В политической философии известна восходящая к Платону традиция оправдания лжи во благо общества.



Многие политики считают, что ради интересов страны необходима определенная "доля обмана" для преодоления возможных трудностей.

Такая позиция "сокрытия правды" может быть оправдана и используется в ситуациях предстоящей инфляции, в международных экономических отношениях, в случаях если это касается военных действий и др.

Все это лишний раз подтверждает, насколько сложными и неоднозначными могут оказаться на первый взгляд понятные и простые нормы и требования морали в практической деятельности людей вообще, в вопросах, связанных с политикой и государственным управлением, в особенности.

Изучение любой научной дисциплины следует начинать с научного анализа понятий, непосредственно связанных с изучаемым явлением, раскрывающих сущность и отличающих его от других. Овладение понятийным аппаратом важно уже потому, что позволяет не только определить границы исследуемого объекта и избежать разночтений при использовании одних и тех же терминов и понятий, но и более предметно описать область изучаемого. Это тем более необходимо, когда речь идет о новой научной области, какой является этика и профессиональная культура государственной и муниципальной службы.

К основным понятиям изучаемой нами учебной дисциплины, как видно из ее названия, следует отнести такие понятия, как "мораль", "этика", "административная этика" и "профессиональная культура государственной и муниципальной службы". Постараемся выяснить, в чем заключается специфика и содержание каждого из этих понятий, и уточним их соотношение.

Мораль – форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

В научной литературе, в первую очередь в социальной философии, мораль рассматривается как один из видов регуляции общественной жизни.

Она включает в себя систему норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении независимо от доставляемой ими пользы или удовольствия.

Она не может быть личным кодексом одного человека или профессии, точно так же как не может создаваться отдельной личностью.

Ее главной особенностью является безличный характер морального закона и универсальность моральных требований.

Это значит, что нормы морали имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поскольку заключают в себе весь нравственный опыт многовековой истории человечества.

Перед моралью все люди равны.

Мораль говорит не о том, что есть, а о том, что должно быть (или что до́лжно делать) и в этом смысле всегда служит ориентиром поведения и сознания, даже если учесть тот факт, что в практической жизни людей моральные идеалы (добро, справедливость, любовь) никогда в полной мере не осуществляются.

Хотя само по себе стремление к добродетели, – писал Аристотель, – не есть еще добродетель, оно делает человека лучше.

Под термином "этика" (теория морали) со времен античности понимается научная отрасль и теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность), ее природу, сущность, функции, происхождение и развитие.

В то же время традиционно этика считалась практической философией, в ней видели основной канал выхода философии в практику, с помощью которого знания о мире трансформируются в идеальные модели и нормы поведения, выраженные в форме идей о должном.

С этой точки зрения этика представляет собой нормативную основу поведения и деятельности людей, задающую ориентиры и перспективу межличностных отношений (нормативная этика).

Ее цель не знания, а поступки. Она не просто изучает мораль, а учит применять ее нормы и требования в реальной жизни и практической деятельности человека.

Принципы нормативной этики используются практически во всех видах профессиональной деятельности (этика врача, этика банковского работника, этика бизнеса), так или иначе связанных с конфликтами интересов, и в этом своем значении обеспечивают, как считают специалисты, полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе осуществления людьми различных профессиональных ролей (ролевая или профессиональная этика).

Особенно важен нормативный подход для тех видов профессиональной деятельности, которые непосредственно связаны с осуществлением государственной власти и управления, с принятием важных, часто судьбоносных для людей решений.

Одним из таких видов профессиональной этики является административная этика, возникающая в качестве нормативной основы управленческой деятельности, регулирующей поведение и взаимоотношения в сфере государственного и муниципального управления.

Административная этика – вид профессиональной этики (профессиональной морали), связанный с проблемами государственного и муниципального управления, спецификой бюрократических организаций.

В то же время, как теоретическая дисциплина, занимающаяся изучением профессиональной морали государственных и муниципальных служащих, административная этика не может дистанцироваться от общей теории морали, предметом которой являются универсальные общечеловеческие нормы морали, регулирующие поведение и деятельность людей во всех без исключения областях их общественной жизни.

Административная этика, так же как и парламентская этика, непосредственно связана с этикой власти как таковой, занимающейся изучением роли и места морали в системе властных отношений, в деятельности институтов и органов власти и призванной теоретически обосновать необходимость и важность нравственного поведения представителей власти, их приверженность нормам морали и права.

В российской культурной традиции и политической мысли вопросу об этике власти всегда отводилось особое место.

