Нормы и ценности как элементы культуры.



Тема 1. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации.

Понятие и специфические черты культуры.

Темпы научно-технического прогресса последнего века чрезвычайно велики. Усложнилась взаимосвязь процессов развития науки, техники, экономики, политики, нагрузка на природные процессы превзошла все допустимые пределы.

В настоя­щее время, полагают исследователи, определений культуры от 500 до 1000.

Слово «cultura» со вре­мен Цицерона означает «возделывание», «обработка», «уход», «улучшение». Оно противопоставлено другому понятию — «natura», т. е. природа. Следовательно, под куль­турой понимается прежде всего «созданное», «внеприродное». Мир культуры, любой предмет или явление, входящее в этот мир, воспринимаются не как результат действия при­родных сил, а как результат усилий самих людей, направ­ленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано природой.

Черты культуры, которые признаются большинством современных исследователей:

· культура есть явление социальное. С одной стороны, она не существует «вне человека», а, следовательно, не может существовать «вне общества». С другой стороны, нет ни общества, ни социальной группы «вне культуры».

· культура — это уровень самосознания обще­ства в конкретный период человеческой истории. С этой точ­ки зрения культура есть исторический процесс, т. е. совокуп­ность постоянно изменяющихся явлений. Развитие культуры определяется и внешними факторами, и внутренними специфическими законами, присущими той или иной сфере куль­туры.

· культура есть процесс творческий. Вся история человеческой культуры есть цепь последовательных открытий человека. В философском понимании культура рассматривается как определенный тип человеческой дея­тельности, как «способ деятельности человека по овладению, миром.

· культура определенного общества в конк­ретный исторический период — это многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — «живая» человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие и передающая это наследие новым поколениям.

· культура диалогична по своей сути. Она предполагает понимание и освоение феноменов культуры, и на этой основе включенность в культурный процесс потребителей культуры – народных масс, личностей, различных социальных групп. Культура не просто творит человека, созидающего, она творит человека свободного. Мало того, она в состоянии помочь человеку освободиться от самой страшной зависимости, от духовного рабства. Общество свободно настолько, насколько свободна культура, а культура свободна в той степени, в какой свободен человек.

В соответствии с указанными чертами культура делится на материальную и духовную. В первой выделяется культура труда и материального производства, культура быта и топоса (места жительства), физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную (интеллектуаль­ную), нравственную, художественную, правовую, педагоги­ческую и религиозную культуру.

Каждый народ является творцом национальной культу­ры, имеющей определенные характерные черты.

Понятие «культура» в историко-философском процессе.

Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые была рассмотрена лишь во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения. До этого времени и вплоть до конца XVIII века в европейских языках термин «культура» употреблялся с приставкой agri (в этом смысле мы говорим сейчас о злаковых культурах, культуре хлопка и проч.) или другим зависимым словом (например, культура поведения, культура речи и т.п.).

Ж.-Ж. Руссо. Культура обличалась как отдаляющая человека от природы, разрушающая «естественные» человеческие связи. «Культурные народы» воспринимались как «испорченные» и «морально-развращенные», им противопоставлялась «чистота и простота нравов» так называемых «варварских» первобытных народов.

И.Г. Гердер. Культура как историческая ступень совершенствования человечества, связанная со степенью развития наук и просвещения.

Вильгельм фон Гумбольдт. Культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла.

Иммануил Кант. Культура - совершенство разума, понимал прогресс как развитие культуры.

Иоганн Готлиб Фихте. Культура предстает как независимость и свобода духа.

Г.В.Ф. Гегель. Культура выступает как реализация разума, но эта реализация мирового разума – мирового духа. Последний развертывает свою сущность, реализуя себя в судьбе целых народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного устройства и государственной жизни.

К. Маркс. В понимании культуры исходил из идеи ее прогрессивной динамики. Обоснованное им материалистическое понимание истории выдвигало в качестве глубинного основания культуры материальное производство. Ре­зультатом такого производства является материальная культура, которая признается "первичной" по отношению к культуре духовной, обеспечивая накопление и трансляцию прогрессивных цен­ностей и традиций.

Эдуард Бер­нард Тайлор. Считается, что Э.Б. Тайлором было дано первое научное определение культуры, в котором культура отождествляется с цивилизацией и опреде­ляется не как целостная система, а через простое перечисление разнопорядковых, неодинаковых по значению элементов.

