Типографические приемы деления текста по смыслу



Рис. 23

Рис. 24

 

 

Рис. 25

 

 

Задание 1:

На листе формата А4 разместить представленные выше (рис. 23 - 25) примеры членения текста. Можно использовать другие шрифты и выбрать другую букву, а также дополнить таблицу своими примерами членения.

Задание 2:

Рационально и эстетически привлекательно расположить на листе формата А2 (учебный плакат) классификацию шрифтов, приведённую ниже.

Оценивается ясность и стройность системы размещения, внятность сути представляемого материала и эстетическая привлекательность листа в целом.

 

 

Классификация шрифтов

Текстовые шрифты

1. АНТИКВА

•ДИНАМИЧЕСКАЯ АНТИКВА(антиква старого стиля)

- Ренессансная антиква

1) Венецианская антиква (конец 15 в.). Jenson , Centaur.

2) Итало-французская антиква (16 в.). Garamond , Bembo.

- Барочная антиква (17-18 в.в.)

1) Голландская антиква - на основе шрифтов Кристофера ван Дейка, Иоганна Флейшмана и др.

2) Английская антиква. Cas l on.

- Современные динамические антиквы, не подходящие полностью под исторические определения.

• ПЕРЕХОДНАЯ АНТИКВА

- Антиква 18 в. Baskerville.

- Современные версии переходной антиквы

• СТАТИЧЕСКАЯ АНТИКВА (антиква нового стиля)

- Классицистическая антиква (кон. 18 в.) Bodoni , Didot, Walbaum.

- Менее контрастные шрифты, приближающиеся к брусковым шрифтам типа Clarendon (кон. 19 в.) Академическая, Школьная или Журнальная гарнитуры и подобные.

- Современные версии статической антиквы.

2. БРУСКОВЫЕ ШРИФТЫ и шрифты с односторонними засечками.

• Брусковые шрифты, более близкие по форме к антикве (пер. пол. 19 в.) Clarendon, Египетские.

• Брусковые шрифты, более близкие по конструкции к гротеску

(вторая половина 20 в.) Названия этих шрифтов как правило оканчиваются на serif или slab-serif.

- Статические брусковые шрифты, в том числе промежуточные между статическими и геометрическими.

- Динамические (в том числе гуманистические) брусковые шрифты.

- Геометрические брусковые шрифты, напоминающие по конструкции геометрические гротески с добавленными засечками.

- Разнообразные переходные и современные формы брусковых с засечками.

• Шрифт с односторонними засечками (втор.пол. 20 в.)

- Шрифты с односторонними засечками, более близкие по форме

к антикве.

- Шрифты с односторонними засечками, более близкие по форме к гротеску.

 

3. ГРОТЕСКИ

• «Старые гротески» (пер. Пол. 20 в.) Названия могут заканчиваться словом Grotesque , Grotesk илиGothic. Например, AkzidenzGrotesk , FranklinGothic.

• Статические (новые гротески) (сер. 20 в.) Helvetica , Univers

• Динамические (в том числе гуманистические) гротески (со втор.пол. 20 в.)

• Геометрические (пер. Пол. 20 в.) Futura

• Разнообразные переходные формы гротесков

 

Акцидентные шрифты

I. ВАРИАЦИОННЫЕ - акцидентные, сохраняющие привычный рисунок

1. «Сверх» (для очень крупных кеглей) крайние варианты шрифтов привычного рисунка ITC FatFace, Infinity, Compact:

- сверхжирные и сверхсветлые,

- сверхузкие и сверхширокие,

- сверхконтрастные.

2. Декорированные. Sahir , Cloister Initials:

- контурные, оконтуренные, оттененные;

- с орнаментом внутри знаков;

- с орнаментом снаружи знаков.

3. «Спецэффекты». Drunk, Pollok, Monocondensed Zoom, Crew.

II. ИМИТАЦИОННЫЕ, основанные на реальном способе построения

или воспроизведения знаков

• Рукописные - основанные на письме, а не рисовании букв

- Имитирующие неформальный почерк. Betina Script , Nina , Pushkin , Cezanne

- Имитирующие письмо монолинейным инструментом (маркер) – ITC Studio Script , Propisi

- Имитирующие формальную каллиграфию.  Bickham Script , Linotyre Zapfino

    1) ширококонечным пером или плоской кистью,

2) гибким остроконечным пером.

- Имитирующие письмо каким-либо необычным для бытового письма и формальной каллиграфии инструментом. Hot Sauce , Ospa .

- Имеющие графему рукописных букв, но явно нарисованные. Corrida , Mommie .