Большинство видных представителей русской общественно-политической мысли были убеждены, что государственная власть и право должны в первую очередь базироваться на духовном авторитете, а не на страхе и принуждении.

В научной и специальной литературе, исследующей современные проблемы государственного и муниципального управления, часто не делается различия между понятиями "профессиональная культура" и "профессиональная (административная) этика". Эти понятия еще не "устоялись" в отечественной управленческой науке, являются для нес новыми, нередко употребляются произвольно.

Следует согласиться с точкой зрения тех исследователей, которые выступают за придание самостоятельного значения термину "профессиональная культура управления" и рассматривают ее как более широкое понятие, как базисную составляющую всей системы государственно-административного управления, имеющую свою специфику и вполне определенную структуру и во многом определяющую целостность, организованность и зрелость этой системы.

Как составляющая системы государственного и муниципального управления профессиональная культура управления должна изучаться на всех уровнях государственной муниципальной службы.

На общенациональном уровне (макроуровень культуры управления) изучается специфика корпоративной культуры и корпоративной этики государственной службы.

На уровне отдельного государственного и муниципального учреждения (микроуровень профессиональной культуры управления) исследуются содержание, механизм реализации управленческой культуры, ее структура, принципы и нормы профессиональной этики.

На уровне личности государственного и муниципального служащего основное внимание уделяется изучению личных и профессиональных качеств государственного и муниципального служащего, его ценностных ориентаций, приемов и способов управления.

В структуру профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих в качестве ее основных компонентов помимо собственно управленческой культуры (профессионализм) входят также политическая культура, правовая культура и, как отмечалось выше, нравственная культура государственных и муниципальных служащих, изучением которой, в сущности, и занимается административная этика как наука.

С этой точки зрения профессиональная этика государственной и муниципальной службы (административная этика) – только одна, хотя и очень важная составляющая в профессиональной культуре работников аппарата государственных и муниципальных органов власти наряду с другими ее компонентами.

Понятие "административная этика" следует отличать от другого весьма близкого к нему понятия – "управленческая этика".

Эти понятия не тождественны, хотя и базируются на многих общих для управленческих отношений ценностях и нормах.

В отличие от более широкого понятия "управленческая этика", связанного с выработанной в менеджменте системой этических стандартов и рекомендаций, ориентированных на управленческую деятельность вообще, этика государственной и муниципальной службы (административная этика) регулирует, как уже отмечалось, отношения в системе "государство – общество – личность". Ее специфика определяется тем, что в отличие от понятия "менеджмент" понятия "государственное и муниципальное управление" и "государственная и муниципальная служба" связаны с решением целого ряда проблем (социальная справедливость, расходование государственных средств, управление государственным и муниципальным имуществом, осуществление функций социальной коммуникации и контроля, обеспечение прав и свобод граждан), которых нет и не может быть в частном секторе.

Хотя деятельность государственной и муниципальной службы как социально-правового института, реализующего функции и полномочия государственных и муниципальных органов, и регулируется с помощью конкретных нормативно-правовых актов, она далеко ими не исчерпывается.

За их рамками всегда будет оставаться богатство взаимоотношений государственных и муниципальных служащих с государством, обществом, гражданами, не поддающихся правовому регулированию.

Огромную роль здесь играют морально-психологические факторы, нравственные качества и духовная культура государственных и муниципальных служащих, их личная инициатива и творчество.

Объектом административной этики является персонал государственной и муниципальной службы и государственная и муниципальная служба в целом как отдельная сфера профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления.

Это означает, что требования административной этики относятся как к внутриаппаратным отношениям, так и к отношениям, которые складываются между государством и институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

Другим значимым понятием в системе административной этики и профессиональной культуры управления является понятие "служебная этика", которое часто неоправданно отождествляют с понятием "служебный этикет".

Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – составная часть внешней культуры человека и общества. Представляет собой совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.).

Термин "служебная этика", если исходить из этимологии слова, означает не что иное, как этику служебных отношений внутри учреждения или организации (формальных и неформальных, горизонтальных и вертикальных).

Основными здесь являются служебная этика руководителя, его моральные принципы и нравственные качества, этические стороны исполнительной дисциплины.

Служебный же этикет – это нечто иное.

Как и этикет в частной жизни он заключает в себе прежде всего совокупность правил поведения, регулирующих взаимоотношения людей в процессе их общения.

Это внешние формы проявления культуры человека, правил и норм приличия, различных форм вежливости, корректности, трансформирующихся в сфере служебных отношений в соблюдение служебных норм, норм и правил делового этикета (таких как этикет деловых встреч и переговоров, культура делового спора, административный речевой этикет, этикет телефонных переговоров и т.д.).

