Кинематограф как форма репрезентации



Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

 

Лицей

 

Индивидуальная выпускная работа

Репрезентация сталинских репрессий 1930-х–1950-х в советском кинематографе 1960-х и 1980-х годов

 

 

Москва

2018


 

Оглавление:

 

Введение. 2

Теоретическая часть. 3

1.1 Культурная травма: существующие определения. 3

1.2 Кинематограф как форма репрезентации. 5

1.3 Сталинские репрессии. 6

Исследовательская часть. 7

2.1 Анализ кинематографа 1960-х годов. 7

2.2 Анализ кинематографа 1980-х годов. 9

Заключение. 11

Библиография. 12

 

 

Введение

В 1920-х-50-х гг. в СССР осуществлялись массовые политические репрессии. В настоящее время действительное число жертв сталинских репрессий до сих пор не определено. Так, по данным международной организации «Мемориал», количество репрессированных исчисляется 11миллионами человек, однако в официальном документе от 1.02.1954 года, предоставленном Н.С.Хрущеву, сказано, что «контрреволюционные преступления было осуждено <…> 3 777 380 человек».

Феномен сталинских репрессий можно отнести к числу явлений, которые стали для советского и постсоветского общества коллективной культурной травмой.

Первые попытки осмысления опыта репрессивной политики начали предприниматься после выступления Н.С.Хрущев на XX съезде партии в 1956 г. С этого момента появилась возможность размышления о репрессиях и их последствиях: стали печататься статьи и очерки, в которых затрагивалась тема репрессивной политики, также начали сниматься кинофильмы, в которых впервые обозначилась готовность заговорить о травмирующем опыте. Однако тема репрессий по-прежнему оставалась неудобной для анализа, в связи с этим мы не можем в полной мере говорить о достаточном количестве художественного материала, в котором была предпринята попытка осмысления политики репрессий. В частности, объект моего исследования — советский кинематограф второй половины XX века — не предоставляет достаточное количество фильмов, в которых так или иначе затрагивается или непосредственно репрезентируется тема репрессий.

Цель данной работы — выяснить, каковы особенности репрезентации сталинских репрессий в советском кинематографе 1960-х и 1980-х гг. Ключевой исследовательским вопрос: каким образом сталинские репрессии репрезентируются в советском кинематографе 60-х и 80-х гг.

 

Теоретическая часть

Культурная травма: существующие определения

Говоря о травме как о феномене, стоит определиться с используемым понятийным аппаратом. Я буду рассматривать термин «травма» в контексте, данном Ройем Айерманом в статье «Социальная теория и травма»: травма —  результат шокирующих происшествий, меняющих основы жизни человека. Культурная травма, согласно Д.Александеру, имеет место в том случае, если «члены некоего сообщества чувствуют, что их заставляют пережить какое-либо ужасающее событие, которое оставляет неизгладимые следы в их групповом сознании и навсегда отпечатывается в их памяти» (Александер, 2012). 

Феномен культурной травмы напрямую связан с коллективной памятью, термином, споры о релевантности которого до сих пор ведутся в научном сообществе. Алейда Ассман в своем исследовании «Новое недовольство мемориальной культурой» говорит о коллективной памяти как об «исторической реконструкции, задающей рамки для индивидуальных воспоминаний, благодаря чему то, что пережито индивидуально, узнается субъектом в исторической реконструкции, или же субъект приписывает реконструированную историю собственному воспоминанию». В этом случае коллективная память выполняет две важные задачи: «она репрезентирует значимый для коллектива фрагмент прошлого, и она репрезентативна по отношению к индивидуальной судьбе <...>» (Ассман, 2016). Коллективная память способствует возникновению ощущения, что пережитые предками индивида события в равной степени касаются и самого индивида.

Также Айерман отмечает, что культурная травма конструируется самим обществом как часть коллективной культурной целостности, создание травмы в рамках коммеморации осуществляется СМИ, литературой, музейными экспозициями и кинематографом.

О.Мороз разделяет мнение Айермана о необходимости фиксации культурной травмы: отображение травмы помогает прервать молчание о болезненном опыте. Репрезентация травмирующего события в медиа- и арт-пространстве способствует его проработке и созданию некоторой общей культурной целостности и причастности к исторической травме каждого члена этого сообщества.

 


Кинематограф как форма репрезентации

Понятие «репрезентация», т.е. представление или воспроизведение в литературном, медиа- и арт-пространстве увиденного, услышанного или прочувствованного одним лицом или группой лиц, которое может поддаваться некоторым изменениям представляемой информации вследствие влияния времени или состояния памяти, детально рассматривается Стюартом Холлом в работе «The work of representation».

Кинематограф как один из способов визуальной репрезентации формирует определенный нарратив и представляет историю как не теряющее своей актуальности событие «здесь и сейчас»: зритель, который не был современником репрезентируемой трагедии, становится носителем памяти о ней и ее истории, сохраняя ощущение причастности к пережитому предками болезненному опыту.

 


Сталинские репрессии

Политические репрессии — система наказаний, применяемых государством для защиты существующего политического строя. Сталинские репрессии осуществлялись в 1920-е-1953 гг. В первые годы карательным мерам подвергались представители белого движения, старая русская интеллигенция, репатрианты, служители церкви, класс кулаков и другие «считавшиеся враждебными социальные группы» (Данилов, 2002).

В начале 30-х гг. в СССР было организовано Главное управление лагерей — ГУЛАГ, учреждение которого значительно расширило масштабы репрессий. Более чем за 20 лет функционирования системы трудовых лагерей в них были заключены более 20 млн. человек (Земсков, 1991).

Пик репрессивной политики – «Большой террор» – пришелся на 1937-1938 гг. Именно в этот период участилась практика коллективной ответственности членов семей обвиняемых, а также бездоказательности обвинений. Вердикты выносились на так называемых «тройках», судах, состоявших из трех человек.

Непосредственно перед Великой Отечественной войной репрессии коснулись командного состава РККА. Участились случаи расстрелов обвиненных во внесудебном порядке

В послевоенное годы отдельным направлением репрессивной политики стали репрессии против военнослужащих, попавших в плен во время войны. Обозначилась тенденция к повторным арестам людей, в прошлом уже отбывших наказание. Начиная с 1947 г. была развернута кампания против «низкопоклонства перед Западом», в 1949-1953 годах увеличились антисемитские настроения, в прессе началась «борьба с космополитами». «Дело врачей» стало завершающим в череде репрессий 1920-1950-х гг.

 


Исследовательская часть


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!