Итоговая характеристика гассульской культуры



Экономика и быт

Продолжая оставаться простым, быт гассульцев был в то же время больше, чем ранее, стандартизован: при разных фкнкциональных формах керамики, разных украшениях, разных

обрядах погребения (хотя различий этих - немного), основные компоненты быта были достаточно похожими. В отсутствие регулирующей роли городов сельское население тем не

менее оказалось достаточно тесно связано между собой для возникновения высокой степени стандартизации. Возле домов находились прочные, большие, хорошо сделанные ямы для

зерна, были вкопаны глиняные сосуды; обнаружена масса зернотерок, площадки для молотьбы и т.д. Человек к этому времени изобрел поддувало - это очень важное изобретение:

впервые печь стала не открытым очагом, а чем-то похожим на нашу печь. Наличие топки и поддувала позволило гораздо интенсивнее использовать дрова, ускорило процесс

приготовления пищи. Орудия труда и предметы быта, каменная посуда

Выплавлялись уже крупные медные орудия: топоры, долота и т.п.. не говоря уже о скипетрах, (человек начинал освоение металла с изготовления украшений и маленьких орудий), и это позволяет сказать, что имеющиеся данные о давнем начале века металла, еще

в конце 5-го тыс., имеют под собой достаточные основания.

Хотя широко практиковалась выплавка меди, основные орудия пока каменные и они чрезвычайно обильны. Сделанные в той грубоватой технологии, о причинах распространения которой уже рассказывалось, они были массовы, дешевы, и мало кто утруждал себя шлифовкой, хотя к этому времени она уже известна более 6 тыс. лет. Это мотыги, крупные скребки, вкладыши для серпов, топоры, клинья (каменные кирки) и проч. Такое обилие функциональных групп крупных каменных орудий в прошлом встречалось редко. И на все это величие сельскохозяйственных орудий - всего несколько наконечников каменных стрел, орудий охоты. Перед нами представлено на разных поселениях население, прочно ориентированное на прокормление за счет интенсивного сельского хозяйства на небольшой территории с использованием ранних форм искусственного орошения. Как

правило, носители этой культуры уже ни на кого не охотятся. О чем это свидетельствует? О том, что, возможно, всех уже выбили. Ни в это время, ни в последующее попыток промысловой охоты за кем бы то ни было с луком и стрелами здесь уже не было. Охотиться продолжали, но на копытных, бегемота и слона. Естественно, тут стрелы помочь особенно не могли, и они постепенно исчезают. Это свидетельствует прежде всего о дальнейшей специализации на земледелии.

Из того, что восходит к традициям, хочется отметить каменные сосуды. Они изготавливались здесь и раньше, изготавливались и гассульцами, в то время как в другие регионы это искусство пришло отсюда или появилось очень поздно и совершенно в другом

контексте. Напомним, что сосуды из камня существовали как единственная посуда, порядка двух тысяч лет (8-7 тыс. до Р.Х.) и лишь потом появляются их глиняные аналоги.

 

Керамика

Керамика похожа на более раннюю; и это существенно. Ничто так не отражает этнический состав населения, как керамика. Посуды много, производится она обычно на каждом поселении, она быстро меняется, быстро реагирует на всякие изменения, поэтому по керамике отличать этнические группы достаточно легко - легче, чем по орудиям труда и

даже по общим чертам обряда погребения. В Гассуле Б сохраняются, в общем, прежние формы массовой кухонной посуды. Те горшки, которые вам известны, продолжают развиваться и в эти века, у них сохраняются их очень характерные парные ручки-упоры. Имеется целый ряд новых модификаций этих сосудов, но в основных своих чертах они сохраняются и будут продолжать существовать очень долго - в "протоурбанистическом периоде" и в раннем бронзовом веке. Своеобразной новой малой формой являются остродонные сосуды, которые не могли стоять. Своеобразны крупные тарные сосуды - то, в

чем древние люди хранили зерно. "Маркой", символом этой культуры считается очень оригинальный овальный сосуд для сбивания масла; его держали за ручки-ушки и трясли вправо-влево. Он очень похож на современные арабские сосуды того же назначения. Вкерамической традиции, таким образом, с одной стороны, сохраняются массовые формы, а с другой стороны, появляются специализированные - крупная тара, остродонные кубки и сосуды-маслобойки.

Другие поселения Кроме Гассула, памятников этой культуры очень много, все они расположены как по периферии долины Иордана, так и в самой его долине. Сам Гассул - всего в пяти километрах

от Иордана, но уже в другой долине. На прибрежной равнине в это время же появляются первые немногочисленные поселения.

Там те же самые керамические оссуарии, прямоугольные дома, практически немногим отличающиеся от современных домов этих местностей, кроме одного отличия: у них была покатая крыша (в те времена чаще шли дожди, а плоская крыша появляется тогда, когда уже почти нечему стекать). Керамика очень похожа на гассульскую, и столь же стандартна. Набор тот же: сосуды-маслобойки, конические кубки, те же типы декора; те же топоры, мотыги и проч. Но, в отличие от Гассула, многие поселения прибрежной равнины (менее

благоприятной для земледелия, более сухой) существовали, видимо, только в дождливые периоды, обычно тянувшиеся несколько лет подряд. Это местное явление, которое надо учитывать, особенно когда вы представляете себе уже времена Авраама и его потомков.

Один и тот же район мог быть объектом деятельности земледельцев в течение нескольких лет, покуда идут дождливые годы подряд: "семь коров тощих, семь коров тучных". На период "тучных коров" люди поселялись тут, жили, возделывали поля, порой даже сады, а

когда становилось сухо, год-два как-то мучились, а потом забрасывали это место и уходили ближе к нагорьям, где какая-то вода была всегда. Такого рода перемещающиеся земледельцы составляли впоследствии значительную часть населения и восточной степной зоны. Такие

деревни - чисто земледельческие, хотя и не постоянные. Интересно, что здесь стрел несколько больше, и это естественно: сельскохозяйственное население реже, животные и

птицы сохранились в большем количестве, есть на кого охотиться.

 

Итоговая характеристика гассульской культуры

Первое: это самостоятельная археологическая культура. Напомним, что археологическая культура - устойчивый комплекс черт в верованиях, архитектуре, планировке, хозяйстве,

формах погребений, орудий, сосудов, существующий на определенной территории, связанный с определенным этносом и могущий быть отличим от соседних культур. Эта культура развивалась на территории самой Святой Земли и за Иорданом. Достижения того

времени, технологические и социальные, - это достижения, явившиеся результатом внутреннего развития. Второе: у различных групп населения образ жизни в рамках одной культуры достаточно

разный; множественность путей технологического развития продолжает существовать.

Третье: хотя металл и вошел в обращение (вспомним замечательный клад венцов и скипетров), города еще не возникают, в то время как деревни становятся все более похожи на современные. Гас-сульцы - народ "самодостаточный", они не нуждались в активных связях с

другими территориями, кроме средиземноморского побережья и Сирии. Тем более они не были торговым народом. В значительной степени они были культурно теми же, кто создал цивилизацию предшествовавшего тысячелетия - цивилизацию позднего неолита (КН Б) Иерихона и более раннюю.

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!