Герберт Спенсер. Понимая общество и культуру как организм в прямом смысле этого слова, выделял в нем три системы: "питательную" "распределительную" и "регулятивную", которым, по его мнению, соответствуют производство, торговля и государственный аппарат.

Освальд Шпенглер. Культура есть внешнее проявление внутреннего строя души того или иного народа. Понимая культуру как организм в полном смысле этого слова, он считал, что каждый такой организм проходит путь от рождения до смерти. Культура характеризуется внутренним жестким единством и одновременно обособлением от других «организмов».

Фридрих Ницше. Человек изначально антикультурен, он – природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека.

Зигмунд Фрейд. «Всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений». Культура выступает в качестве системы норм и запретов, которой присущ психоло­гический конфликт между устремлениями к индивидуальной сво­боде и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами.

Бронислав Малиновский. Культура есть единая, гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную для всей системы функцию. При этом функция понималась Б. Малиновским как удовлетворение потребности деятельности, в процессе которой люди объединяются. Различия между культурами, таким образом, обнаруживаются лишь в различных способах удовлетворения человеческих нужд.

М. Херсковиц. Смысл концепции можно охарактеризовать следующим образом: каждый народ творит свою собственную культуру, обеспечивающую целос­тность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита.

Лесли Уайт. Культура есть способ овла­дения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Л. Уайт выделил четыре подсистемы культуры: социальную (включающую в себя отношения между людьми, политическую, экономическую системы, системы родства и т.п.); технологическую (включающую в себя средства существования, орудия производства, средства для защиты и напа­дения, материалы для постройки жилищ и т.п.); идеологическую (включающую в себя верования, идеи, знания); поведенческую (охватывающую типы коллективного и индивидуального пове­дения). Культура рассматривается в качестве специфического механизма аккумуляции, передачи, хранения и преобразования энергии общества.

Хосе Ортега-и-Гассет. Культура как раз то направление, которое человек придает развитию своих природных жизненных задатков. В его концепции культура предс­тает не как застывшая форма или сумма форм, а как жизненная активность, подчиняющаяся двум императивам — требованию жить и требованию быть нравственным.

Эрнст Кассирер.  Культура это символическая вселенная, в которой человек и осуществляет свою жизнедеятельность. Культура — это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою спо­собность создавать собственный идеальный мир.

Клод Леви-Строс. Использование метода структурной лингвистики при воссоздании системы символов, содержательно отражающих структуру культуры во всем многообразии ее элементов. Культура понимается как результат стремления и способности человека особым образом обозначить среду своего обитания.

Таким образом, исследователи определяют целостность культуры как явление, развивающееся вместе с человеком и благодаря его творческим усилиям. Люди ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаются решить одни и те же задачи на протяжении всего времени своего сущестования. Раскрытие тайн природы, поиски смысла жизни творческие порывы, стремление к гармонии человеческих взаимо­отношений, общие для всех времен и народов, — вот далеко не полный перечень тех оснований, на которых базируется целостность культуры и единство мирового социокультурного процесса.

Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности, характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (пер­вобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возро­ждения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Культурные модели создаются исследователями как некие идеальные типы в целях более глубокого изучения культуры на основе обобщения исторического материала, выяв­ления форм жизнедеятельности культуры и ее элементов.

 

Нормы и ценности как элементы культуры.

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

Именно в соответствии с ними происходит выбор информации в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, складываются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.

Виды ценностей

Все множество ценностей можно условно классифицировать, акцентируя те сферы жизни, в которых они реализуются:

– витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

– экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;

– социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

– политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;

– моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;

– религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;

– эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.

Из всей системы ценностей человека и общества выделяются культурные ценности, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы:

1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества.

Кроме того, эта группа включает уникальные архитектурные сооружения, значительные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.

2) доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: обычаи, нравы, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые объединяют общество, способствуют росту взаимопонимания между людьми.

Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения.

Культурные нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность.

Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.).

Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

А. Я. Флиер делит нормы на:

– институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой государства (государственные законы, декреты, уголовный кодекс);

– этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает либерального отношения к нарушителю (национальные традиции);

– конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона.

Эти нормы тяготеют то к институциональным, то к этнографическим, но исполнение этих норм в целом отдано на усмотрение самого человека (дружеские, соседские взаимоотношения).

