ПРОТОГОРОДСКОЙ ПЕРИОД ИЛИ РАННЯЯ БРОНЗА I (3300-3050 гг.) ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРИОДА



Для всех стран древности и, прежде всего, Передней Азии то, что называется протогородским или протогосударственным периодом, является временем появления целого ряда городов. Здесь же слово

"протогородской" употреблено в том смысле, что это время начала формирования многих городов рядом с тем единственным, который существовал долгое время ранее (Иерихон).

На протяжении последней трети 4-го тыс. параллельно с сельской (в основном) гассульской культурой, расположенной прежде всего по периферии долины Иордана, близ самой долины

в правобережье распространяются городские поселения. В литературе данное явление было названо "протогородским периодом". Используя этот термин для конца 4 тыс, до Р-Х., К. Кенион имела в виду не появление хотя бы одного города вообще, не появление идеи города

(она была с 9 тыс.), а массовое появление городов, произошедшее здесь именно в это время. Именно в конце 4 тыс. и в Святой Земле и в двух центрах тех-ногенных цивилизаций (Двуречье и долина Нила) начинается прото-государственный период, возникновение

городов становится массовым явлением. В техногенных центрах это было впервые, что же касается Святой Земли, то там шло не только очередное возрождение одного города (который на протяжении тысячелетий то появлялся на одном и том же месте, то исчезал), а и

появление многих городов.

Кроме медных изделий, уже достаточно крупных, в конце этого периода появляются изделия из бронзы. Таким образом, бронзовый век наступает, хотя бы в части Святой Земли, не

позднее, а почти одновременно с бронзовым веком Двуречья, и раньше, чем в долине Нила. Это чрезвычайно важно.

 

Проблема  приходов

На ряде поселений были получены данные по нескольким волнам "пришельцев", но скорее всего они пришли, как обычно, не издалека. (Приходилось недавно читать у одного автора, сторонника постоянных миграций, что имело место "вторжение" с севера в некоторый город,

с тяжелыми катастрофическими последствиями. При этом "вторжение" произошло из города, находившегося на расстоянии не более 80 километров, в двух днях пути. Это - война двух

соседних городков, а не "вторжение" извне).

А вот "уходы" в это время были. Археологические данные из нильской долины 4-го тыс. до Р.Х. показывают, что какая-то часть населения (судя по конструкциям домов, некоторым формам керамики, многим предметам утвари) пришла сюда из западно-семитского

Восточного Средиземноморья и "принесла" с собой орошаемое земледелие (как восточные семиты - шумерам). Только в это время и под влиянием, скорее всего. Святой Земли появляются здесь солидные аграрные деревни. (Может быть, это не-семитизированные

хананеи .носители кушитских языков). Этот период, в общем, является продолжением традиций, сложившихся у гассульцев. Но

заметны и новые явления, которые позволяют говорить либо о существенных изменениях в духовной, материальной и социальной жизни, либо о том, что кто-то пришел, но не издалека.

Сюда приходили в основном из степи, иногда с побережья, но ни из долины Нила, ни из Двуречья никто сюда не приходил. (Впоследствии это бывало, но и тогда всерьез здесь никогда никто из народов техногенных цивилизаций больших рек не оседал в сколько-

нибудь значительном количестве. Из других гармонических обществ - приходили, но и те до первых веков от Р.Х. не составляли большинства).

 

Расскажем теперь подробнее о материальной культуре протогородского периода последней трети 4-го тыс.

 

Поселения. И их классификация

Появляется много новых поселений, многим из которых суждено было стать городами, потому это время и называется протогородским периодом. Начинается этот процесс в последней трети 4 тыс., скорее всего как результат роста численности населения, его

плотности, усложнения социальных связей; следствием и стало формирование более сложных институтов типа города. Ниоткуда "вывезти" это невозможно – носители городского начала этой традиции в 4 тыс., в общем-то, такие же по уровню развития: и в

Двуречье, и в северной Сирии, и на побережье, и, в конце тысячелетия, в долине Нила. Заимствовать было не у кого. Протогородскому периоду соответствует так называемый "до-

письменный" период в Двуречье и "додинастический" период в долине Нила (первые номовые государственные образования). Как и в Святой Земле, это общества без письменности (по крайней мере на "вечных" материалах). Сведения об этом периоде - в основном с городских поселений, которых обнаружено достаточно много, но данных относительно мало. В значительной мере потому, что все эти

поселения, в отличие от гассульских, оказались под большими поздними городами, коль скоро эти поселения были их предтечами. И, как следствие, докопаться до них очень трудно.

Толщина позднего слоя нередко составляет десятки метров, добраться до самого низа, не обрушив борта, удается далеко не всегда, и нижние, протогородские, слои всегда изучены мало.

