Проект - это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.



Отчёт по хоровой практике

 

 

                                                    

                                            Сдала: студентка III курса ДХО Алимбаева А.А

                                               Принял: зам. директора по УПР Булатова.Д.

Педагог-консультант:Новикова.О.В                                                       

                                    

 

 

г. Усть-Каменогорск.

2019 - 2020 учебный год.

Пояснительная записка

 

 

Пояснительная записка

 

Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам /иметь черты трехчастности, рондо, вариации и т.д./. Т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.

На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыки.

В концепцию урока заложены следующие составные: изучаемая

музыкальная тема урока и учебный материал, обуславливающий его конкретное наполнение;

- художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;

- психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности, музыкальные способности учащихся;

- творческие и исполнительские задатки учащихся;

- искусство педагогического перевоплощения.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания.

Для многих специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной школы» заключается в самом его названии.

музыка преподается в школе, значит это – школьный предмет, который должен преподаваться так же, как все школьные предметы – на принципах общей дидактики. Правда, что музыка в системе школьных наук в свою очередь имеет специфику – это не естественнонаучный предмет, а искусство, т.е. школьный предмет эстетического цикла.

 На уроке музыки сам учитель превращается поистине в универсала: он должен был (за один урок!) успеть научить детей элементарной музыкальной грамоте, привить навыки слушания музыки, осуществить ритмическое воспитание, дать сведения о произведениях и их авторах (биографии), выучить с детьми песенный репертуар, провести с ними анализ музыкальной выразительности и пр. Именно в этой универсальности и есть специфика профессии « учитель музыки общеобразовательной школы».

Для овладения учительской профессией важен целый комплекс разнообразных способностей, при этом все способности проявляются и формируются сначала в деятельности общепедагогической, а затем уже специальной. Глубоко ошибочно мнение, будто учитель музыки должен быть, прежде всего, хорошим музыкантом, а педагогический опыт придет впоследствии сам собой в процессе работы в школе. Лучше всего, если учитель подготовлен и в педагогическом, и в музыкальном смысле.

Артистические, художественные, музыкальные  способности помогают более оригинальному и творческому осуществлению педагогической деятельности только при высоком уровне развития общепедагогических способностей.

Теоретическая подготовка позволяет учителю музыки, глубже понимать

 явления музыкального искусства, основные закономерности истории и

 теории музыки в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Изучение теории и истории музыки необходимо учителю, как для проведения уроков так и для организации внеклассной работы, поскольку дает ему следующие знания:                   

- основных закономерностей формирования и развития русской, казахской и зарубежной музыкальной культуры в их связи с общественно-историческими условиями;                                                                                                                  

- основных черт национальных композиторских школ:

- диалектики развития художественных стилей ( барокко, классицизма, рококо, романтизма и т. д.),

- эволюция основных музыкальных жанров и форм ( оперы, балета, симфонии, оратории, сонета и т. д.).

Учитель приобретает следующие навыки и умения:

- интересно, грамотно, разносторонне и образно рассказывать детям о музыке, дополняя рассказ иллюстрацией музыкальных произведений .

- определять основные черты того или иного музыкального стиля, направление, течения;

- определять основные черты стиля данного композитора в его связях с эпохой:

- свободно анализировать произведения, выявляя закономерности образного содержания и его воплощение во всем комплексе формообразующих и выразительных средств;

- выявлять в произведении узловые моменты музыкальной драматургии.

Среди навыков и умений, связанных с курсом гармонии выделяются следующие;

- определять ладофункциональное развитие музыкального

произведения: тональный план, структуру и функции аккордов,                                                  

типы отклонений и модуляций, каденций;

- различать типы фактуры в музыкальных произведениях;

- подбирать аккомпанемент к заданным мелодиям;

- свободно транспонировать;

- уметь подбирать необходимую музыку.

        С курсом сольфеджио связаны следующие умения и навыки:

- слышать структуру аккорда, его расположение;

- чисто интонировать мелодию;

- удерживать слухом тональность;

- читать ноты с листа и транспонировать.

Из курса полифонии учитель должен знать:

- основные закономерности многоголосия;

- эволюцию полифонического многоголосия от XV-XVІ вв. /полифония строго стиля/ к XVIII в. /полифония свободного стиля/, а также принципы развития современной полифонии.

- особенности русского народного многоголосия.

