Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель:

· знакомство с особенностями футуризма.

Задачи урока:

· познакомиться с новаторскими приёмами футуристов;

· сформировать представление о принципах футуризма;

· совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирических произведений футуристов.

На занятии

мы узнаем:

· о футуризме в русской литературе XX века;

мы научимся:

· пониматьноваторские приёмы, примеры рождения новых слов и образов;

мы сможем:

· выделять особенности лирических произведений этого направления.

 

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Новаторские приёмы футуристов;

2. Принципы футуризма;

3. Лирические произведения футуристов.

Глоссарий

Акмеизм – это одно из модернистских направлений русской поэзии, которое сформировалось в начале ХХ века как искусство совершенно точных и взвешенных слов.

Манифест – письменное обращение, воззвание программного характера.

«Мезонин поэзии» – одна из разновидностей русского футуризма – поэтическое объединение «Мезонин поэзии», созданное в 1913 году московскими эгофутуристами.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие.

«Центрифуга» – московская литературная группа, возникшая в 1913 году.

Эпатаж – скандальная выходка, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правилаФутуризм, как одно из модернистских течений XX века, пришёл в Россию на волне глобальных изменений на рубеже веков.

 

Основное содержание занятия

Основоположником мирового футуризма в литературе является итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти. В 1909 году он выпустил первый «Манифест футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

Программные тезисы футуристов были направлены на изобретение новой концепции поэтического текста. Маринетти, в частности, предлагал:

· разрушение общепринятого синтаксиса;

· употребление глагола в неопределённом наклонении;

· уничтожение из текстов качественных прилагательных, наречий, знаков препинания.

Эти поэтические приёмы, по его мнению, способствовали лаконичности и формированию более быстрой передачи смысла, что помогло бы создать «живой стиль, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками».

Возникновение русского футуризма относят к 1910 году, когда Давид Бурлюк, Велимир Хлебников и Василий Каменский выпускают сборник «Садок Судей».

Первая группа кубофутуристов «Гилея», члены которой соединили в своём творчестве принципы французских кубистов и итальянских футуристов, возникла зимой 1910 года, где особенно отличался Давид Бурлюк, неизменным атрибутом которого было раскрашенное лицо.

В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом («я – будущее»). К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, они провозгласили себя «Академией Эго поэзии» (1912). Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований. Северянин писал «хабанеры», «прелюды», «вирелэ» и другие изысканных поэтических форм, он соединял стихи в «гирлянды триолетов», квадрата квадратов и др. – это и была неподражаемая авторская ирония. «Ведь я лирический ироник», – говорил он о себе.

Русские футуристы ставили перед собой цель разрушить старую художественную традицию и сформировать новую эстетику. Они отказались от символистической недосказанности, образности и мистицизма и первыми в отечественной культуре провозгласили «искусство для масс».

В основу литературного направления футуризм легло отрицание художественного и нравственного наследия реалистической традиции, главенствующей в искусстве XIX века. В своём творчестве футуристы проповедовали разрушение форм и условностей. Новаторские изобразительные приёмы, по мнению адептов футуристического течения, должны были помочь слиянию искусства с бурными процессами в общественной и политической жизни рубежа веков. Искусство, по их мнению, обязано было идти в ногу с техническим прогрессом и отвечать духу времени.

Футуристы, полагая, что их творчество находится между настоящим и будущим, своей главной целью считали разрушение старых традиций с помощью новых художественных форм и способов лирического самовыражения.

Тяга футуристов к эпатажу проявлялась в массовых театрализованных действах, вызывающем поведении и одежде, адепты течения культивировали образ поэта-хулигана.

Футуристы активно участвовали в политической полемике. Они проводили творческие вечера, где зачитывали свои манифесты со сцены и лишь затем их публиковали.

Публичные чтения нередко заканчивались горячими спорами с публикой, переходящими в идеологические потасовки, поэтому течение получило скандальную известность. Слова «футурист» и «хулиган» для публики того времени были практически синонимами.