 

Классификация поселений

Расскажем о нескольких конкретных городских и деревенских комплексах того времени.

Частично это уже настоящие города, частично деревенские поселения с тонким культурным слоем.

Есть три типа поселений: 1) протогорода, к этому времени уже существующие (типа древнего Иерихона) и позднее, но уже тогда бывшего городом Мегиддо; 2) поселения, из которых

выросли горо-да:Телль-эль-Фара (позднейшая Тирца),безымянные города у современных пунктов Баб-Эд-Дхра и Джава; 3) поселения, из которых города не выросли (их для этого времени обнаружено мало). В связи с Мегиддо надо напомнить, что долина Ездрелона,

выходящая к морю, - это особая часть Святой Земли, ее северо-запад. Она жила и по законам долины Иордана и по законам Приморья, с одной стороны здесь культурная преемственность

сильна по следующей причине: она далеко от степи (если в более южные и восточные области периодически кто-то приходил и что-то здесь делал, то до долины Ездрелона, где стоит Мегиддо, обычно никто не доходил), здесь накопление собственного культурного потенциала шло в наиболее благоприятных условиях. Но с другой стороны, именно эти благоприятные условия бытия и близость побережья с ранними финикийскими городами создавали "хананейский" тип развития: сытый, цивилизованный, комфортный, с

соответствующими, в общем-то негативными, последствиями для духовной жизни.

 

Тип первый. Иерихон Наиболее интересные в Иерихоне погребения этого времени; он наиболее детально

исследован, больше всего вложено было средств. Обряд в значительной степени остается прежним, и вообще в важных проявлениях духовной жизни нового с приходом государства

было мало. Хотя погребали теперь в склепах, но по-прежнему главное в погребении - черепа, которые аккуратно ставятся вдоль стен. Причем, когда появились массовые погребения в

склепах, и возникла проблема размещения в них новых покойников, то по-прежнему самым главным объектом был череп, "лишние" кости скелета просто уносили куда-то. Важная традиция в сфере отношений с предками продолжает сохраняться и в это время.

МЕГИДДО. Мегиддо в то время уже большой город, возникший несколько ранее. Он представляет собой высоко совершенный, чисто городской укрепленный комплекс улиц, домов, храмов, мастерских - город, который выглядит более городским, чем на тысячелетия более древний соседний Иерихон. Металлических орудий очень мало, основные орудия - кремневые, хотя и высокого качества. Каменный серп стал огромным, лезвие - 32 см. Найден челнок для ткацкого станка, доказательство того, что в то время уже существовал этот один из первых сложных механизмов, который человек изобрел и который с тех пор почти не изменился в крестьянском быту.

Хананеи научились выжимать оливковое масло, были обнаружены специальные давильни, обслуживающие много потребителей. Это очень крупное достижение, решившее массу проблем. Оливковое масло на тысячелетия стало основным пищевым жиром населения этого региона, а позднее - предметом вывоза.

Храм в Мегиддо имел площадь 12 на 4 м - это уже много. Дверь, как и ранее в храме в Ен-Геди - в длинной стороне, схожи и их планировочные схемы.Напротив входа - прямоугольный алтарь, невысокий, (в полметра), из сырца, оштукатуренный, прямоугольный, со ступеньками. Впоследствии этот алтарь был расширен, но, видимо, как это часто бывает в храмовом обиходе, все предметы, которые были необходимы для служения в храме, были унесены, когда он перестал функционировать.

 

Тин второй. Фирца

Кроме Иерихона и Мегиддо, отметим новые города. Развалины одного иа них – Фирцы расположены в долине Иордана. Здесь уже начинается "полуфабричное" производство керамики, когда времени на всякие детали уже нет, уже существует гончарный круг. хотя и медленного вращения. Начинается массовое производство, керамика постепенно перестает, в целом, быть предметом, на который предпочтительно проецируются эстетические взгляды общества. Появляются специализированные предметы из глины, а керамика в основном переходит в разряд "сосудов скудельных". Здесь, на правом притоке Иордана, на полпути между Иерихоном и Мегиддо – прочная оседлость, о чем говорят очень крупные кладбища. Большинство археологов и историков, которые копали в этом районе, жили в таких странах, как Франция, Англия, Испания, Италия, где нет степей, и они себе очень плохо представляли, как себя на самом деле ведут степные жители-кочевники. Поэтому они выдвинули странное предположение, которое совершенно не подкрепляется материалами: якобы .подобные упоминаемому, огромные компактные кладбища с теснящимися могилами, которые теи не менее друг друга не пересекали, оставлены собиравшимися сюда специально кочевыми племенами, которые, как только появится у них покойник, тут же все бросали, покрывали большие расстояния и аккуратно укладывали его в один и тот же склеп, вырубленный в скале медными мотыжками.