• Старинные почерки- шрифты, имитирующие почерки определенной стилистики

- Шрифты, имитирующие исторические почерки, более или менее трудные для восприятия современного читателя:

1) имитирующие Западноевропейскую каллиграфию античности и Раннего Средневековья

2) имитирующие готические (рукописные и печатные)

3) имитирующие старославянские почерки

- Шрифты «стилизации», применяющие к графической основе нехарактерное для нее пластическое решение

1) имитирующие «экзотические» для европейского читателя письменности (китайскую, арабскую, индийскую и т.д.),

2) имитирующие несуществующие феномены письменности (эльфийские руны).

• Стилистические- имитирующие наборные или рисованные шрифты определенной эпохи, но вписывающиеся в рамки привычной классификации.

- «Итальянские» шрифты и др. акцидентные шрифты нач. и сер. 19 в., не вписывающиеся в рамки привычной классификации,

- латинские шрифты,

- шрифты стиля модерн. ITC Korinna, ITC Benguiat Gothic),

- шрифты конструктивистов ( Rodchenko, Lissitzky),

- шрифты стиля ар деко,

- шрифты психоделического стиля,

- шрифты стиля оп-арт,

- деструктивистские и постмодернистические шрифты.

•Технические - имитирующие какой-либо способ нанесения или воспроизведения знаков на поверхность:

- «отпечатанные» с выпуклых литер или на пишущей машинке (Trixie),

- трафаретные,

- «фотографические» Blur , Exposure,

- пиксельные Matrix , VKP.

III. ПРОЧИЕ, неприсоединимые к какой-либо традиции:

- геометрические - графемы, собранные из простых геометрических форм. Сверхквадратный, New Zelek, Rastr,

- предметные - из разных объектов. MasD’Azil , Kamysh,

- комбинированные - из частей разных шрифтов, разных стилей -

- логические (сконструированные) и «случайные».

 

 

12. Форма для чтения и форма для привлечения внимания

Термин «удобочитаемость» не тождественен «быстрочитаемости». Некоторые смыслы удобно прочитываются медленно, созерцательно, а некоторые необходимо воспринять крайне быстро, не отвлекаясь, не задерживая внимание ни на чем, кроме сути смысла. Различные по характеру смыслы требуют различной скорости их прочтения и эту скорость можно регулировать в типографической форме, повышая или понижая степень ее акцидентности, обращая больше или меньше внимания на исключительность ее внешнего вида.

В приведенных ниже примерах в первом случае «КНИГА» читается легко и просто, само собой, т.к. его написание не отвлекает нас

от естественного прочтения. В остальных примерах скорость чтения значительно снижена за счет усиления роли экстравагантности типографической формы (рис. 26).

 

Рис. 26

Задание 1:

Рационально и эстетически привлекательно разместить в листе А4 примеры написания слова, аналогичные приведенным выше, сопроводив каждый пример текстом пояснения.

 

Задание 2:

Расположить в формате А4 пословицу из 3-7 словдвумя способами:

• для максимально удобного прочтения

• наиболее экстравагантно (читаемость может быть затруднена, но сохранена обязательно)

На рисунке 27 приведён пример выполнения первого задания. Стоит отметить оригинальность размещения информации в листе, где для размещения непосредственно информации, а также различных примеров по теме «форма для чтения и форма для привлечения внимания», создана целая композиция, в которой есть главное и второстепенное, игра с размерами и расположением в листе.

Рис. 27

Визуализация свойства

Любой текст в первую очередь воспринимается оптически, а только затем уже читается. Это обстоятельство рождает стремление максимально сократить разрыв между смыслом слова и его типографическим воплощением, стремление к осуществлению тождества смысла слова и его оптической интерпретации.

Все графические сообщения соответственно характеру передаваемой ими информации и их функции можно разделить на три группы:

• сообщения, передающий рациональный, логический смысл

• сообщения, передающие характер эмоционального волнения автора

• сообщения-узоры, декоративно организующие, заполняющие собой пространство, ограниченное или распространяющееся во все стороны.

Задание 1: На листе формата А4, используя типографические средства, дать наглядное определение значения слова, обозначающего какое-либо свойство. Например: крепость, мягкость, легкость, гибкость и т.п.

Задание 2: На листе формата А4 типографическими средствами передать эмоциональное волнение, сопутствующее значению выбранного в первом задании слова.

Задание 3: Используя написание выбранного в первом задании слова предложить принцип, структуру, алгоритм узорного, декоративного заполнения пространства, потенциально распространяющегося во все стороны. Композиция без центра.