Нормы конвенциональные предписывают и разрешают, но оставляют при этом определенную степень свободы для индивида в следовании им.

– эталонные – специально созданные в качестве образца для подражания, и в этом смысле искусство оказывает наиболее сильное влияние на человека.

Не менее интересна типология у Юрия Никифоровича Солонина и Моисея Самойловича Кагана, нормы подразделяются на 3 основных уровня:

– общекультурные нормы – нормы, которые распространяются на всех членов общества.

К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом. Употребляя понятие «общекультурные», авторы имеют в виду нормы, общие для одной культуры. Нормы специфичные для одной культуры могут показаться неприемлемыми представителям других. Однако существуют нормы одинаковые почти для всех культур: уважение к родителям, забота о детях, любовь к родине и т. д.

– групповые нормы – регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, являющейся лишь частью культуры.

Такие нормы могут вступать в противоречие с общекультурными нормами.

– ролевые нормы – предписывают как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (роль отца, руководителя, мужа, покупателя).

Социальная роль – совокупность функций, которые подлежат исполнению, согласно неписанным традициям, обычаям. Человек за свою жизнь исполняет множество ролей. Если изменяются нормы поведения, характерные для одной роли, то это вызывает изменение и в других ролях. При этом требования к одним и тем же нормам, распространенным в разных социальных группах, в разные исторические периоды расходятся между собой. Иногда допускается вариативность норм: человек может выбирать из набора стандартных образцов, существующих традиций. Возможны ситуации, когда предусмотрена полная свобода действий, например, в домашней обстановке.

Культурные нормы и ценности являются культурными универсалиями.

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Самая известная классификация культурных норм по Уильяму Грему Самнеру (1840-1910):

– табу;

– законы;

– нравы;

– традиции;

– обычаи;

– привычки.

Привычка – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Традиция – все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат.

Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого.

Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.

Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.

Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.

Мода - быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо.

Таким образом, ценности подчиняют себе обычаи, нормы и значения, которые являются немаловажными для всего общества. Ценности постоянно пересматривают системы знаний, через которые человек познает мир, а также преобразуют механизмы различных норм. Во всех устойчивых культурах формируются различные механизмы внедрения ориентации на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь человека и общества. Благодаря своему различию и уникальности все люди по-разному относятся к жизненным ценностям, труду, бытию, радостям и к жизни в целом. Ценностные ориентации нередко противостоят друг другу. Каждый человек после выбора ценностей выстраивает их в иерархической системе.

 

Культурная картина мира.

Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, это система согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм, правил. Данная система формируется в результате совместного длительного проживания людей на определенной территории, их хозяйственной деятельности, обороны от внешних врагов. Все это формирует у людей общее миропонимание, единый образ жизни, манеру общения, специфику одежды, особенности кулинарии и т.д.

Ядро каждой этнической культуры составляет «набор правил», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения.

Культурная картина мира – совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов, система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Особенности культуры того или иного народа могут проявляться в различных аспектах человеческой жизни: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.

Культурная картина формируется в зависимости от значения мира для человека, живущего в нем. И даже самые примитивные жизненные потребности и побуждения человек удовлетворяет строго определенным образом.

Все жизненные проявления человека как субъекта определенной культуры фиксируются теми или иными обрядами, ритуалами, нормами, правилами, являющимися значимыми компонентами культуры, регулирующими временные и пространственные процессы человеческой жизнедеятельности.

В узком смысле в культурную картину мира обычно включают первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания.

Культурная картина мира специфична и отличается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п. Кроме того, каждая историческая эпоха имеет свою картину мира, причем все они не похожи одна на другую.

В то же время можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна.

Следует также иметь в виду, что картина мира зависит от языка, на котором говорят его носители, и, наоборот, основные моменты картины мира всегда закрепляются в языке. Конечно, культурная картина мира полнее, глубже и богаче языковой картины мира. К тому же, культурная картина мира первична по отношению к языковой, но, именно в языке вербализуется, реализуется культурная картина мира, хранится и передается из поколения в поколение. Язык способен описать все, что есть в культурной картине мира: особенности географии, климата, истории, условий жизни и т.д.

Наличие теснейшей связи и взаимозависимости между языком и его носителями не вызывает сомнений. Язык неразрывно связан с жизнью и развитием того речевого коллектива, который им пользуется как средством общения.

