Футуризм. Творчество футуристов. Анализ стихотворений В.Хлебникова, И.Северянина



Система вопросов и заданий (УСТНО)

1. Понятны ли значения слов?

2. Как вы оцениваете словотворчество футуристов?

3. Каково основное отличие этих стихов от знакомой вам символистской поэтики?

4. Какими изобразительно-выразительными средствами передана идея «стирания граней», устранения одиночества, идея «братства» человека и мира?

5. Как созданы неологизмы?

6. Выскажите свое отношение к творчеству футуристов.

1) ПИСЬМЕННО выполните краткий анализ ОДНОГО из следующих лирических произведений по плану (см. Приложение 1), остальные - устно:

Анализ стихотворений

В.Хлебникова

Заклятие смехом» (1910),  

«Бобэоби пелись губы…»,

«Еще раз, еще раз…»,

И. Северянина

Интродукция»,

«Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),

«Двусмысленная слава»

2) ВЫВОДЫ.

Футуризмновое модернистское направление в литературе, которое отрицало культуру прошлого, традиции, художественное и нравственное наследие, русский синтаксис и провозглашало новые формы и новый язык.

Манифест футуристов - «Пощёчина общественному вкусу».

Литературоведы выделяют три основные футуристические группы, существовавшие в дореволюционной России:

- кубофутуристы (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк),

- эгофутуристы (во главе с Игорем Северяниным),

- группа «Мезонин поэзии» (Вадим Шершеневич и другие).

Возникшая в Москве в 1914 году футуристическая группа «Центрифуга» (Б.Пастернак) уже выступает против культурного нигилизма, за преобразование временного в вечное.

Приложение 1

План комплексного анализа лирического произведения

1. Кем и когда написано стихотворение? Историко-литературный комментарий.

2. Центральная тема стихотворения. Идея стихотворения.

3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к… и др. жанры).

4. Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

5. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

6. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.

7. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

8 Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

9. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики).

а) Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя (метрика (размер стихосложения); фоника (аллитерация, ассонанс); рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая рифма); строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие, октава, сонет, Онегинская строфа).

б) Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь.

в) Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.).

г) Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение.

10. Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д.

11. Смысл названия стихотворения.

12. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!