или коллективные действия, воплощающие определенные идеи, нормы, идеалы и представления и направленные на установление взаимоотношений человека со сверхъестественными объектами. Составляющие обряда: знаки - движения, которые имеют определенную смысловую нагрузку, и символы - условные обозначения смысла предмета, явления. Молитва- вербальное обращение человека к объекту своей веры. Бывает индивидуальная и коллективная. Может сопровождаться хоровым пением, чтением священных книг, проповедями. Значительную роль в культовой системе играет эмоционально-эстетический фактор, под влиянием которого нейтральные или негативные эмоции трансформируются в положительные.
Религиозные организации.
Культовые действия не могут происходить спонтанно, а требуют организованности, является основной предпосылкой формирования религии как социального института, то есть формирование религиозных организаций. Религиозная группа - немногочисленная религиозная организация, созданная для удовлетворения религиозных потребностей; совокупность верующих внутри религиозной общности, объединенных определенным интересом; моно-, поликонфессиональные объединения, созданные для проведения религиозных мероприятий.
В первобытных обществах к религиозной организации относились все члены рода, племени. В культовых действиях участвовали все члены первобытной общины. Это был состояние так называемой «примитивной религии», которой было свойственно мифологическое сознание, еще не способное отделить естественное от сакрального (священного).
Религиозная организация является сложным социальным институтом. Религиозные организации подразделяются на следующие типы: церковь, секта, харизматический культ и деноминация.
Церковь - религиозная организация со сложной, строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействий священнослужителей и верующих. Она играет важную роль в регламентации отношений внутри религиозных сообществ, их взаимосвязей со светскими социальными системами, властями. К атрибутам церкви относятся вероучения, догматизм, религиозная культовая деятельность, основанная на иерархическом принципе системы управления. Отношения у нее строятся на основе
канонического права - совокупности правовых норм, основанных на церковных правилах (канонам). Человек с рождения благодаря специальным обрядам (например, крещение) становится членом церкви. К основным функциям церкви относятся изобретение, хранение и передача религиозной информации, организация, координация религиозной деятельности, контроль за поведением людей.
Секта - течение, объединение верующих, оппозиционное определенным религиям. Возникает секта вследствие обособления от церкви части верующих и священнослужителей. Ей свойственно специфическое толкование традиционных догматов господствующего или наиболее распространенного вероучения, отказ от традиционных обрядов, проповедь исключительности своей религиозной доктрины (действительной дороги к спасению) .Сектантство сопровождает все религии, протестуя против консерватизма внутриконфессиональной жизни, вместе с тем стимулируя его обновления. Одной из разновидностей секты является харизматический культ, который возникает вокруг лица, провозглашенной носителем благодати Божией (харизмы).
Харизматический (греч.-дар) культ - разновидность секты, участники которой считают, что благодаря соблюдению определенного морально-этического кодекса и ритуальных предписаний они получат харизму (особую силу, дар Божий). Часто харизматические культы возникают в лоне православия, католицизма. Учредители и руководители их оглашаются Богом или посланником Бога или другой сверхъестественной силой. Такие организации в большинстве своем немногочисленные, их сторонники склонны к чрезмерной экзальтированности, мистицизму, фанатичной преданности лидеру. Бесплодие их стараний изменить мир часто порождает явление
эскапизма (англ. - спасаться, бежать) - старания уйти от общества, обесценивает для них стоимость земной жизни, порождает надежду на получение благ в загробной жизни. Сектой, которая примирилась со своими противниками, считают деноминации.
Деноменация (лат. - замена имени) - переходный тип религиозной организации, в зависимости от характера возникновения и направленности эволюции имеет черты церкви и секты. Она еще хранит в себе черты секты (строгий контроль за поведением своих членов, удаленность от светской жизни), но дух бунтарства и изоляции ей менее свойственны. С церковью ее сближает централизация, иерархический принцип управления, признание возможности духовного возрождения и спасения всех верующих.
5. Основные функции религии Функции религии - способы, уровни, направления влияния религии на социум, его структурные элементы, на человека. Функции религии тесно связаны со структурой религии. Они проявляют себя явным образом или скрыто (латентно), постоянно или только на определенных этапах истории. Роль религии является следствием реализации религией своих функций.