Общественная природа языка проявляется как во внешних условиях его функционирования в данном обществе, так и в самой структуре языка, в его синтаксисе, грамматике. Между языком и реальным миром стоит человек. Именно человек воспринимает и постигает мир с помощью органов чувств и на этой основе создает систему представлений о мире. Пропустив их через свое сознание, осмыслив результаты этого восприятия, он передает их другим членам своего речевого коллектива с помощью языка.

Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к реальной картине мира, а вернее, просто к реальному миру, окружающему человека.

Но язык – это не единственная составляющая культурной картины мира, она формируется также из тематически понятных, осознанных и несомненных содержаний артефактов и бессознательных смыслов и личностных значений, а также опытов, переживаний, оценок. Вследствие этого с содержательно-тематической точки зрения обычно выделяются научная, эстетическая, религиозная, этическая, правовая и другие аналогичные картины мира, с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Появлению этих картин предшествует появление другой картины мира – картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.

Таким образом, развитие связей между культурами приводит к исчезновению уникальных особенностей каждых из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, что «выкристаллизовано» под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.

 

 

Культура и поведение.

Человеческое поведение — это продукт миллионов лет эволюции, оно заложено как генетически, так и обусловлено нашей принадлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жизненным опытом, уровнем образования и многими другими факторами. Несмотря на эти различия люди во всех культурах вступают между собой в самые разные отношения, в контексте которых они встречаются, обмениваются мнениями, совершают какие-то поступки и т.д.

Правила культуры, к которой мы принадлежим, так же относительны и не имеют универсальной значимости. Чтобы понять поведение представителя другой культуры, нужно выяснить, какое поведение традиционно для этой культуры. В случае несовместимости правил поведения другого человека и твоих собственных, надо начать выработку общих правил поведения.

Поведение людей в процессе коммуникации определяется целым рядом факторов разной степени значимости и влияния.

Во-первых, это связано с особенностью механизма инкультурации, в соответствии с которым освоение человеком своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном, так и бессознательном уровне. В первом случае это происходит посредством социализации через образование и воспитание, а во втором — процесс освоения человеком своей культуры происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств. Причем, эта часть культуры человека, как показывают специальные исследования, является не менее значимой и важной в его жизни и поведении, чем сознательная часть.

Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Холл определил как «культурные очки». Она состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру всех вещей. Нормальный человек обычно не осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.

В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации определяется также окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Наши действия не одинаковы в разной обстановке. Место нахождения человека навязывает определенную линию поведения. Сознательно или бессознательно мы придерживаемся соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре.

В-четвертых, коммуникативное поведение определяется количеством времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то более важное и необходимое.

Практически межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне представляет собой столкновение различных взглядов на мир, при котором партнеры не осознают различия во взглядах, считают свое видение мира «нормальным», видят мир со своей точки зрения. Поведение коммуникантов при этом характеризуется ситуацией, когда нечто само собой разумеющееся одной стороны встречает нечто само собой разумеющееся другой.

Эмпатия основана на умении поставить себя на место другого, взглянуть на все его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Она предполагает большую чувствительность, сенситивность к состоянию партнера.

Симпатия получила распространение в самых разных видах коммуникации, и она подразумевает, что человек мысленно ставит себя на место другого. Но при симпатии используются свои собственные способы интерпретации поведения других людей. Согласно теории Беннета, если мы следуем «золотому правилу нравственности» («поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой») при общении с носителями других культур, то тем самым мы проявляем симпатию, потому что рассматриваем приемлемость их поведения со своей точки зрения.

Нет необходимости доказывать, что использование симпатии во взаимодействии с представителями других культур неизбежно ведет к непониманию. И, наоборот, использование эмпатии с ее стремлением понять проблему культурных различий изнутри и найти необходимые пути и способы для взаимопонимания резко увеличивает вероятность того, что между партнерами возникнет понимание. Для этого необходимо только помнить и придерживаться основных характеристик эмпатии:

• внимательно слушать, что тебе говорят;

• стремиться понять, как чувствуют себя другие люди;

• иметь искреннюю заинтересованность в том, что должны сказать другие;

• проявлять сочувствие к нуждам других людей;

• обладать способностью понимать точку зрения другого.

Таким образом, можно сделать вывод о специфике межкультурной коммуникации, которая заключается в том, что в ней определяющим становится эмпатический подход, т.е. мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!