Основные теории происхождения религии.



Лекция 1

Тема: «Религиоведение как наука. Основные понятия »

Ключевые понятия: религиозное сознание, религиозный культ, религиозный обряд, церковь, секта.

ПЛАН

1. Религиоведение как наука. Цели и задачи. Структура.

2. Сущность религии.

3. Основные теории происхождения религии.

4. Структура религии

5. Основные функции религии.

6. Классификация религий.

 

     Предметом научного изучения религия становится в 19 в. в Европе. Это связано с общим интересом к культуре других народов. Здесь религия рассматривалась как совокупность: мораль, искусство, история.

       Научное знание о религии должно быть объективным, но ни в коем случае оценочным. Среди ученых, работавших в этой области были как верующие, так и атеисты. Основоположником религиоведения является английский историк-этнограф Эдуард-Барнетт Тайлор (1832-1917). Исследователями данного феномена были: англ. философ Герберт Спенсер (1820-1903); англ.историк, этнограф Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941). Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939); франц. социолог, этнолог Леви-Брюль Люсьен (1857-1939) и др.

       Религиоведение - это гуманитарная наука, которая изучает общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих       Особенность религиоведения состоит в том, что его научные поиски и результаты исследований активно используют история, культурология, психология, правоведение, языкознание, фольклористика, этнография, искусствоведение, другие науки, которые рассматривают религию сквозь призму своих интересов.       Религиоведение объединяет в себе такие структурные системы, как• философия религии (философское осмысление природы, сущности, смысла религии и Бога);

• психология религии (изучает психологические, эмоциональные источники религии, психологию верующего человека)

• феноменология религии;

• социология религии (влияние религии на социальное поведение человека, группы, общества)

• история религии (происхождение, внутреннее развитие, особенности социально-культурных связей);

• география религии (схема распространения религий, современная религиозная карта мира)

• антропология религии (взаимовлияние человек - религия)

• религиозное вольнодумство, а также, по мнению некоторых ученых- научный атеизм.

 

Сущность религии.

Термин «религия» (благочестие, святыня) происходит от латинского слова «религио»: древние римляне обозначали этим словом все то, что было связано с почитанием (культом) богов. Христианский теолог Августин (IV в.), Рассматривал это слово, как производное от «вновь связывать, воссоединить», то есть связывать небо и землю, Бога и человека. На начало ХIX в. смысл термина «религия» сформировался следующим образом: Религия это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в Бога (или другие трансцендентные сущности), создавший этот мир и самого человека, дал ему знание, которое должно приниматься на веру, не требуя доказательств (так религию часто называют просто верой ).

Религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. это и

• совокупность действий, составляющие культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т.п .;

• это также совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек;

• это объединение религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь, секта, монашеский орден, особые группы служителей культа и др.

Понятие «религия» непосредственно связано с понятием «Бог».

Бог - верховная сверхъестественная сущность, согласно различным религиозным учением, обладает высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является создателем мира.

Человечество веками ищет доказательств «за и против» существования Бога. Но никакие аргументы ничего не дадут человеку, который не верит, и не нужны человеку верующему. Относительно этого, Кант утверждал, что существование Бога нельзя логически ни доказать, ни опровергнуть.

 

Основные теории происхождения религии.

 • Теологические (религиозные) - «изнутри». Теологические (религиозные) теории (тео - бог, логос - учение) основаны на утверждении о сверхъестественном происхождении религии:

1. Традиционалистская теория гласит о том, что религию открыл сам Бог (Адаму, Еве; Моисею, Мухаммеду и др. Пророкам). Развивали эту теорию: Афанасий Александрийский (295-373), Иоанн Златоуст (350-407), Иоанн Дамаскин (675-753), Августин Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274).

2. Теистическая теория - Бог принципиально отличается от мира вещей и явлений. Он выше человека, является источником всего, в т.ч. и религии (схожа с №1).

3. Концепция врожденных идей - идея существования Бога присуща человеку с самого рождения. Если бы никто не сказал, человек все равно бы знала это. (Рене Декарт 1569-1650, фр. Математик).

4. Мистические теории - человек видит Бога внутренним взором, наблюдает не телесно, а духовно. Это наблюдение требует не ума, а веры (Фридрих-Генрих Якоби (1743-1819) немец.писатель, философ-иррационалист.

Научные теории происхождения религии.  

Главная их особенность заключается в старании объяснить религию как результат реализации определенных потребностей, интересов или неспособности человека преодолеть свою зависимость от внешних сил.