1. Компенсационная функция это своеобразная реакция на различные переживания человека, Религия психологически компенсирует ограниченность, бессилие, зависимость людей от объективных условий существования, наполняет содержанием смысл их жизни, влияет на ценностные ориентации, систему идеалов, целеустремленность.
2. Терапевтическая (утешительная) функция тесно связана с компенсационной поскольку обеспечивает снятие психологического напряжения, чувство неопределенности и тревоги, сохранения внутреннего равновесия, душевного покоя, эмоционального, социального оптимизма. Обеспечивается она вследствие общения между верующими, между верующими и священнослужителями в процессе культовых церемоний и тому подобное.
3. Мировоззренческая функция. Ее особенность заключается в выработке своеобразной системы взглядов, оценок, норм, установок, определяющих понимание человеком мира, ориентируют и регулируют поведение. В зависимости от способов и аргументов, благодаря которым человек объясняет мир, его мировоззрение может быть философским, мифологическим или религиозным. Соответственно этому он рассматривает и смысл жизни, осознание которого придает человеку силы в преодолении жизненных проблем, даже и в восприятии смерти. Каждая религия по-своему толкует эту проблему, но все признают то, что земная жизнь человека является лишь фрагментом его бытия, которое после смерти продолжается в загробном мире.
4. Регулятивная функция. Реализуется эта функция в регулировании социальных отношений, поступков верующих согласно системы запретов, табу, санкций. Касается их поведения в обществе, в семье, интимной сфере. С этой точки зрения религия является ценностно-ориентированной и нормативной системой. Вместе с тем каждая религия имеет свою систему ценностей, основанных на особенностях ее вероучения. Нормы бывают положительными, побуждающими к действиям, или негативными, запрещающие определенные поступки, отношения. Касаться могут всех последователей вероучения, или конкретной группы (мирян или священнослужителей - определяют порядок культовых обрядов, церемоний, определяют структуру религиозных организаций, порядок выборов руководящих органов, регламентирующих их деятельность, а также отношения между верующими и священнослужителями и т.п.).
5. Коммуникативная функция направлена на обеспечение общения верующих с Богом (молитва, другие культовые действия) и между собой (во время богослужения и т.п.). Религиозная коммуникация охватывает различные процессы взаимодействия: общение, социализацию, передачу религиозного опыта, развитие связей между отдельными верующими, между верующими и религиозной общиной, духовенством, между религиозными организациями разного вероисповедания. Она предусматривает передачу, обмен информацией, ее усвоения, оценку, способствует интеграции (объединению) или дезинтеграции (разъединению) религиозных групп.
6. Интегрирующая функция. Реализация ее предоставляет содействие обеспечению стабильности в обществе. По мнению французского философа, социолога Э. Дюркгейма, религия действует в обществе как клей, помогая людям осознать свою моральную принадлежность к социуму, самоопределиться в обществе, а вследствие этого объединиться с людьми близкими по взглядам, моральных установках, верованиях, вместе с ними участвовать в культовых церемониях. Это способствует утверждению в обществе согласия, солидарности, сплоченности, снижает конфликтность, когда система религиозных ценностей соответствует фундаментальным потребностям общества.
7. Дезинтегрирующая функция. Суть ее заключается в том, что, объединившись на основе определенного вероучения, группы людей противопоставляют себя другим социальным группам, с другим вероисповеданием. Это может быть источником конфликта между представителями различных вероисповеданий, конфессий. Часто такие конфликты сознательно провоцируются, поскольку они способствуют укреплению религиозных групп, усилению авторитета их лидеров.
8. Идеологическая функция. Суть ее заключается в том, что религия как форма общественного сознания может отражать общественные отношения - оправдывать, одобрять или осуждать. Все это соответственно сказывается на сознании масс и на их участия в общественно-политических процессах. Под влиянием религии в обществе могут доминировать конформистские (примиренческие) настроения или разворачиваться социально-политические конфликты.
