Возникновение и развитие многоголосия в музыке средневековья.



ТЕМА 2.Лекция (2 часа)

Музыкальное искусство средневековья

( 2 часа)

ПЛАН

Введение. Новый этап развития медиевистики ХХ века (Концепция Й.Хейзинга «Осень средневнковья»).

1.Основные этапы развития культуры и искусства средневековья. Периодизация.

Роль и значение музыкального искусства в культуре средневековья.

2. Виды, формы и стили в искусстве европейского средневековья.

3.Григорианский хорал и его школы.

4.Возникновение и развитие многоголосия в музыке средневековья.

5.Реформа Гвидо Ареццо в музыкальной нотописи и ее значение в истории музыкального искусства.

5.Народная музыка средневековья.

6.Музыкальное искусство трубадуров, труверов и минизингеров.

7.Инструментальная музыка средневековья (церковная, светская и народная).

8. Формирование искусства «Ars Nova» в музыке средневековья как переход 

к культуре Возрпождения.

 

Основные этапы развития культуры и искусства средневековья. Периодизация.

Музыка эпохи средневековья - период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по начало XV века н.э. . Это было время господства в западной Европе католической церкви, которая с первых шагов являлась покровительницей искусств.

По заказу церкви возводили величественные храмы, украшали их скуль-птурами и красочными витражами; благодаря покровительству церкви архитек-торы и художники, скульпторы и певцы посвящали себя безраздельно любимому искусству, т. е. католическая церковь поддерживала их с материальной стороны. Таким образом, самая значительная часть искусства вообще и музыкального, в частности, находилась под ведением католической религии.

 

2. Виды, формы и стили в искусстве европейского средневековья.

  Романский и Готический стили в архитектуре средневековья.

 

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

В архитектуре -Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

 

 

Романский стиль в музыке – григорианский хорал (см. статья А.Майкопара)

Готический стиль - Го́тика (от греч. γοτθικο) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.

Готика в архитектуре - Готическая архитектура — период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения.

 

 

 

Готика в музыкальном искусстве – школа при Соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин), а далее – органное искусство

 

 ЛИТЕРАТУРА.

Боже́ственная коме́дия» (итал. La Commedia, позже La Divina Com - mdia) - поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и даю

щая наиболееширокий синтез средневековой культуры и онтологию мира. Настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний. Признаётся величайшим памятником итальянской и мировой культуры.

«Комедия» - плод всей второй половины жизни и творчества Данте; это его последнее и самое зрелое произведение. В нём с наибольшей полнотой воплотилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития средневековой литературы.

Грирорианский хорал

Церковное слово (молитва) в разных странах Европы и в различных социальных слоях было неразрывно связано с музыкой: звучали псалмы, гимны, хоралы – сосредоточенные, отрешенные мелодии, далекие от повседневной суеты.

Церковное пение во всех странах Западной Европы звучало на строгом латинском языке и для того, чтобы еще более усилить единство, общность католического мира, папа Григорий I, вступивший на престол в начале IV века, собрал воедино все церковные песнопения и предписал для исполнения каждого из них определенный день церковного календаря. Собранные папой мелодии получили название григорианских хоралов, а певческая традиция, основанная на них, называется григорианское пение. В Западной Европе с VI-VII веков в условиях григорианского пения складывается строго регламентиро-ванная система одноголосной (монодической) церковной музыки на осно ве диа-тонических ладов. крупнейшими представителями которого являются Нот-кер и Туотило), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны).

Композитор Каролингской эпохи Туотило (ок. 850- ок. 915). бенедиктинский монах Санкт-Галленского монастыря История описывает Туотило как универсального человека — поэт, художник, скульптор, музыкант. задолго до того, как это понятие сформировалось в эпоху Возрождения.

Ноткер- композитор, поэт, муз. теоретик, историк, богослов. Образова-ние получил в школе при Санкт-Галленском монастыре, где изучал поэ-зию. Вступил в орден бенедиктинцев, был (ок. 890) библиотекарем монасты-ря. Преподавал в монастырской школе.

Ллеонинии, скульптор, музыкант.,редневековья     ноткер леонин

Как композиторвыработал муз. форму секвенций (с характерным окон-чанием строк на одном и том же звуке либо даже сповторением одной попевки в конце каждой строки), для которых частично взял известные мелодии, частичносочинил сам.

Сочинённые им в 860-880-х гг. 4 десятка секвенций (годовой цикл) объе-динил в "Книгу гимнов" ("Liber hymnorum", ок. 860-887). Ему принадлежат так-же стихотворные "Четыре гимна о святом Стефане" ("Hymni quatuor de San-cto Stephano", ок. 883). Теоретич. труды H. о музыке - трактат "Предварение" ("Prooemium", ок. 881-887), "Послание о музыке" ("Epistola demusi-ca"), a так-же обширный трактат "О музыкальной нотации и о ладах церковного пения" ("De musicis notis etsymphoniarum modis ecclesiasticis", не сохранился).

 

 

В мелодическом смысле григорианский хорал ориентирован на октоих – систему восьми ладов. Именно лад часто оставался единственным указанием на то, как нужно исполнять хорал. Все лады составляли октаву и были модификацией античной трихордной системы. Лады имели только нумерацию, понятия «дорийский», «лидийский» и проч. исключались. Каждый лад представлял соединение двух тетрахордов.

