О типографике, её возникновении, развитии и задачах



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

 

 

ШРИФТЫ И ТИПОГРАФИКА.

 

Методические указания для студентов специальности 072500.62 –графический дизайн

 

Составитель

С. В. Литвин

 

Санкт-Петербург

2016

 


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………… О типографике, её возникновении, развитии и задачах………………… Основные аспекты типографики…………………………………………. 4 6 10
1. Особенности зрительного восприятия……………………………. 10
2. Пропорции…………………………………………………………... 12
3. Контраст…………………………………………………………….. 15
4. Эффект движения…………………………………………………… 19
5. Ритм………………………………………………………………….. 21
6. Вариации……………………………………………………………. 22
7. Цвет…………………………………………………………………. 24
8. Тональная цветность………………………………………………. 27
9. Контрформа………………………………………………………… 10.  Белое внутри текста………………………………………………. 29 30
11. Структурирование текста…………………………………………. 32
12. Форма для чтения и форма для привлечения внимания………… 38
13. Визуализация свойства……………………………………………. 41
14. Типографическая сетка…………………………………………… 45
15. Шрифт и изображение…………………………………………….. 49
16. Совмещаемость шрифтов…………………………………………. 51
17. Спонтанность и случайность……………………………………… 52
Заключение……………………………………………………………….. 55
Библиографический список……………………………………………… 56
   

 


Введение

Предлагаемые вашему вниманию методические указания составлены для учащихся, начинающих постигать основы типографики. Данное руководство представляет собой своего рода «типографическую пропедевтику», базовый курс, ставящий своей целью ввести учащегося в сущность базовых, фундаментальных понятий типографики, освоить ее функциональное предназначение и охватить: основной спектр решаемых типографикой задач, относящихся как к макро, так и к микроуровням «письмопечатными формами».

Задачей данного курса является также, систематизировав процесс обучения, сделать его максимально простым, интересными эффективным, помочь «войти во вкус» решения типографических задач. Каждый из нас, как нам кажется, готов согласиться со словами одного из виднейших типографов 20 века Эмиля Рудера из его книги «Типографика. Руководство по оформлению», послужившей однимиз основных при разработке данного курса; «Методика преподавания типографики, согласно которой на ранних стадиях обучения происходит знакомство с техническими проблемами, а на позднейших – с художественными, в корне не верна.» Речь идет о безусловном присутствии в каждом из учебных заданий данного курса, помогающих ознакомиться с основными аспектами типографики, получив при этом необходимые профессиональные навыки, творческого личностного начала. Осмысленность каждого действия не только умом, но и сердцем, означает отсутствие бессмысленных, не сопряженных с конечной целью - устроением общения, чисто механических действий, в которых в лучшем случае человек может научиться быть лишь безынициативным вечным студентом. Говоря короче, к решению учебных задач в данном руководстве учащемуся предлагается подойти максимально творчески, по-живому, в каждом шаге своем учитывая, что мы обращаемся к сознанию другого человека, которому может быть интересно или неинтересно, приятно или неприятно общаться с нами.

Важно сказать, что предлагаемое руководство рассматривает типографику в первую очередь как предмет графического дизайна. Здесь детально, на уровне полиграфического производства, практическине рассматриваются вопросы правил верстки и набора. Эти важнейшие для дизайнера навыки, в особенности для того, кто хочет в будущем заниматься версткой печатных изданий, предусмотрены к изучению в другом учебном модуле. При освещении основных аспектов типографики в данном курсе несколько больше внимания уделено вопросам акциденции, смысловой акцентировке, поскольку они наиболее наглядно отображают живую связь содержания «иллюстрируемого» типографикой текста сообщения с целью, которую ставит перед собой художник-типограф.

В целом данные методические указания имеют своей основной целью помочь студенту научиться грамотно и со вкусом пользоваться огромным богатством, которое представляет из себя язык, как естественный, родной, словесный, так и визуальный язык искусства, в нашем случае язык типографики.

Автор методических указаний надеется на то, что предлагаемая система обучения позволит учащемуся в сжатые сроки получить необходимую базу знаний и навыков для последующей профессиональной деятельности или для продолжения более глубокого образованияв выбранной им области.

   

О типографике, её возникновении, развитии и задачах

 

Текст на страницах книг, журналов или web-сайтов, безусловно, несет в себе основную часть сообщаемой читателю информации. Однако для того, чтобы помочь восприятию текста, помочь ориентироваться в нем, обратить внимание на главное и в максимально доступной и увлекательной визуальной форме изложить суть сообщения, можно воспользоваться одним из интереснейших видов графического дизайна - искусством типографики, искусством придания печатной форме вида, наилучшим образом передающего содержание текста. Помимо оформления полиграфических изданий типографика активно используется в проектировании рекламы, вывесок, эксподизайне, разработке элементов фирменного стиля, в дизайнерском оформлении web-страниц.

Работа с книгой или с другим печатным изданием, типограф полностью создает ее архитектуру, определяя алгоритмы дизайн-структуры как на макро, так и на микроуровнях. Начиная с выбора размерови формата самой книги, формата полосы набора, пропорционального соотношения полей и принципа расположения в тексте иллюстраций, переходя затем к выбору рисунка, начертания и кегля шрифта, оптимальной величине межбуквенных и межстрочных интервалов, типограф находит эффективнейший способ распорядиться вниманием зрителя в целом. В создании дизайна сайта от работы типографа может многое зависеть как в привлечении и удержании внимания посетителей сайта, так и в элементарной удобочитаемости текста.