  Курс анализа музыкальных произведений дает учителю следующие навыки и умения:

- ориентироваться в исторических особенностях формы, стиля,

жанра при целостном анализе музыкальных произведений;

- комплексно  воспринимать форму, фактуру, гармонию

 

произведения;

- логически осмысливать каждую музыкальную форму в процессе

изучения и исполнения музыкальных произведений.

Деятельность учителя музыки невозможна без достаточной вокальной и дирижерско-хоровой подготовки, которая предполагает умение читать хоровые партитуры, дирижировать, владеть методикой постановки голоса, а также знание особенности работы с хором.

Навыки дирижировать позволяют учителю моделировать музыкальный образ и воплощать его в том или ином конкретном звучании. Учитель освоивший дирижирование умеет координировать свои движения: дирижировать одной рукой и одновременно другой играть на инструменте; показывать вступление и снятие на любую долю такта, динамическое развитие, взятие дыхания и т.п.

Значение специфики вокальной работы помогает учителю осмыслить пути совершенствования слуховых навыков школьников на основе слушания голосов в тембровом и динамическом соотношении, а также выработки чистоты интонирования.

В целом вокально-хоровая работа требует от учителя умение следить за чистотой интонации, строем, ансамблем, дикцией, тембром, дыханием; управлять темпом динамикой, агогикой, штрихами, фразировкой в процессе хорового звучания произведения; приучать школьников петь по руке дирижера.

Учитель должен знать:

- закономерности и особенности хормейстерской деятельности в

школе;

- вокально-хоровой репертуар для различных составов хора и ансамбля.

 

У учителя должны быть сформированы следующие знания и умения:

- внутреннего интонирования партитуры;

-  исполнительского и вокально-хорового анализа произведений;

- использования основных художественно-технических средств;

- гибкого варьирования приемов управления хоровым звучанием.

 Говоря об инструментальной подготовке, имеется ввиду, подготовка по фортепиано, так как этим инструментом пользуется большая часть учителей. Кроме того, и те учителя, для кого инструментом является баян, аккордеон или домбра, должны неплохо играть на фортепиано.

Предпочтение отдается фортепиано, потому что в соответствии с программой урока музыки в школе учителю приходится играть много произведений, написанных специально для фортепиано, а также учитывая вокально-хоровую работу, где учитель одной рукой дирижирует, а другой аккомпанирует- удобнее всего это сделать на фортепиано.

В исполнительский репертуар учителя должны быть включены произведения для разных возрастных групп школьников: младших, средних и старших классов.

При исполнении учителю необходимо быть особенно требовательным к себе и постоянно помнить, что музыка должна будить творческую фантазию детей, способствовать формированию ассоциативно-образного мышления.

Одной из важных сторон специальной подготовки учителя музыки являются владение навыками концертмейстерской работы.

Учитель должен уметь:

- аккомпанировать хоровому и сольному пению;

- показывать вступление солисту и хору;

- петь, аккомпанируя себе при этом;                                                    

- читать с листа и транспонировать партию аккомпанемента в различные

тональности;

- подбирать по слуху мелодии и сопровождение популярных песен;

- владеть навыками переложений, игры в ансамбле.

Овладение навыками чтения с листа, подбирая по слуху и транспонирования позволит учителю значительно быстрее освоить достаточно широкий песенный репертуар; использовать в работе незнакомые сочинения; избежать излишнего форсирования детских голосов при исполнении сочинений, написанных в неудобных для детей тональностях.

В ходе чтения с листа учитель должен быстро вникать в замысел произведения, одновременно видеть партию солиста и аккомпанемент, музыкальный и литературный текст, осознавать характер музыки, обращая внимание на смену темпа, тональности, фактуры и ритмического изменения.

Говоря об исполнительской деятельности учителя, следует подчеркнуть, что речь идет не об исполнении "вообще", о об исполнении для детей: играть надо ярко, образно, эмоционально, имея постоянный контакт с классом.

Каждый урок музыки должен носить на себя печать неповторимой личности учителя. Творчески подойти к уроку – значит выявить и до конца раскрыть свое собственное отношение к музыке столь же ярко и убежденно, как это делает композитор, исполнитель. Учитель организует соответствующую деятельность детей, способствует тому, чтобы музыка дошла до сознания каждого ребенка. Знания каждого данного класса, умения преподнести музыкального произведения так, чтобы ребята были предельно увлечены музыкой, пробуждения в них эмоциональной отзывчивости,             активности в процессе исполнения, слушания музыки, размышлений о ней – в этом заключается мастерство учителя.

