По 1 баллу за каждую верно определенную группу. По 1 баллу за каждое полное верное соотнесение.



Максимум за задание – 7 баллов.

9. Прочитайте текст и выполните задания.

Перейдём к более строгому разграничению между политической ответ- ственностью с одной стороны и моральной и/или правовой виной – с другой. Моральные и правовые нормы имеют одну очень важную общую черту: они всегда обращены к личности, к её, личности, деяниям. Если оказывается, что личность была вовлечена в какое-нибудь общее дело, как в случае организованных преступлений, судить всё равно следует именно эту отдельную личность, степень её участия, её особую роль и т. д., а не группу. Факт подобного членства важен лишь в той мере, в какой увеличивает вероятность виновности; этим он ничем принципиально не отличается от дурной репутации или уголовного прошлого. Пусть подсудимый был членом мафии, СС или какой-то другой преступной или политической организации, пусть он уверяет


нас, что был лишь винтиком, действовавшим только по приказам сверху и делавшим то же, что сделал бы кто угодно другой, в тот момент, когда он появляется в суде, он появляется в нём как личность, и судят его соответственно тому, что он сделал. В том и состоит величие судебной процедуры, что даже винтик может вновь стать личностью.

Нет никакой коллективной ответственности в деле тысячи опытных пловцов, которые, нежась на общественном пляже, не пришли на помощь утопающему, хотя бы потому, что они не образуют общности. Нет никакой коллективной ответственности в деле о сговоре с целью ограбления банка, потому что здесь речь не идёт об опосредованной причастности к преступлению; что здесь имеется, так это различные степени вины.

Есть два необходимых условия политической (коллективной) ответственности: я должен считаться ответственным за что-то, чего я не совершал, и я должен нести такую ответственность в силу своего членства в группе (коллективе), которое невозможно прекратить добровольным актом с моей стороны, то есть членства, крайне непохожего на деловое партнёрство, которое я всегда волен прекратить.

Есть лишь один способ избежать этой коллективной ответственности – покинуть сообщество. А поскольку ни один человек не может жить, не принадлежа к какой-либо общности, это может означать простую смену одного сообщества на другое и, следовательно, одной ответственности на другую. Верно, что XX век породил категорию по-настоящему бездомных людей, не принадлежащих ни к одному международно признанному сообществу, беженцев и людей без гражданства, которых действительно нельзя считать политически ответственными за что бы то ни было. В политическом отношении они абсолютно невинны, независимо от их групповых или индивидуальных черт, и именно эта абсолютная невинность обрекает их на существование как бы вне всего человечества. Если коллективная, то есть опосредованная, вина и существует, здесь мы имеем дело со случаем коллективной, то есть опосредованной, невинности. На самом деле эти люди – единственные, кто полностью лишён всякой ответственности; и хотя обычно мы воспринимаем ответственность, особенно коллективную, как бремя и даже своего рода наказание, думаю, можно показать, что цена, которую приходится платить за отсутствие коллективной ответственности, существенно выше.

(Х. Арендт. «Коллективная ответственность»)

 

9.1. Почему, по мнению автора, моральная и/или правовая ответственность не может быть коллективной? Приведите два положения. К какой сфере общества, по мнению автора, относится коллективная ответственность? Какие два условия коллективной ответственности приводятся в тексте?

9.2. Какие способы ухода от коллективной ответственности предлагаются автором? Укажите два способа. Позволяют ли они, по мнению автора, уйти от всякой новой возможной коллективной ответственности? Ответ


аргументируйте. Приведите один пример из истории, который опровергает мысль автора о невозможности коллективной ответственности.

9.3. Х. Арендт указывает на высокую цену, которую вынуждены платить люди, свободные от коллективной ответственности. Приведите три возможных негативных проявления нахождения человека вне сообщества.

Ответы:

 9.1. Ответ должен содержать следующие элементы.

– Моральные и правовые нормы всегда обращены к личности, так что и ответственность за нарушение этих норм всегда личная. Участие в преступной группе может увеличивать вероятность нарушения закона, но судят всегда отдельную личность, оценивая степень её участия, особую роль (по 2 балла за каждое приведённое положение).

– Коллективная ответственность может наступать только в политической сфере (2 балла).

– Два условия:

1) ответственность за что-то, чего я не совершал;

2) ответственность наступает в силу членства в группе, которое невозможно прекратить добровольным актом с моей стороны (по 2 балла за каждое названное условие).

Всего 10 баллов.

9.2. Ответ должен содержать следующие элементы.

– 1) Смена сообщества; 2) Получение статуса беженца или лица без гражданства. (По 1 баллу за каждый названный способ)

– смена сообщества не позволяет, уйти от коллективной ответственности, так как в случае смены одно сообщества на другое, человек приобретает ответственность за то новое сообщество, членом которого он становится.

– получение статуса беженца или лица без гражданства позволяет уйти от коллективной ответственности, так как если он становится беженцем или лицом без гражданства, то он теряет связь с любым сообществом, что делает его невинным. (По 2 балла за каждый аргумент.)

– Возможен следующий пример: штраф за убийство лица по «Русской правде» мог быть возложен на общину. Нюрнбергский трибунал признал преступными руководящий состав НСДАП, гестапо, СС, СД. Могут быть приведены иные уместные примеры.

2 балла за приведенный пример. Всего 8 баллов.

9.3.Ответ может содержать следующие проявления:

– Разрыв с сообществом ведёт не только к свободе от ответственности за преступления сообщества, но и к невозможности считать себя причастным к достижениям этого сообщества. Чувство гордости за достижения сообщества оказывается недоступным.


– Находясь вне сообщества, человек лишается помощи, которую оно готово оказать своему члену, находящемуся в беде. Человек вынужден опираться только на свои силы.

– Членство в сообществе позволяет выстраивать своё собственное поведение исходя из признаваемых в этом сообществе норм, выполняющих координационную функцию. Человек, оказавшийся беженцем в неизвестном ему сообществе, теряет это естественное понимание обычаев, традиций, норм морали и этикета. Он с большей вероятностью может оказаться виноватым в совершении правонарушения.

Могут быть приведены иные проявления.

По 3 балла за каждый приведенный пример. Всего 9 баллов.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1551; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!