Типографическое оформление текста базируется на трех основных принципах:

1. все действия типографа вытекают из необходимости в эффективном обеспечении визуального восприятия смысла текста (издания), как целостного объекта, иными словами, все действия типографа продиктованы смыслом сообщения;

2. взаимодействие выбранных типографических средств с характером носителей, на которых они будут размещаться. Бумага журнала, кузов городского автобуса или интернет имеют свои особенности восприятия;

3. соответствие выбора выразительных средств назначению текста, их живая согласованность. Подразумевается спокойное чтение или акциденция, книга или вывеска и т.п.

К задачам, решаемым типографом, относятся:

1. Обеспечение удобочитаемости. Это понятие не равно скорочитаемости, т.к. разные смыслы могут иметь свою оптимальную скорость восприятия

2. Обеспечение привлечения внимания к тексту, которое достигается установлением необходимого уровня зрелищной контрастности элементов оформления (активнее всего проявляется в акциденции)

3. Обеспечение различимости текста, например, на большом расстоянии или при условии быстрого восприятия и т.п.

Каждой исторической эпохе были присущи свой характер создаваемых шрифтовых форм и своя типографика. Это связано с тем, что решались конкретные задачи переживаемого времени.

История возникновения и развития типографики, как «письма печатными знаками» ведет отсчет с создания в середине 15 века Иоганом Гутенбергом подвижного шрифта. Корни типографики, или по словам Стенли Морисона «искусства подобающего расположения печатного материала сообразно конкретному назначению и заданной цели» лежат в принципах размещения текста в пространстве, выработанных в эпоху рукописных книг. Инкунабулы, книги напечатанные в 15 веке во всем старались походить на более привычные и более дорогостоящие рукописные книги.

С конца 15 столетия входят в употребление в качестве текстовых так называемые антиквенные шрифты, а с начала 16 в. и курсив.

В этот период книги начинают отличаться все более изощренным и оригинальным шрифтовым оформлением, при этом все более утрачивается сходство шрифтовых литер с рукописными знаками. Европейские печатные издания 16 столетия привлекают внимание изысканным тонально-живописным богатством орнаментальногои иллюстративного оформления.

В 17 веке в целях создания книг для более широкого круга читателей типографика обращается к решению новых задач. Для большего удобства читателей уменьшается формат изданий, для увеличения степени четкости оттиска шрифт приобретает большую контрастность и статичность, все далее отходя от рукописного прототипа.

В 18 веке Дж. Баскервилл отказался от использования книжного орнамента в пользу «чистой» типографики, основанной исключительно на шрифтовом оформлении. Следуя в русле общего обращения искусства того времени к классицистическим идеалам, типографика отдает предпочтение геометрической строгости шрифтового рисунка, разрабатываются еще более контрастные шрифты новой антиквы, возрастает композиционная значимость свободного пространства книжного листа, совершенствуются печатные качества бумаги и типографской краски.

Для нужд бурно развивавшейся рекламы и периодических изданий в 19 веке разрабатываются и все активнее применяются шрифты жирных начертаний, разновидности так называемых «египетских» и гротески, основным же текстовым шрифтом на протяжении всего 19 столетия остается классицистическая новая антиква. В композиционной организации типографического пространства в целом господствует эклектическое мироощущение, возрастает роль полиграфических украшений и иллюстраций.

На рубеже 19-20 веков в типографике, как и в других видах графического дизайна становятся популярными различные модификации стиля модерн, с присущим ему интересом к экспрессии, внутреннему движению природных органических форм, а также целостным, комплексным, ансамблевым подходом в устроении художественной среды. В орнаментальном и иллюстративном оформлении отдается предпочтение декоративно-плоскостным началам, важная роль отводится силуэту, что имело свое отражение в появлении новых шрифтовых форм, большей частью исключительно декоративных.

В 10-х-20-х годах 20 века в рамках футуристического, дадаистского, а затем и конструктивистского миропонимания, типографика приобретает эксцентричный характер, ее целью становится активная визуализация авторского смысла, а сама типографика из обслуживающей прикладной дисциплины превращается в вид тесно связанного, взаимодействующего с текстом самостоятельного художественного творчества. Важнейшие из принципов такого рода подхода к размещению печатного материала были освещены в книге Яна Чихольда «Новая типографика».

С тридцатых годов прошлого века в соответствии с распространившимися во всех видах искусства неоклассическими настроениями, на первый план выходят удобочитаемость как отдельного знака, так и всего текста в целом. Показателем качества типографики все более становится ее собственная незаметность на фоне передаваемого ею смыслового потока содержания текста.

В 40-ые – 60-ые годы важный вклад в развитие искусства размещения печатной информации внесла швейцарская типографическая школа, активно применявшая для упорядочения полиграфической композиции различного рода типографические модульные сетки. Активными пропагандистами интернационального типографического стиля были такие мастера, как Йозеф Мюллер-Брокман, АрминХофман, Эмиль Рудер.

Постмодернистская картина мира нашла свое выражение в работах таких авторов, как ВольфганВейнгарт, ЭйприлГрейман, Вилли Кунци многих других. В типографике1990-х – 2000-х годов постмодернистские тенденции нашли свое яркое воплощение в работах Дэвида Карсона, НевилаБроуди и других современных мастеров, средствами типографики создающих оригинальные художественные образцы, помогающие сделать смысл несомого сообщения наиболее оптимальным, ясным и интересным, сделать текст живым в восприятии современника.

 


Основные аспекты типографики

Особенности зрительного восприятия

Пропорции

Контраст

Эффект движения

Ритм

Вариации

Цвет

Тональная цветность

Контрформа

 Структурирование текст

Форма для чтения и форма для привлечения внимания

Визуализация свойства

Типографическая сетка

Шрифти изображение

Совмещаемость шрифтов

Спонтанностьи случайность

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!