Ничего подобного никогда у степняков не было. Степняк обычно находил курган, желательно насыпанный до него, закапывал туда своего покойника, немного подсыпал земли и ехал дальше. Если уж совсем ничего древнего не было, он насыпал маленький курган, а последующие добавляли. А компактные огромные грунтовые (не курганные) некрополи присущи только земледельческому населению.

БАБ-ЭД-ДХРА. В степях на восточном берегу Мертвого моря в местности Баб- эд- Дхра находился большой укрепленный город, тоже оставивший больших размеров кладбище - уже обнаружено 20 000 погребений. Погребения обычные, катакомбные склепы, с несколькими костяками; те же вторичные захоронения, опять аккуратно стоящие черепа, опять нехватка длинных костей, потому что часть унесли и, возможно, сожгли. Забавная находка здесь - пара сандалий, сохранившихся благодаря сухому климату. Форма их совершенно не изменилась с тех пор.

Обряд и основная масса предметов материальной культуры стандартные. Керамика тоже стандартная, но кубочков и мисок, характерных для нагорья, здесь нет; Заиорданье живет несколько иной жизнью. Опять мы видим разные группы населения, в общем-то входящие в один этнический блок, но отличающиеся некоторыми чертами материальной культуры.

Здесь, на восточном берегу, имеется и много ездрелонской керамики; связи достаточно длинные - из западной ландшафтной зоны (через центральную) в восточную в большом количестве поступала достаточно дешевая та. массовая посуда.

ДЖАВА. Второй крупный город, расположенный в Заиорданье - Джава. Рядом с укрепленным городом со значительной площадью (10 га) простая ирригационная система, сухое русло было перегорожено стеной, задерживавшей воду в дождливый период. То, что в это время обнаружены на периферии также крупные городские центры, заставляет думать, что, возможно, городская жизнь временно уходит в северо-западные и восточные районы, чтоименно здесь и совершенствовались городские традиции Иерихона на протяжении нескольких веков, а потом часть из них была привнесена в раннем бронзовом веке II сюда, в собственно Святую Землю. Кроме больших городов, были и достаточно простые деревенские поселения типа известнойвам Бершебы, где жили в землянках и лишь потом перешли в прямоугольные дома. Это снова говорит о множественности путей развития в этих местах.

Тип третий. Характерные поселения ИФТАХЕЛЬ в Южной Галилее, со своеобразными овальными домами, Расм Харбуш на Голландских высотах, поселение Айн энь-Харим

 

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРИОДА

Погребения (общие процессы)

Продолжает практиковаться тот обряд погребения, о котором уже говорилось: погребение в склепах, высеченных в скале. Оссуарии отходят в прошлое.

Что нового принес с собой протогосу дарственный период в погребальный обряд? Обычай захоронения мертвых не под домами, а вне поселения, реализовался в распространении пещерных склепов (естественных, а потом искусственных). Эта новая традиция в духовнойжизни утвердилась на много веков, став специфической для Святой Земли. Вспомним, что первоначально захоранивали предков в доме, потом в искусственном доме-оссуарии (а некоторых - в мегалитических сооружениях- дольменах);а потом - в склепах-пещерах (где порой хоронили людей непрерывно веками - до 400 погребенных).

Что такое дольмены, датированные в Святой Земле примерно 4-м тыс.? Это сооружение из больших камней (часто весом в1-2 т), из которых строится камера, обычно на земле, иногда частично закопанная; внутри совершается погребение. По всей периферии - и юг Святой Земли, и степи, и район Гассула - везде мы видим в это время такие сооружения. Это оченьсвоеобразное явление, плохо изученое по одной простой причине - дольмен очень хорошо виден, его не нужно искать. Поэтому дольмены все ограблены десятки раз, оттуда вытащено практически все, а оставшееся перепутано, поэтому датировать дольмены чрезвычайно трудно. И лишь если какой-то из них случайно окажется засыпанным, тогда только можно понять, когда его построили.

Встречаются и менгиры - отдельно стоящие камни, обычно необработанные, связанные вплоть до библейского периода с погребениями (Быт. 35:20) и с жертвенниками (Быт. 28:18; 35:14. И. Нав. 24:26). Порой они образуют целые аллеи. Все это реализация одной и той же эволюции взглядов населения Святой Земли на мир усопших. Мир умерших выходит за пределы мира живых, и выходит навсегда. Реализуется это по-разному, но идея одна и та же.

 

Искусство

Что касается городов в целом, то даже если в Святой Земле археологи найдут еще несколько таких городов, как Иерихон, предложенные характеристики духовной жизни ее населения в 9-4 тыс., видимо, существенно не изменятся. В частности, больших храмов там не было и тогда,и впоследствии, до Соломона, в отличие от техногенного Южного Двуречья и долины Нила.