 

Анализ системы обучения

 

 

Введение

 

Педагогическая практика является завершающим этапом изучения комплекса педагогических дисциплин.

 Цель педагогической практики - овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин, в реальных условиях преподавания в школе.

Для достижения данных целей в качестве базы практики была выбрана школа практики при Восточно-Казахстанском училище искусств. В этой школе работают высокопрофессиональные педагоги. Также в школе применяются новые и нетрадиционные для нашего образования методы обучения. В школе работает 27 педагога, и обучаются 119 учащихся.

В школе педагогической практики шестидневная учебная неделя, урок хора проводится 2 раза в неделю. Уроки проходят в две смены (с 8.10), длительность урока 45 минут. Урок является основной формой организации учебного занятия.

Кабинеты в школе разделены по отделениям, т.е. кабинет отделения духовых инструментов, кабинет отделения струнных инструментов и т.д. Каждый из кабинетов в достаточной степени оснащен необходимым оборудованием в зависимости от специализации, а также предметной методической литературой, наглядными пособиями. У каждого отделения есть отдельный большой экзаменационный кабинет.

ОДИ-116

 ДХО-321

 КНИ, ОСИ-408,

НР-406,

ТО-418, 220,

ФО-102.

 

Этапы подготовки к урокам

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка — это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в поурочный план (краткий или развернутый), простой или опорный конспект урока, проект.

Поурочный план — это не только рациональная конструкция урока (хотя и она немаловажна), но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средство экономии времени и сил.

Проект - это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.

При планировании урока, а именно: целеполаганию; отбору содержания учебного материала; выбору методов обучения, излагающихи эвристических; проведению инструктажа по выполнению домашнего задания и многому другому.

При подготовке поурочного плана я руководствовалась следующими принципами:

1. Определить учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумать, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучить методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумать методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забыть, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решить, какие умения и навыки будут отрабатываться на данном уроке.
7. Все ли отработано из повторения для более глубокого изучения

усвоения нового материала.

8. В плане четко отразить методы, приемы, средства обучения, композицию урока.

9. Не забыть о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

 

Типы уроков

Все уроки можно делить на уроки:

  • изучения нового материла (1 тип);
  • совершенствования знаний, умений, навыков (2 тип);
  • комбинированные (3 тип);
  • контроля и коррекции знаний, умений, навыков (4тип)

Главное содержание 1-го типа- изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока — добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности .

Основным содержанием 2-го типа урока является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умении и навыков.

Третий тип урока — комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.

Контрольные уроки 4-й тип служат для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

 

Требование к уроку

Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

     - определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся.

Формы уроков

Формы организации учебного процесса:

  • Уроки;
  • Урок-лекция
  • Урок-семинар
  • Урок-зачет
  • Урок-практикум
  • Урок-экскурсия
  • Урок-дискуссия
  • Урок-консультация
  • Урок-театрализация
  • Урок-соревнование
  • Урок с дидактической игрой
  • Урок – деловая игра
  • Урок – ролевая игра
  • Интегрированный урок
  • Урок-концерт;
  • Урок-творчества;
  • Занятие по выбору;
  • Олимпиады и конкурсы;
  • Предметные недели;
  • Открытые уроки;

Проведение нестандартных уроков по музыки. В настоящее время традиционные формы обучения на уроке музыки немножко устарели. Чтобы заинтересовать учащихся чаще использую нестандартные уроки или включаю элемент на традиционном уроке.

Выбор формы нестандартных уроков зависит от возрастных особенностей учащихся, от уровня их подготовки, информированности, взаимопонимании учителя с учащимися.

Особое место в системе организационных форм и приемов обучения музыки принадлежит учебным играм. Использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллектуальную и эмоциальную сферу учащихся. Для результативности игры важным элементном является создание обстановки, оформление, наглядность и т.д.

 

Форма игровых уроков:

· Урок – соревнование

· Урок – викторина

· Урок – концерт

· Урок - творчества

· Брейн – ринг

· Что? Где? Когда?

· Угадай мелодию

· Проблемные игры

· Сюжетно – ролевые игры


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!