В отличие от этики (в ее собственном значении), представляющей собой систему мотивации поведения и создающей внутренние основания для поступка, требования этикета, хотя и выражают в конечном счете содержание тех или иных принципов нравственности, имеют характер более или менее строго регламентированного церемониала, ритуала.

Объект этики ГиМС - персонал государственной и муниципальной службы и государственная и муниципальная служба в целом как отдельная сфера профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления.

Предметом этики ГиМС являются моральные нормы, принципы и идеалы, которыми должны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей профессиональной деятельности; основная направленность их нравственного сознания; моральные коллизии в государственном аппарате.

Цель этики ГиМС заключается в научном определении и обосновании нравственных основ деятельности государственных и муниципальных служащих с учетом специфики их профессиональной служебной деятельности.

В соответствии с этим формулируются основные задачи административной этики. К ним обычно относят:

· а) выявление сущности, роли и места морали в системе государственно-управленческих отношений, анализ морального состояния персонала государственной и муниципальной службы в целом;

· б) научное обоснование и раскрытие содержания моральных требований и идеалов, принципов и нравственных норм, присущих системе государственного и муниципального управления;

· в) анализ наиболее типичных для аппарата государственного и муниципального управления нравственных ситуаций, конфликтов и обоснование эффективных способов их преодоления;

· г) преодоление отрыва этики от тех процессов, которые характеризуют общее состояние нравственности в стране и в государственных и муниципальных структурах управления.

К основным функциям этики ГиМС обычно относят:

· • регулятивную, направленную на создание благоприятного морального климата на государственной и муниципальной службе и повышение ее социальной эффективности;

· • ценностно-ориентировочную, призванную обеспечить знание государственными и муниципальными служащими моральных приоритетов, нравственных требований и норм своей профессиональной служебной деятельности;

· • воспитательную, направленную на формирование нравственных качеств и повышение нравственного уровня государственных и муниципальных служащих, мотивацию их этического поведения.

Среди основных проблем, разрабатываемых административной этикой, следует выделить;

· • проблему ответственности и подотчетности государстенных служащих;

· • проблему общественных интересов;

· • проблему конфликтов интересов;

· • проблему коррупции и борьбы с ней;

· • проблему бюрократизма, карьеризма, протекционизма;

· • проблему регулирования лоббистской деятельности;

· • этику принятия и реализации решений в государственном управлении.

С учетом особенностей переживаемого Россией периода насущной задачей является разработка практических рекомендаций по совершенствованию морального регулирования административной деятельности и внутриаппаратных отношений в органах государственной и муниципальной власти.

Как считают специалисты, такие рекомендации очень важны для создания более благоприятных условий проводимых в России демократических преобразований, поскольку могут рассматриваться в качестве одного из важнейших связующих элементов между политикой и моралью вообще.

Особое значение в административной этике придается определению моральных приоритетов, принципов и норм, которыми должны руководствоваться ГиМС в работе.

В административной этике более чем в любом другом виде профессиональной этики очень важным условием является ранжировка нравственных требований к служащим по степени их значимости для конкретного вида деятельности в рамках выполнения работниками аппарата государственной и муниципальной власти служебных функций.

На 1-ом месте - нравственный идеал государства. В демократическом, правовом государстве таким идеалом должно стать признание самоценности человеческой жизни, признание и защита прав, свобод и достоинства каждого человека и гражданина.

Такой идеал - мощный мобилизующий фактор, вектор высококачественного и эффективного исполнения государственными и муниципальными служащими служебного долга.

На 2-м месте моральные приоритеты, которыми должны руководствоваться ГиМС в работе:

а) интересы общества и государства;

б) авторитет государственной власти;

в) честное и ответственное служение;

г) защита государственной и иной охраняемой законом тайны.

Моральные приоритеты задают общие ценностные основания ГМС.

Их цель - ориентировать служащих аппарата государственных и муниципальных органов власти на нравственно должное, нравственно ценное, каковым, безусловно, являются общественные интересы, общественное благо.

Моральные принципы -наиболее общие требования, предъявляемые к ГиМС, выражающие сущность нравственных отношений между служащим и государством, служащим и обществом, служащими между собой.

Как и нравственные ценности, моральные принципы в ГМУ не навязываются и в большинстве не декларируются государством, а складываются исторически в соответствии с политической культурой и сознанием нации.

По сути, они выражают интересы общества, его требования к нравственному облику тех, кто от его имени реализует функции публичной власти.

С развитием общества принципы могут обогащаться, наполняться новым содержанием, однако они не должны меняться произвольно в угоду политической конъюнктуре, капризам власти.

