Инкультурация, ее механизм и стадии.



Инкультурация происходит несколькими способами. Одним из самых распространенных является имитация, при котором человек сначала наблюдает, а потом копирует поведение других людей.

Еще один способ – идентификация, когда люди, чаще всего в детстве, усваивают поведение, установки и ценности, которые они видят у родителей, как свои собственные. Многие дети выбирают профессии родителей, чтобы быть похожими на них. Имитация и идентификация способствуют формированию определенного поведения человека в обществе.

Специалисты отмечают, что, кроме названных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные – стыд и вина. Оба чувства заставляют человека ограничивать свои действия, и он таким образом наказывает сам себя.

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии: первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия начинается с момента рождения ребенка и продолжается до завершения подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей, которые усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

На этой стадии родители приучают детей выполнять правила того мира, в котором живут. Для выработки адекватных знаний и навыков, необходимых для повседневной жизни, обычно используются специальные способы воспитания в форме игр следующих типов:

· физических, развивающих физическую активность;

· стратегических, развивающих способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

· стохастических, знакомящих ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

· ролевых, в ходе которых ребенок осваивает функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В процессе игры у ребенка развиваются такие личностные качества, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Становясь старше, дети начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей, а затем у них вырабатывается умение соотносить свои действия с поступками других детей.

Значение первичной стадии инкультурации заключается в том, что в этот период формируется ценностное отношения к труду, миру, закладываются основные модели поведения. Ребенок на основе детского опыта обретает базовые общекультурные знания и навыки, что должно помочь ему впоследствии адекватно участвовать в социокультурной жизни. Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры за счет культурной преемственности, когда дети перенимают опыт у своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации относится уже к взрослому периоду жизни человека. Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время, изобретений и открытий, существенно меняющих жизнь человека, или новых идей, заимствованных из других культур.

На вторичной стадии инкультурации у человека развивается способность к самостоятельному освоению культурных норм, принятых в данном обществе. Теперь он уже может сам применять полученные знания и навыки для решения собственных проблем или проблем, важных для других людей. Для этой стадии характерна сознательная оценка своих и чужих поступков, ценностей и норм культуры.

В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке, знания и навыки для которой приобретаются в основном в средних и высших специальных учебных заведениях.

Затем, взрослея, люди продолжают развивать свои профессиональные навыки на рабочем месте. Здесь процесс инкультурации связан с социокультурными контактами, что предполагает контакты внутри семьи, среди друзей, в группе по интересам и т.д. Человек оказывается вовлеченным в общественную жизнь, выполняя гражданские обязанности и пользуясь определенными правами. Далее, когда он выходит на пенсию и у него появляется много свободного времени, очень важно не потерять смысл жизни, поэтому в современном мире инкультурация пожилых людей является очень актуальной проблемой.

Таким образом, важнейшее свойство культуры - это те функционирование в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального "Я", различения "своих" и "чужих" по признакам культуры и т.п. Культура характеризуется как присущий всякому устойчивому сообществу людей системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, механизмов социализации личности.

 

Язык как явление культуры.

Самым очевидным свойством, отличающим человека от животного, ученые считали язык и речь. Именно возможность языка обозначать предметы, чтобы можно было говорить о них без их присутствия, без наличия перед глазами, выводит его за пределы биологического мира, делает его элементом культуры. Может ли язык отражать действительность. Ведь знаки языка — слова не имеют никакого сходства с тем, что они называют, обозначают. Однако мы безошибочно узнаем, о чем идет речь, читаем ли мы слова, или они произносятся вслух, в нашем сознании возникает образ того предмета или действия, которые связаны с данными ловами.

Проблема отражения восходит к временам происхождения языка (как системы знаков, служащих средством для выражения значения) и речи, то есть языка в действии, языка как способа коммуникации, способа передачи сообщения. Ясно лишь одно: совместная жизнь в обществе значительно облегчалась, если члены группы имели такое мощнейшее средство общения, как язык. Но нет возможности выяснить, когда древний человек заговорил и как вообще мог появиться язык, который должен быть связан с окружающим миром (указывать на предметы, называть объекты), если сам по себе звуковой комплекс ничего не отражает. Возникла так называемая «звукоподражательная» теория происхождения языка, согласно которой первые слова возникали как миметическое воспроизведение шумов и звуков природы. Какое-либо явление или объект природы, сопровождавшиеся определенным набором звуков, пытались обозначить, повторяя эти звуки. Поток природных шумов благодаря голосу превращался в расчлененные, артикулированные звуковые комплексы, ассоциирующиеся с объектами внешнего мира. Так, предполагается, что в основе первоначальных слов языка лежит какой-то акустический образ. Затем из этих древних корневых слогов, имитирующих звучание шумов природы, произошли все остальные слова. Последователи звукоподражательной теории убеждены, что даже в эволюционировавшем современном языке сохранились напоминания о первоначальной миметической основе.

