VII. Итог урока. Оценивание(5 мин)



Словарно-иллюстрированная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения изобразительного искусства, так как способствует решению многих важных задач:

– во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрения, расширяет словарный запас в художественной терминологии, наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;

– во-вторых, во время словарной работы происходит знакомство ученика с богатством изобразительного искусства и показ его функциональных возможностей.

Вопрос об организации данной деятельности на уроках изобразительного искусства остается актуальным очень долгое время, так как умение грамотно говорить, корректно использовать художественные термины и приёмы, это и является мерилом образованности человека в художественном искусстве. Словарная работа будет протекать успешно и эффективно при соблюдении следующих гипотез:

Обеспечение правильного научно-методического уровня организации работы с иллюстрированным словарём

Использование принципа систематичности и последовательности в проведении словарно-орфографической работы

Применение различных методов и приемов в организации в словарной работе.

Исходя из выводов, в результате систематической работы повышается интерес ребят к познаниям художественном терминологии.

Если на уроках использовать эти словари, то учащиеся научатся видеть и открывать прекрасное в искусстве и окружающей нас действительности. Разнообразные формы работы со словарем дают возможность развивать и углублять познавательный интерес учащихся, их практические умения и навыки. Приобретая элементарные понятия о языке изобразительного искусства, учащиеся могут пользоваться ими в учебной работе во время изучения других учебных дисциплин, а после школы – и в жизненной практике.

Таким образом, словарь выполняют социальную функцию, информативную, позволяет кратчайшим способом - через обозначения - приобщиться к накоплениям знаний.

Используемая художественная терминология:

композиция

колорит

коллаж

детализация

карнация

лессировка

монохромия

палитра

эскиз

эстамп

флейц

формат                                                                                                              композиционный центр                                                                                          целостность                                                                                                                      ритм                                                                                                                        равновесие                                                                                                                симметрия                                                                                                               асимметрия                                                                                                                   контраст                                                                                                                         нюанс                                                                                                                            статика                                                                                                                       динамика                                                                                                                 доминанта                                                                                                                     контраст

 

Приложение 1

Игра «Кто больше»

Дети вытаскивают карточки и стараются перечислить максимальное количество слов художественной терминологии, техник на заданную букву.

 

А

абрис

абстракционизм

автопортрет

акварель

ансамбль

архитектура

 

Б

барельеф

барокко

батальный жанр

батикбумага

бытовой жанр

бюст

В

горельеф

гравюра

гобелен

граттаж

графика

гризайль

 

А

 

 

Б

 

 

Г

 

Приложение 2

КРОСВОРД

                К о л о р и т
              к О л л а ж    
        э с т а М п          
                П а л и т р а
          м о н О х р о м и я
        э с к и З            
        л е с с И р о в к а  
        ф л е й Ц            
      д е т а л И з а ц и я  
к а р а н а ц и Я            

 

колорит (от итал. colorito, от латинского color - цвет, окраска) - система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.

коллаж (от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

эстамп (от франц. estampe или от итал. stampa - печать, оттиск) - литографский или гравюрный отпечаток, являющийся станковым произведением художественной графики.

палитра (от франц. palette) - 1) небольшая тонкая деревянная доска для смешения красок; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы.

монохромия (от греч. моно - один и chroma - цвет) - одноцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

эскиз (от франц. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части.

лессировка (от нем. lasierung - покрытие глазурью) - прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.

флейц (от нем. floz - слой) - круглая кисть из мягкого волоса с коротко обрезанным концом: предназначенная для окраски больших плоскостей и грунтовки холстов, а также служащая для выполнения незаметных переходов из тона в тон и для лессировок.

детализация - тщательная проработка деталей изображения.

карнация - живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других частей тела.

композиция (от латин. compositio - составление) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и целостность.

 

В «Бурлаках на Волге» И. Е. Репина существует контраст между компактной темной группой бурлаков, воспринимаемой целостным силуэтом, и серебрящейся рекой. Подобные контрасты придают декоративную выразительность композиции.

И.Репин «Бурлаки на Волге»

 

Композиционные контрасты нерасторжимо связаны с характером художественного образа. Во многих произведениях бытового жанра показываются конфликтные ситуации как столкновение добра со злом, старого с новым, реакционного с прогрессивным. В качестве примера можно привести картину А. И. Лактионова «Переезд на новую квартиру».

А.И. Лактионов «Переезд на новую квартиру»

 

Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Закон жизненности должен особо учитываться в период разработки композиции, когда художник путем обобщения данных непосредственных чувственных восприятий действительности стремится показать типическое через индивидуально-характерное.

Эскиз

 

Закон целостности имеет отношение и к построению декоративного силуэта композиции, и к использованию контрастов темного и светлого. Стоит появиться равнозначными пятнам, как композиция запестрит, потеряет целостность.

Студенческий эскиз. Тема: 1.«Трамвай», 2.«Пробка»

 

Закон контраста. Само слово контраст – французское (резкое различие, противоположность). В специальном значении- противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся свойств, качеств. Контрасты в композиции помогают выявлению композиционного центра, образному решению сюжета, решению пространства, передаче объема предметов.

                                           Живописная работа, Материал - Масло

 Графические эскизы к сюжетной композиции. Материал — сепия


Цветовой эскиз к сюжетной композиции. Материал — гуашь

 

Контрасты делятся на:

· смысловой – психологический,

· тональный контраст,

· светотеневой контраст,

· материальный контраст,

· цветовой контраст,

· контраст движения.

 

·  смысловой – психологический,

·                             светотеневой контраст,

·  тональный контраст,

 

· цветовой контраст

«Импровизация 1913 г». (Владивостокский музей изобразительных искусств)

·  контраст движения.

·

Закон Ритма

Список литературы

 

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты . М. 1989

2. Голубева О.Л. Основы композиции . М.2001

3. Емельянов М.А. Самарская лука и Жигули .- Куйбышев. Куйбышевское книжное издательство . 1955-289 с.

4. Чистова В.В.Каменная чаша. Самара. 2005

5. Интернет-ресурсы:

http://paintmaster.ru/beseda-o-syzhetnoy-kompozitsii.php

http://july71.ucoz.ru/board/ofisnaja_mebel/lepka_plasticheskoe_modelirovanie/41-1-0-5

http://www.drawmaster.ru/417-urok-po-sozdaniyu-yeskiza.html

http://inance.ru/2017/02/god-ekologii-2017/erritorii

http://fb.ru/article/195150/zapovednik-samarskoy-oblasti-jigulevskiy-zapovednik

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!