Важной вехой в становлении футуризма в России становится создание в 1912 году поэтической группы «Академия эгопоэзии». У её истоков стоят Игорь Северянин и Константин Олимпов.

Эгофутуристы провозглашают «вселенский эгоизм», культ самодовлеющей личности и красоты.

В эпилоге своего сборника стихов «Громкокипящий кубок» Северянин пишет:

Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоён:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утверждён!

Состояние лирического героя символизирует время, в котором творит поэт. Неудовлетвор`нность жизнью рождает желание уйти от реальности. Это ярко проявляется в его знаменитой «Увертюре» Северянина:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

Главные принципы русского футуризма изложены в двух манифестах. В 1912 году опубликованы тезисы «Пощёчина общественному вкусу» за подписью Маяковского, Бурлюка, Каменского и других членов группы кубофутуристов, а в 1913 году выходит второе издание «Садок судей II».

Футуристы провозглашают: «Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов».

Декларация принципов футуризма находит своё отражение в стихотворении Северянина «В блёсткой тьме».

Каждая строчка – пощёчина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блёсткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

Футуристы провозглашают: «Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов».

Кроме самой идеологии поэтического искусства, поэты футуристы стремятся к изменению его формы. Особо активно революционными преобразованиями в области русского языка занимается Велимир Хлебников. Он даже предлагает создать новый универсальный язык. Поэт Валерий Брюсов, объясняя этот подход, говорит: «язык — это материал поэзии и что этот материал может и должен быть отработан соответственно задачам художественного творчества, это и есть основная мысль русского футуризма; в проведении её в практику и заключается основная заслуга наших футуристов». Возьмём знаменитое стихотворение Владимира Маяковского «А вы могли бы?»:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

В каждой строке автор рождает новые образы, противопоставляя своего лирического героя обыденности, которую он называет студнем.

У футуристов происходит деформация языка и грамматики: слова в текстах нагромождаются друг на друга, смысл подчиняется сиюминутным чувствам.

Новаторы отказываются от синтаксиса и строфики. Они используют в поэзии новые композиционные и графические эффекты, проводят эксперименты с фигурным расположением слов: одни печатаются крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами.

Кроме того, футуристы отражают в своих произведениях технический прогресс и индустриализацию. Многие считают, что человек в городе оглушён бездушной «новой техникой» и раздавлен. Человек в поэтике футуристов выступает субъектом космического действия. Вот строки стихотворения «Эй!» Владимира Маяковского:

Чтоб все, забыв свой северный ум,

любились, дрались, волновались.

Эй!

Человек,

землю саму

зови на вальс!

Возьми и небо заново вышей,

новые звёзды придумай и выставь,

чтоб, исступлённо царапая крыши,

в небо карабкались души артистов.

Со временем движение футуристов трансформирует свою концепцию мировосприятия. Возникшая в Москве в 1914 году, футуристическая группа «Центрифуга» выступает против культурного нигилизма. Задачу искусства они видят в преобразовании временного в вечное.

Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом, занял важное место в литературе Серебряного века и во многом определил дальнейшее развитие культуры в России.

Манифест футуристов «Пощёчина общественному вкусу»:

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени…

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.

…Мы приказываем чтить права поэтов:

1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).

2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

И если пока ещё и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то всё же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Москва, 1912 г.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Кто стоял у истоков футуризма в России?

Владимир Маяковский;

Давид Бурлюк;

Елена Гуро.

Правильный вариант ответа:

Давид Бурлюк

Единичный выбор

Откуда предлагали сбросить Пушкина, Толстого, Достоевского и других классиков футуристы в манифесте сборника «Пощёчина общественному вкусу»?

С поезда истории

С корабля литературы

С парохода современности

Правильный ответ:

С парохода современности

03.11

Домашняя работа

Практическое занятие № 45


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!