С теорией звукоподражания сходна «междометная» версия происхождения языка, по которой в основе слова также лежит акустический образ, только на этот раз связанный с экспрессивным возгласом, вскриком, обозначающим состояние человека. То есть, первоначально слова — это, скорее, междометия, стихийно выражавшие эмоции в возникшей ситуативной обстановке: крик ужаса или предупреждение об опасности; возглас радости или выражение удовольствия.

Виднейший культуролог и лингвист Анна Вежбицкая полагает, что язык антропоцентричен, то есть, в первую очередь, он направлен на человека, а не на то, что есть в объективной, внешней, реальности.

Многие ученые рассматривают человека прежде всего как существо деятельное, а саму деятельность считают основой всех культурных феноменов. Любое явление в таком случае предопределено практикой. Соответственно возникли еще две версии происхождения языка. По одной из них первыми словами языка были имена существительные, а все дальнейшие грамматические формы и все словарное многообразие произошло от этих первых значений. По второй — в основе всего языкового богатства находятся глагольные формы, служившие первыми знаками, самыми ранними единицами речи. Если основой языка были существительные, это значит, что в познавательной деятельности человек сначала отмечал сами объекты, их качества. Если же допустить происхождение всех слов от глагольных форм, то это значило бы, что в первую очередь человеку важно было обозначить действие, что познание обусловлено осмыслением деятельности.

Можно увидеть, что изложенные теории о происхождении языка связаны с тем, какие функции ставятся во главу угла. Так, утверждая, что все слова возникли на основе междометий, исследователи вместе с тем первичной считали экспрессивную функцию языка. То есть, в первую очередь язык служил средством для выражения эмоций.

В теории звукоподражания главенствующей выступает функция обозначения: слова — это имена объектов, они являются своего рода фишкой — заместителем предметов, когда нужно вызвать в памяти образ предмета, не имея его перед глазами. Надо отметить, что иногда функции языка довольно трудно разграничить. Допустим, К. Леви- Строс считал, что первоначально знаки языка (наряду со знаками-жестами) служили для призыва к совместному действию, что было, несомненно, важно в среде первобытных охотников. Это не были еще слова, скорее, экспрессивные возгласы, обозначающие какие-то конкретные проявления конкретного поведения в определенной ситуации. Кстати в социальных условиях и в коллективных действиях проявляется роль языка как средства для передачи сообщения. Сообщение можно передать в разной форме: в виде сухого изложения фактов, или в поэтических, эмоционально насыщенных образах. В связи с этим исследователи говорят еще об одной функции — эстетической, подразумевая художественные возможности, проявляющиеся в литературных произведениях.

Имеет ли корневая основа слов связь с глагольными формами или именами существительными — в любом случае язык служит средством коммуникации, то есть общения и понимания. Сегодня, наверное, эта функция является важнейшей. К. Клакхон писал по этому поводу: «Мы живем в среде, которая в значительной мере вер- бальна в том отношении, что большая часть времени нашего бодрствования уходит на говорение слов или на ответ, активный или пассивный, на чужие высказывания». Похоже, не имея подобного механизма, люди не могли бы сообщать друг другу о событиях, чувствах, планах на будущее.

Таким образом, поскольку человеческое сообщество без общения невозможно, то в культуре должно было появиться средство для его осуществления — язык. Правда, тут есть камень преткновения: я понимаю то, что говорится на родном языке, но чужой язык только затрудняет понимание. Это значит, что национальные языки выступают средством общения в рамках определенной культуры, то есть, они способствуют пониманию именно в конкретной культурной среде. Однако в межкультурных отношениях язык может стать поводом разобщения. Наглядным примером сказанному может служить миф о строительстве Вавилонской башни. Бог нашел простейшее решение, чтобы дезинтегрировать людей: заставил их говорить на разных языках, так что они перестали понимать друг друга.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!