1. Политико-государственная теория. Предложена в V в. до н.э. древнегреческим философом Критием (460-403 до н.э.), который выразил допущение, что религия является выдумкой законодателей. Ее делил Лактаций (250-225 до н.э.), который считал основателем религии римского царя Помпилия. Эту гипотезу развили гуманисты (идейное направление в культуре Возрождения), которые отстаивали право на существование независимой от религии светской культуры и энциклопедисты (французские мыслители - Дидро, Монтескье, Вольтер, Руссо и др.). Религию они считали обманом, выдумкой, результатом невежества, сознательного нечестного заговора для достижения чьих-то интересов или общего спокойствия.

2. Эвгемеризм. Его автором был греческий философ Эвгемер (340-260 до н.э.), который считал, что религия ведет начало с почитания и обожания древних царей.

3. Натуралистическая (материалистическая) концепция возникла синхронно с эвгемеризмом, она базировалась на утверждениях, что сфера духовного, в частности религия, является производной от материального мира. Ее сторонники считали религию фантастическим отражением мира в сознании людей. Среди мыслителей этого направления греческий философ-материалист Эпикур (342-270 до н.э.), который выдвинул гипотезу об атомистическом строение мира, вечного и бесконечного, и поэтому мир не мог быть создан богами. Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.) писал, что представление о богах произошло из наблюдений за природой, а страх людей перед ее могущественными силами побудил сооружать богам капища. Одному из последователей Эпикура - римскому писателю Петронию (ок. 66 н.э.) принадлежит высказывание: «Первых богов на Земле создал страх».

4. Мифологическая теория. Ее придерживался английский лингвист Макс Мюллер (1823-1900), изучая языки древних народов, предположил, что религия ведет начало из мифа о Солнце, с обожествления Солнца. Это было ударом по теологической концепции, так в определенной степени отрицало сверхъестественное происхождение религии. Концепция Мюллера имела зыбкую научную основу, поскольку мифы о Солнце отражали переход отдельных племен к земледелию, а религиозные представления существовали задолго до этого. Мифологическую теорию происхождения религий поддерживали братья Гримм, А. Потебня и др.

5. Анимистическая теория. Распространилась в конце XIX в начале XX в. Основателем ее был английский этнограф, религиевед Е.Тайлор. Он считал, что религия сформировалась из веры в духов и в душу. Эту веру он назвал анимизмом (лат. анима, анимуз - душа, дух). Английский философ и социолог Г. Спенсер выводит происхождение анимизма из идеи «двойника»: первобытный человек видел своего двойника или двойника другого человека во сне или в мечтаниях, и у него появлялась мысль о двойной сущности человека. По другим утверждениям, анимизм состоялся благодаря стремлению первобытного человека к самопознанию. Анимистическая теория побудила к признанию умственных способностей первобытного человека.

6. Психологическая теория. В ее основу положен тезис, что зарождение религии обусловлено особенностями природы человека. Ее основатель австрийский психолог, автор теории психоанализа 3. Фрейд. Религия, согласно его учению, есть следствие психических переживаний человека в стрессовой ситуации. Психическое предшествует социальному, определяет его, а значит, психическое восприятие мира первобытным человеком является источником его религиозного мировоззрения.

Структура религии

Религия является сложным социально-историческим явлением, все элементы ее структуры - религиозные взгляды, представления, чувства, интуиция, обряды, праздники, ритуальные церемонии, нравственные и канонические предписания, культовые сооружения, религиозные организации, учебные заведения, служители культа, находятся в тесном единстве и взаимозависимости. Проблема структуры религии имеет несколько аспектов. Первый из них связан с религиозным сознанием - особенностью взглядов, представлений, чувств и переживаний верующих, второй - с культовой деятельностью; третий - с религиозными организациями.

     Религиозное сознание. Охватывая мифы, концепции, идеи, теории, представления о сверхъестественном, догматы, содержание священных книг, легенд, молитв и т.п. представляет концептуальный аспект религии.       Религиозное сознание - отношение верующих к миру, выраженное в системе взглядов, чувств, смысл которых - вера в сверхъестественное.        Существенными признаками религиозного сознания является образность, символичность, интимность, таинственность, объединение иллюзорного и реалистического.Важнейшими аспектами религиозного сознания являются:

• религиозные взгляды, которые существуют в форме представлений, понятий, мыслей. Главной особенностью их является вера в сверхъестественное;

• религиозные чувства, выражающие эмоциональное отношение к миру и его явлениям. Особых религиозных чувств не существует, это обычные человеческие чувства, сосредоточены в религиозной сфере. Они бывают положительными (любовь, благоговение, радость) и отрицательными (страх, растерянность, отчаяние)

• религиозный смысл, касается смысла бытия, жизни и смерти, добра и зла, охватывает взаимосвязь человека и мира.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 2188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!