Структура культуры, ее основные компоненты.



Тема: «Понятие культуры. Формы и виды культуры».

План

1. Понятие культуры.

2. Структура культуры, ее основные компоненты.

3. Виды культуры. Функции культуры.

4. Культура народная, массовая и элитарная.

Задания для выполнения

Напишите краткий конспект темы согласно пунктам плана.

Понятие культуры.

Вряд ли есть более широкое и многогранное понятие, чем понятие культура. Существует свыше 500 различных определений культуры, десятков подходов к ее изучению, различных концепций, моделей культуры. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений, имеет богатое содержание, множество оттенков смысла и потому имеет предельно высокий уровень абстракции. Именно поэтому оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной формулировкой.

В обыденной жизни мы встречаемся с понятием культуры на каждом шагу. Оно употребляется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле– для обозначения культуры тех или иных народов, обществ и эпох: древнеегипетская культура, шумерская культура, античная культура, российская культура и др.

В более узком смысле– а) для обозначения степени развития и оптимального функционирования социальных институтов, отдельных сфер жизни общества и деятельности («культура производства», «культура быта», «политическая культура» и т.п.);

б) для обозначения духовной сферы жизни общества – искусство, наука, религия, образование и т.п.;

в) ассоциируется с воспитанностью и образованностью человека («культура поведения», «культура мышления», «культура речи» и пр.);

г) возделывание, обработка почв, земли;

д) разведение, выращивание каких-либо растений, а также само выращиваемое растение -«злаковая культура» и т.п.

Формирование понятия «культура»

Необходимо различать само слово (термин) «культура» и понятие культуры. Слово возникает раньше понятия. Слово «культура» впервые появилось в латинском языке. Оно происходит от латинских слов «cultura»– возделывание, обрабатывание и «colere»- возделывать, обрабатывать что-либо (первоначально почву). Так, римский государственный деятель и писатель Марк Катон (3-2 вв. до н.э.) написал трактат о земледелии с названием «Агрокультура». Чуть позже римский оратор и философ Цицерон (106-43 г. до н.э.) использовал этот термин в применении к духовности («культура духа», «культура ума» и т.п.). Необходимо отметить, что первоначально (в Древнем Риме) слово «культура» употреблялось в сочетании с каким-нибудь другим зависимым словом: «культура мышления», «культура речи» и т.п.

В эпоху средневековья чаще употреблялось слово «культ» (в пер. с лат. – почитание, поклонение) как совокупность символических действий, ритуалов, направленных на возвеличение Бога и поклонение ему. В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека.

Итак, первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина выражена очень важная особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало: единство культуры, человека и его деятельности.

В значении самостоятельного понятия «культура» оформилась в новое время, впервые появилась в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632-1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура противопоставлялась природному, или естественному, состоянию человека. До этого времени в европейских языках термин «культура» употреблялся с приставкой или другим зависимым словом.

В новое время (XVII-XVIII вв.) культура понималась с гуманистических позиций и представлялась только как духовная сторона общественной жизни (искусство, наука, философия, мораль и т.д.). Эти представления о культуре являлись лишь первыми шагами к созданию универсального научного понятия. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Кондорсе, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества понималась как постепенное его развитие от ступени варварства и невежества к просвещенному и культурному состоянию.

В дальнейшем понятие «культура»получило более широкое и обобщенное значение и им стали обозначать все то, что создано человеком, в противовес тому, что существует естественно (природа).

Культура является результатом деятельности человека и общества. Вне этой деятельности культуры просто не существует. Деятельность – необходимое условие существования и функционирования культуры. Но человек не только создает культуру, но и самого себя, т.е. оказывается ее результатом. Другими словами, человек – не только творец, но и продукт культуры.

При таком понимании культуруможно определить, как способ деятельного существования человека (как способ жизнедеятельности человека).

Понятие культуры многогранно, оно обогащалось на протяжении человеческой истории. Культура включает в себя все, что создано трудом и разумом человека. Орудия труда, техника и средства транспорта, язык и письменность, научные открытия и технические изобретения, произведения искусства и нормы морали, философские учения и религиозные верования, традиции и обычаи, политические системы и правовые законы, образование и воспитание, здравоохранение и спорт – все это многообразный мир культуры.

Структура культуры, ее основные компоненты.

Будучи сложным, богатым и многогранным феноменом, культура включает в себя различные компоненты, стороны, моменты. И структуру культуры можно рассматривать под разным углом зрения. С точки зрения социологии культура включает в себя следующие компоненты:

· язык,

· ценности,

· нормы,

· обычаи,

· традиции,

· обряды и ритуалы.

Язык – это система знаков и символов, наделенная определенным значением. Это объективная (материальная) форма выражения, аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, информации.

Ценности– материальные и духовные блага, взятые со стороны их общественной значимости, полезности для жизни человека и общества. Это свойство общественных предметов и явлений удовлетворять потребности, желания, интересы.

Норма– общепризнанное правило, или образец поведения, действия. Это требование, определяющее поведение и взаимоотношения людей и выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений индивидов, социальных групп, организаций и социальных институтов.

Обычайвоспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном сообществе или социальной группе и является регулятором поведения для его членов. Обычай – это неписаные правила поведения, состоящие в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе или социальной группе в течение длительного времени.

Обряд- это совокупность символических стереотипных действий, воплощающих в себе определенные идеи, представления и ценности и выражающих и закрепляющих обычай.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!