Как наиболее общие требования, с помощью которых регулируются отношения в системе власти и управления, принципы административной этики являются своеобразным духовным ориентиром в деятельности ГиМС, служат критерием выбора правил поведения в служебных ситуациях.

Основные этические принципы в системе власти и управления:

лояльность (ко всем ветвям власти, к воле избирателей, к государственным органам и учреждениям, к оппозиции, к гражданам);

законность как строгое соблюдение буквы и духа закона, конституции государства;

добровольное и сознательное ограничение служащими некоторых своих гражданских прав и свобод (для рядовых граждан свобода заключается в том, чтобы «делать все, что не запрещено законом», для ГиМС она должна трактоваться иначе: «делать только то, что разрешено законом»);

добросовестное и ответственное исполнение служебных обязанностей(ответственность перед людьми, обществом и его гражданами);

гуманизм и социальная справедливость (эти основа нравственной оценки деятельности служащих и основной регулятор взаимоотношения служащих как «слуг общества» с гражданами этого общества);

патриотизм и интернационализм.

Данные принципы - сердцевина профессиональной морали служащих в системе ГМУ, обеспечивая его надежность и эффективность. Они включены в этические кодексы ГиМС многих стран и выражают сущность требований к нравственному содержанию деятельности как института ГМС, так и каждого служащего.

Моральные (этические) принципы вытекают из нравственных ценностей ГМС и реализуются через соблюдение соответствующих нравственных норм.

В отличие от принципов и ценностей нормы административной этики имеют характер конкретных предписаний, выступают в качестве содержательной основы процесса формирования у служащих необходимых духовно-нравственных качеств, служат критерием оценки профессиональной пригодности человека к ГиМС.

Основные группы нравственных норм:

а) нормы общечеловеческого характера (честность, скромность, доброжелательность, чуткость и отзывчивость к людям, уважение к личности и т.д.);

б) нормы внутриаппаратного поведения (дисциплинированность, коммуникабельность, умение хранить государственную и служебную тайну, недопущение в поведении угодничества, панибратства, интриг, сплетен);

в) нормы разрешения служебных конфликтов (личная уравновешенность, отсутствие экстремизма, умение находить компромиссы и др.).

Эти нормы и принципы не действуют автоматически. Они не действуют, если для их реализации не прилагаются усилия и не создаются необходимые для этого условия. Чтобы поведение служащих отвечало принятым этическим нормам и стандартам, необходима мотивация действий и поступков ГМС, нужны меры как правового, так и воспитательно-нравственного воздействия. Основным средством регулирования поведения служащих является внутренний и внешний контроль.

В качестве внешнего контроля обычно выступают:

• законодательство по этике ГМС;

• этические кодексы; регулирующие правила и инструкции;

• отлаженный механизм подотчетности служащих;

• система контроля и ответственности.

Средства внешнего контроля это «рамочные условия».

Они устанавливают, что не должен делать служащий ни при каких обстоятельствах. С их помощью ставят барьеры для неэтичного поведения служащих, определяются границы их деятельности на основе этических стандартов и принципов, нарушение которых влечет за собой правовую, административную и моральную ответственность, негативные санкции. Это «моральный минимум».

Он обязан соблюдаться государственным и муниципальным служащим при любых условиях.

В отличие от внешнего контроля внутренний контроль основан на моральных убеждениях и нравственных ориентациях самого государственного и муниципального чиновника, на определенных ценностях и нормах и зависит от культурного и нравственного уровня развития служащего. Он включает в себя такие составляющие:

• этические ценности и убеждения;

• поведенческие ориентации;

• этические аспекты принятия решений.

В сравнении с внешним контролем средства внутреннего контроля составляют своего рода «моральный максимум», устанавливающий идеальный этический профиль служащего и позволяющий выбирать наиболее желательные модели поведения, исходя из принятых этических стандартов. Особенно важен внутренний контроль в ситуациях выбора и принятия решений.

Практики, изучающие ГМУ, считают, что совокупность факторов внутреннего и внешнего контроля обеспечивает реальную возможность для регулирования поведения работника, воздействуя на различные стороны его деятельности и тем самым управляя его этическим поведением.

В ряде западных странах реализация этих факторов способствовала созданию целостной «этической инфраструктуры» в системе власти и управления. В России необходимость осуществления таких мер особенно актуальна в связи с дефицитом морали в государственной политике. Большинство специалистов, считает, что основная проблема – неумение создать систему, которая обеспечивала бы этическое развитие и поддержание должного морально-психологического климата в органах государственной и муниципальной власти, в среде ГиМС.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!