Судя по каменным мозаикам и украшениям, мы можем полагать,что священным числом в это время была семерка. Сохранилось много символических изображений, в том числе крестов. Еще одно явление, связанное с Гассулом и пред государственным периодом, - очень расплывчато датированные наскальные росписи. Прежде всего в Кильве, где найдено очень много изображений людей и скота - либо дикого, на который охотятся, либо домашнего, который пасут. Это было, отчасти, пешее пастушеское население, но не кочевое, причем именно за Иорданом, где уже достаточно сухие земли. Изображен крупный рогатый скот - животные, которые не могут быть объектом интересов настоящего кочевника.

 

Подвижное население

Надо сказать об одной важной черте быта в 4-3 тыс. до Р.Х. и хананеев и древних евреев, и соседних с ними народов в более позднее время во 2-тыс. до Р.Х., об их способах передвижения. Ездили ли они на ком-нибудь?. Когда впервые упоминается верблюди лошадь как верховые животные? Использование верблюда было связано со временами Авраама, но в то время массовым оно скорее всего, еще не было, и нет указаний на взнузывание. Лишь в XII в. до Р.Х. произошло массовое оседлывание одногорбого верблюда. Только с этого времени в степях и полупустынях и могли появиться кочевники. Кочевники использовали также лошадь. Известно, что лошадей в данном регионе впервые массово одомашнили и запрягли в колесницу в XVI в. до Р.Х. гиксосы, жившие до прихода в долину Нила в Восточном Средиземноморье. Но от одомашнивания лошади до момента ее оседлывания прошло много веков. Ездить верхом технически очень сложно - нужно придумать сложнейший набор мундштуков и ремешков, с помощью которых вы можете руководить лошадью. До этого, в частности, при гиксосах, (а возможно, и ранее) использовали пару лошадей, запрягая их в колесницу - чрезвычайно несовершенное устройство. Использовалось оно только в трех случаях: впереди боевых порядков пехоты (или в этих порядках) на очень короткий срок и на очень ровном месте, а также в торжественных выездах сановников и на охоте вельмож.

Итак, не стоит себе представлять перемещения древних народов в 4-3 тыс. как некоторую мчащуюся конницу. Люди шли пешком, медленно, и людям и животным (ослам) хотелось пить, и все это происходило чрезвычайно долго; это совершенно иной тип бытия. Те пастухи, о которых рассказывают росписи Кильвы, это тоже люди, которые двигались по лугам медленно. Вспомните Библию: там постоянны упоминания о пастухах. А такой особой социальной группы у настоящих кочевников нет, они все в той или иной степени пастз^и. Пастухи же как четко выделенная по производственным признакам группа - это типичное явление для земледельческо-скотоводческого населения, к каковому относились описываемые народы.

 

Керамика

Керамическая традиция продолжает Гассул, но в погребениях часто помещается только парадная керамика, а не бытовая, поэтому нет полной картины различий в наборе форм. Тем не менее видно, что ведущие формы остаются. Что сохранилось в керамике из прежних времен? Ручки-прилепы, ручки-ушки; они уже тысячу лет сохраняют свои своеобразные формы, с небольшими изменениями. Те же формы у мисок. В целом массовая посуда здесь уже много веков одна и та же. Что появилось нового? Придумали носик; любовь к "чайнику" отличает народы Ближнего Востока и по сей день, хотя с чаем это, разумеется, не связано. Еще одна новая форма - маленькая кружка; покойники этого времени не могли быть отправлены в иной мир без этого предмета, а также без миски. То есть "за гробом" предполагались пища и питье - то ли настоящие, то ли условные.

В Иерихоне важно превращение керамики в городскую; даже если бы не было крепостных стен и всего прочего, об этом говорит рост числа специализированных сосудов. Сложная городская жизнь .городская кухня, городской быт требуют сосудов разной формы, и они появляются. Все формы становятся более четко профилированными и более похожими на те, что стоят сейчас у нас на кухне. Пропорциональные, геометрически точные формы - следствие того, что специалисты уже "набили Руку", а в некоторых местах даже уже изобрели гончарный круг. Из горшков вырастают более сложные формы, прежде всего кувшины с ручками; эта форма существует по сей день. В конце 4-го тыс. появляются локальные варианты, сильно отличные от ведущих форм.

Таковы серо-лощеные массивные сосуды, возможно - подражания каменным сосудам; это выдуманная на северо-западе керамика "типа Ездрелон". Прежде всего - это глубокие миски, из которых потом выросли низкие горшки, и миски на прорезных поддонах. Традиции держались здесь чрезвычайно прочно. В небольшом количестве эти формы встречены и южнее.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!