Григорианские хоралы идеально соответствовали своему молитвенному назначению: неторопливые мелодии складывались из незаметно перетекающих друг в друга мотивов, мелодическая линия была ограничена по тесситуре, интервалы между звуками были небольшими, ритмический рисунок был также плавным, строились хоралы на основе диатонического звукоряда. Григорианские хоралы исполнялись одноголосно мужским хором и обучались такому пению преимущественно в устной традиции. Письменные источники григорианики являются образцом невменной нотации (специальные значки, стоявшие над латинским текстом), однако такой тип нотной записи указывал только приблизительную высоту звука, обобщенное направление мелодической линии и совсем не касался ритмической стороны и поэтому считался сложным для прочтения. Певцы, исполнявшие церковные хоралы не всегда были образованы и обучались своему ремеслу в устной форме.

Первое исполнение Туотило " Kyrie, cunctipotens...' в России Парижским григорианским хором

Григорианский хорал стал символом огромной эпохи, которая отразила в нем свое понимание жизни и мира. Смысл и содержание хоралов отражали представление средневекового человека о сущности бытия. В этом смысле Средние века часто называют «юностью европейской культуры», когда, после падения античного Рима в 476 году, племена варваров, галлов и германцев вторглись в Европу и начали строить свою жизнь заново. Их вера в христианских святых отличалась безыскусностью, простотой и мелодии григорианских хоралов базировались на том же принципе естественности. Некоторая монотонность хоралов отражает представление средневекового человека о пространстве, которое ограничивается полем его зрения. Также и представление о времени было связано с идеей повторяемости и неизменности.

Григорианское пение, как господствующий музыкальный стиль, к IX веку окончательно утвердилось на всей территории Европы.

 

Возникновение и развитие многоголосия в музыке средневековья.

На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Форми-руются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, затем месса.

Вершиной раннего многоголосия (полифонии) стала школа Нотр-Дам. Музыканты, принадлежавшие к ней, работали в Париже в соборе Парижской Богоматери в XII-XIII веках.   Во главе школы Нотр-Дам стояли профессиональные композиторы: во второй половине XII века – Леонин, на рубеже XII-XIII веков – его ученик Перотин.

 Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творчес-кая) школа при Соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин). Им удалось создать такие многоголосные структуры, благодаря которым музыкальное искусство стало более самостоятельным, менее зависимым от произнесения латинского текста. Музыка перестала восприниматься как его поддержка и украшение, она теперь предназначалась специально для слушания, хотя органумы мастеров этой школы по-прежнему исполнялись в церкви.

Леонин Перотин

 Протин алиллуйя

 

Перотин. Отрывки

Собор Нотр-Да́м, Нотр-Да́м де Пари́. Архитекторы -Жан де Шель, Пьер де Монтрёй и др. Дата основания    1163

Центральный зал собора

 

 химеры храма

 

С VII по IX век понятия «музыка» и «григорианский хорал» существовали нераздельно. Изучая мелодику хоралов, средневековые музыканты и певчие хотели украсить их, но изменять церковное пение не разрешалось. Выход был найден: над хоральной мелодией на равном удалении от всех ее звуков был надстроен второй голос, который в точности повторял мелодический рисунок хорала. Мелодия казалась утолщенной, удвоенной. Такие первые двухголосные сочинения получили названия органумов, так как нижний голос, в котором звучал хорал, назывался vox principalis (основной голос), а верхний, присочиненный – vox organalis (дополнительный голос). Звучание органумов вызывало ассоциации с акустикой храма: оно было гулким, глубоким. Далее, на протяжении XI-XIII веков, двухголосие выросло до трех- (triptum) и четырехголосия.

Ритмические формы органумов - пример модусной (модальной) ритмики. Их шесть: ямб (l ¡), трохей (хорей) (¡ l), дактиль (¡. l ¡), анапест (l ¡ ¡.), спондей (¡.¡.),тритрахий (l l l).

Уже в органумах Перотина был придуман способ продления музыкальной формы. Так, музыкальная ткань расчленялась на короткие мотивы, построенные по принципу подобия (все они представляют довольно близкие варианты друг друга). Перотин передает эти мотивы из одного голоса в другой, создавая нечто вроде мотивной цепочки. Пользуясь такими сочетаниями и перестановками, Перотин позволил органумам разрастись по масштабам. Звуки григорианского хорала, помещенные в голос cantus firmus, располагаются на большом расстоянии друг от друга – и это также способствует расширению музыкальной формы. Так возник новый жанр – МОТЕТ; как правило, это трехголосное сочинение, получившее распространение в XIII веке. Красота нового жанра заключалась в одновременном сочетании разных мелодических линий, хотя они, по сути, являлись вариантом, дублировкой, отражением основного напева – cantus firmus. Такие мотеты назывались «упорядоченными».

Однако большей популярностью у публики пользовались мотеты, которые, в противоположность мотетам на cantus firmus, утрировали принципы разноголосия: некоторые из них даже сочинялись на разноязыкие тексты.

Средневековые мотеты могли быть как духовного, так и светского содержания: любовного, сатирического и т.п.

Мендельсон.Рождественский мотет. 1862 г.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!