Инструментальная музыка средневековья (церковная, светская и народная).



Орга́нная му́зыка (англ. Organ repertoire, фр. Musique d'orgue, нем. Orgelmusik) — музыка, предназначенная для исполнения на органе соло или в сопровождении каких-либо других музыкальных инструментов.

ранний средневековый орган Х-ХП в.н.э.

К 11 веку органы строила вся Европа. Необычными размерами был известен орган, построенный в 980 году в Уенчестере (Англия).

К 14-началу 15 столетия орган стал частью церковного богослужения (мессы) и преыратился в огромный музыкальный инструмент.ю помежяющийся за алтарем.

 

Ме́сса (лат. Missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов.

Ординарий (Ordinarium missae) - постоянные части имеющие стандартные тексты. Большая месса включает шесть следующих частей:

I. Kyrie - "Господи помилуй"

II. Gloria - "Слава"

III. Credo - "Верую"

IV. Sanctus - "Святой"

V. Benedictus - "Благословенный"

VI. Agnus Dei - "Агнец Божий"

Только танцевальная музыка оставалась чисто инструментальной. Весьма любопытен в этой связи средневековый инструментарий. Наиболее благородными и возвышенными считались медные духовые инструменты - различные трубы и рога. Ведь о них упоминается в Священном писании и их употребляли в евангельские времена иудейские священники. Наиболее же простонародными были струнные инструменты (ребаб, виела, фидель) - предшественники современной скрипки. На них могло себе позволить играть лишь простонародье на сельских праздниках, сопровождая танцы. Дворяне же начали осваивать струнные инструменты, и в первую очередь щипковую лютню, гораздо позднее, уже в эпоху Возрождения. Между этими двумя группами располагались многочисленные флейты и свирели. Интересно, что уже в IX веке во многих монастырях процветала игра на арфе. Но опять, этот струнный инструмент допускался в монастырский быт исключительно потому, что на нем сопровождал пение своих псалмов библейский Давид.

 

Формирование искусства «Ars Nova» в музыке средневековья как переход к культуре Возрождения.

Вступление средневековой музыки в новую эпоху было ознаменовано появлением трактата Филиппа де Витри «Ars Nova» - «Новое искусство».   (ок. 1320) - одиного из самых знаменитых памятников в истории музыки. Он дал название целой эпохе - западноевропейской музыке XIV века. Однако его истинный характер до сих пор остается серьезной научной проблемой. В нем ученый и музыкант пытался обрисовать новый образ музыкально-прекрасного. Название этого трактата дало имя и всей музыкальной культуре XIV века. Отныне музыка должна была отказаться от простых и грубых звучаний и устремиться к мягкости, очарованию звука: вместо пустых, холодных созвучий Ars antiqua предписывалось использовать полные и певучие созвучия.

Не менее ярким явлением культуры «Ars Nova» можно считать Боже́ственную коме́дию» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia). Поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культуры и онтологию мира. Настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний.

Рекомендовалось оставить в прошлом и однообразный ритм (модальный) и пользоваться вновь открытой мензуральной (измерительной) нотацией, когда короткие и длинные звуки относятся друг к другу как 1:3 или 1:2. Таких длительностей много – максима, лонга, бревис, семибревис; каждая из них имеет свое начертание: более длинные звуки не заштриховываются, более краткие изображаются черным цветом.

Ритм стал более гибким, разнообразным, можно использовать синкопы. Менее строгим стало ограничение на использование иных, кроме диатонических церковных ладов: можно употреблять альтерации, повышения, понижения музыкальных тонов.

Выводы. Музыкальное искусство эпохи средневековья сформировала и развило с Европе многообразие видов и стилей – от народной музыки. Искусства трубадуров. труверов и минизингеров до грирогианского хорала. многоголосия органума. композиции и музыкального стиля мессы. Кроме этого заложило и предвосхитило культуры «Ars Nova» - «Новое искусство».в таких светских жанрах как мотет, сформировав пути развития последующей эпохи возрождения.    

 

Литература:

1. Галацкая, В. С. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст] : учеб. пособие для муз.уч-щ. Вып. 1 / В. С. Галацкая ; [под ред. Е. М. Царевой]. – М. : Музыка, 2002. – 347 с.

2. Музыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие для муз. училищ и общ. курсов муз. вузов. Вып. 7 / сост. И. А. Гивенталь и др. – М. : Музыка, 2000. – 446 с.

3. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст] : учеб. пособие для муз. уч-щ. Вып. 2 / [авт.: Г. Жданова, И. Молчанова, И. Охалова, под ред. Е. Царевой]. – М. : Музыка, 2002. – 413 с.

4. Хейзинга Й. Осень Средневековья: / Пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. – М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1013. . – 436 с

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!