К типографическим средствам относятся: цвет, рисунок и размер шрифта, сочетание разных размеров и рисунков шрифтов, разрядка литер, переворачивание и перестановка букв, отклонение от нормальной линии шрифта, взаимное перекрывание букв (для получения эффектов «диффузии»), намеренно дурная печать с трансформацией, неожиданное расположение на листе бумаги и т.д.Оценивается острота взаимодействия типографической формы и логического или эмоционального значения слова, а также эстетическая привлекательность композициив целом (рис. 28 -30).


Рис. 28


Рис. 29

Рис. 30


Типографическая сетка

Рис. 31

Типографическая сетка – элемент структуризации визуального пространства.

Характер выбираемой сетки заложен в сущности размещаемой информации, в ее внутренней структуре, визуализируемой сеткой, поэтому возможна модификация сетки, совмещение сеток различных видов или частичное нарушение установленной закономерности. Виды типографических сеток изображены на рис. 31.

 

Задание: На основе модульной сетки в 9 прямоугольников составить условный эскиз - макет книги (ее блоковой части, без обложки, форзацев и титула). Изобразительные элементы абстрактны и текст условен. Возможен эскиз - макет серии экспозиционных планшетов.

При выполнении задания необходимо обратить внимание на гармоничность графики изобразительных (иллюстративных) элементов и шрифтовых частей (кегль, насыщенность, интерлиньяж). Изобразительные элементы доминируя визуально, не должны выглядеть скучно, т.е. соблюдая единство визуального пространства быть максимально разнообразными (рис. 32 - 35).

На двух листах А4 разместить 6 разворотов книги или 12 планшетов:

Рис. 32

Рис. 33

 

Рис. 34

Рис. 35

 

Шрифт и изображение

Взаимодействие шрифта и изображения развивается с глубокой древности. В современной коммуникативной среде значение установления гармоничного согласия между печатным словом и изображением неуклонно возрастает.

 

 

Рис. 36

 

 

Задание 1: В А4 формате разместить элементы представленной выше таблицы. Необходимо выявить подобные типы соответствия и противопоставления изображения и шрифта, заменив изображения на свои, найденные самостоятельно (рис. 36).

Задание 2: Сочинить эскизы двух плакатов (рис. 37), построенных на:

• соответствии изобразительной и шрифтовой частей

• контрасте изобразительной и шрифтовой частей

В обоих заданиях шрифтовая и изобразительная части условны.

 

Рис. 37

 

Совмещаемость шрифтов

Шестьправилвыборашрифта и примеры шрифтов (рис. 38):

Рис. 38

Задание: Выбрать из 6 шрифтовых групп по одному шрифту. На вертикальном формате А4 разместить шесть правил выбора шрифта, каждое в виде отдельной автономной надписи, отбитой от остальных чертой. В надписях использовать комбинации выбранных шрифтов.

    Комбинацией шрифтов содействовать наиболее эффективному восприятию информации (рис. 39).

Рис. 39

 

Спонтанность и случайность

Дисциплина, расчет и объективность безусловно являются первоосновами типографики, природа которой в большей степени определяется ее функциональной и технической зависимостью. Однако не следует списывать со счетов случайные и спонтанные решения. Зачастую именно они придают композиции неповторимую оригинальность и свежесть, которой трудно добиться, следуя установленным правилам и законам  (рис. 40).

Рис. 40

 

В А4 формате создать типографическую декоративную композицию, основанную на употреблении эффекта случайности и спонтанности, на свободном обращении с материалом, доходящем до деформации литер.

Необходимо помнить, что при создании типографических композиций можно пользоваться не только возможностями, которые дает нам компьютер, но и другими различными средствами. Часто элементы, выполненные в ручную: красками или тушью, несут в себе неповторимый характер и придают работе оригинальность и особенную красоту.

 


Заключение

В данных методических указаниях автором обозначен комплексный подход к преподаванию курса типографики в рамках дисциплины «Шрифты и типографика», на котором студенты получают все базовые знания и навыки, необходимые в искусстве шрифтового оформления информации.      Важно отметить, что данный курс предполагает анализ студентами современных и ретро тенденций в использовании шрифта, особенности и принципы шрифтового дизайна, что способствует раскрытию творческого потенциала учащихся при освоении ими практических навыков создания шрифтовых форм, а также разностороннему развитию эрудиции обучающихся. Методические указания составлены с учетом установленных требований и ставят перед собой целью оказание методической помощи студентам, обучающимся по специальности «Графический дизайн». В методических указаниях четко и последовательно расписаны все основные темы курса и проанализированы существующие особенности типографики, поэтапно описана работа по выполнению заданий и освоению курса дисциплины. Каждое задание снабжено соответствующими иллюстрациями. Данные методические указания имеют цель оказать практическую помощь студентам в выполнении всех лабораторных, а также самостоятельных творческих заданий и могут быть рекомендованы для использования всеми студентами специальности «Графический дизайн». Примеры выполнения предлагаемых в данных методических указаниях учебных заданий созданы во время занятий по дисциплине «Шрифты и типографика» студентами Института графического дизайна Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Автор книги выражает благодарность преподавателям Института графического дизайна А. С. Савельевой и Ю. В. Киргизову за неоценимый вклад, внесенный ими при создании данной книги, а также студентам, чьи работы использовались в качестве наглядных примеров в данных методических указаниях.