9. Политическая, правовая функции. В значительной степени они взаимосвязаны с идеологической. История свидетельствует о том, что большинство церквей не обошло актуальные общественные проблемы, активно вмешиваясь в их решение. Нередко церковь берет на себя управление общественными, государственными делами (теократические государства), в том числе и законодательные и арбитражные полномочия.
10. Культуроформирующих функция. Реализуется в воздействии религии на развитие письменности, книгопечатания, живописи, музыки, архитектуры, сохранение ценностей религиозного культа, накопления и трансформации культурного опыта. Все это влияет на формирование и развитие эстетических ценностей, этические традиции верующих и общества.
11. Легитимная (лат. - законный, узаконенный ) функция. Проявляется в узаконивании определенных общественных порядков, государственных институтов, политических, правовых отношений, норм или признании их неправомерными.
6. Классификация религий. Собрать исчерпывающую информацию обо всех религиях мира еще не удалось никому, соответственно еще не выработана оптимальная классификация. Религии делят на группы, основываясь на этнические признаки, время возникновения, уровень организации, государственный статус. Такая модель классификации базируется на общих принципах. Одним из первых типологизировал религии Гегель, выделив религию природы, религии духовной индивидуальности, абсолютную религию. По уровням развития религии делят на следующие виды: ранние верования, политеистические религии, монотеистические религии, синкретические религии. Религию можно рассматривать как систему, которая состоит из конкретных религий, религиозных течений, сект, которые занимают в ней определенные места. Классифицируя религии, применяют и следующие критерии: статистический (по количеству верующих и их процентном отношении к численности населения); время возникновения: религии, история развития которых насчитывает много веков, буддизм, христианство, ислам и пр.; «Новые религиозные течения», возникшие на протяжении новейшей истории или возникающие в настоящее время.Уровень организации: жестко централизованные (христианство, буддизм), нежестко централизованные (ислам), децентрализованные.Государственный статус: государственные религии (ислам в странах Западной Азии), религии, статус которых не закреплен соответствующими государственными документами (конфуцианство и даосизм в Китае, индуизм в Индии), религии национальных меньшинств (иудаизм за пределами Израиля). Правовой статус: религии, поддерживаемые государством (христианство, индуизм, ислам, синтоизм), религии, которые государство не поддерживает и даже преследует (свидетели Иеговы, бахаи в Иране), религии, к которым отношение государства нейтральное (джайнизм в Индии). Формы распространения: континуальные (непрерывные, сплошные): ислам, христианство, буддизм; дискретные (раздельные, прерванные): иудаизм, кришнаиты Распространенной является схема, которая охватывает все существующие религии, выделяя:I. Ранние формы религии (родоплеменные): тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, аниматизм, шаманство, культ природы, культ предков.II. Национальные религии: 1. Ранние национальные религии: религия Древнего Египта, религия народов Междуречья, религии Древней Индии (веды, брахманизм), религия Древней Греции, религия Древнего Рима, религии доколумбовой Америки и др. 2.Поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуциантство, даосизм, синтоизм, зороастризм. III. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. IV. Нетрадиционные религии, новые религиозные движения: 1. Неохристиянство (охватывает религиозные образования, стремятся приспособить традиционное христианство с особенностями времени): Богородичная церковь, церковь Иисуса Христа, святых последних дней (мормоны), Новоапостольськая церковь. 2. Религии ориентированного направления (ориентированы на культуру, духовность, религии народов Востока): Общество Сознания Кришны, последователи Саи Бабы. 3. Синтетические религии (объединяют в себе несколько религиозных систем): Большое Белое братство; церковь Единения;4. Саентологические движения (ориентированы на объединение науки и практики психоанализа): дианетика, наука разума, христианская наука.5. Сатанизм.
Контрольные вопросы: 1. Когда и в связи с чем возникает наука религиоведение? 2. Какие науки составляют структуру религиоведения? 3. Дайте определение понятий: религия, религиозный культ, религиозное чувство. 4. Какие функции религии Вам известны? Охарактеризуйте их. 5. Охарактеризуйте типы религиозных организаций.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 211; | Поделиться с друзьями:
|
Мы поможем в написании ваших работ!