Библиографический список

1. Адамов, Е. Б., Кричевский В. Г. Оформление справочных изданий /Е.Б. Адамов - М: Книга, 1981. - 112 с.

2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. - М.: Архитектура / Р. Арнхейм.- С, 2007. - 392 с.

3. Брингхерст, Р. Основы стиля в типографике. Пер с англ. / Р. Брингхерст.- М.: Изд. Д. Аронов, 2006. - 430 с.

4. Иттен, И. Искусство формы. Пер. с нем. и пред. Л. Монаховой. / И. Иттен. - М.: Изд. Д. Аронов, 2001. - 136с.

5. Кандинский, В. Точка и линия на плоскости. Пер. с нем. / В. Кандинский. - СПб.: Издательский дом «Азбука - Классика», 2008. -240 с.

6. Капр, А. Эстетика искусства шрифта. / А. Капр. - М.: Книга, 1979. -124 с.

7. Кидд, Ч. GO! Самая простая книга по графическому дизайну. / Ч. Кидд. - СПб.: Питер, 2014. -156 с., илл.

8. Клее, П. Педагогические эскизы. Пер. с нем. Н. Дужниковой под ред. Л. Монаховой, пред. Л. Монаховой. / П. Клее. - М.: Изд. Д. Аронов, 2005 - 71 с.

9. Кричевский, В.Г. Типографика в терминах и образах. / В. Г. Кричевский - М.: Слово, 200. - Т.1,2

10. Лаптев, В. В. Типографика: порядок и хаос. / В. В. Лаптев. -М.: Аватар, 2008. -216с., илл.

11. Лаптев, В.В. Макротипографика/Микротипографика. / В. В. Лаптев. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. -164с.

12. Морисон, С. Основные принципы типографического искусства. / С. Морисон. - В сб. «Книгопечатание как искусство: типографы и издатели 18-20 в.в. о секретах своего мастерства». М.: Книга. 1987.

13. Рудер, Э. Типографика. Руководство по оформлению. Пер. с нем. и ком. М. Жукова. / Э. Рудер. - М.: Книга, 1987.

14. Самара, Т. Создавая и ломая сетку. / Т. Самара. - М.: Рип-холдинг, 2005.

15. Серов, С. И. Гармония классической типографики. / С. И. Серов. - М.: Линия График, 2003. - 32 с.

16. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн. Пер. с англ. и ком. С. Пономаренко. / Дж. Феличи. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 496 с.

17. Чихольд, Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера. / Я. Чихольд. - М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2011.

18. Чихольд, Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. Пер. с нем. / Я. Чихольд. - М.: Книга, 1980.

19. Mullep–Brockmann, J. Grid systems in graphic design. / J. Mullep – Brockmann - Zurich: Niggli, 1981. - 176 с.

20. Morison, St. First Principles of Typography. / St. Morison - New York: Macmillan, 1936. - 32 с.

 

ШРИФТЫ И ТИПОГРАФИКА

 

 

Составитель

С. В. Литвин


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

 

 

ШРИФТЫ И ТИПОГРАФИКА

 

 

Методические указания для студентов специальности 072500.62 –Графический дизайн

 

Составитель

С. В. Литвин

 

Санкт-Петербург

2016

Утверждено

на заседании кафедры

19 февраля 2016 г., протокол № 4,

Рецензент М. Р. Кузнецова

 

 

Методические указания адресованы студентам очного отделения Института графического дизайна СПбГУПТД специальности 072500.62 «Графический дизайн».

Содержат основные понятия из разделов курса, лабораторных занятий, домашних заданий, рекомендации по их выполнению, требования по оформлению работы, библиографический список литературы, рекомендуемой для использования при подготовке.

 

 

Оригинал-макет подготовлен составителем  

и издан в авторской редакции

Подписано в печать 20.06.2016 г.

Формат 60x84 1/16.

Заказ № 545/46

Усл. печ. л. 2,2. Тираж 100 экз.                 

 http:publish.sutd.ru                                                   

Отпечатано в типографии ФГБОУВО «СПбГУПТД»

191028, С.- Петербург, ул. Моховая, 26  

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!