Артур Шопенгауэр - счастья можно достичь через отказ от желаний, через сострадание к другим людям.



Теоретико-методологические основы этики государственной и муниципальной службы

Этика государственной и муниципальной службы как научная дисциплина: объект, предмет, цель, задачи

Этика как философская наука, история ее становления и развития

Понятие «этика» имеет греческое происхождение (ethika).

Оно, в свою очередь, образованно от слова ethos, что в переводе обозначает «нрав», «обычай», «правило».

Этикой древние греки называли науку о нравах, обычаях, правилах поведения людей в обществе, которые, выражали духовные ценности, созданные и принятые обществом.

На постулатах этой науки основывалось долженствование — совокупность требований, определяющих должное поведение членов общества в той или иной ситуации.

Для того чтобы избежать терминологической тавтологии в определении предмета этики как науки об этосе, понятие «этос» было заменено иным по произношению, но идентичным по содержанию понятием «мораль», взятым из латинского языка (лат. moralitas от moralis).

Определение этики за счет этой процедуры приобрело следующую простую и тем не менее верную по содержанию форму:

Этика — это наука, предметом изучения которой является мораль.

Этика – это кодекс поведения        

Этика является одной из философских дисциплин.

Главной задачей этики как философской дисциплины был и остается поиск ответа на вопрос: «Как надо правильно жить»?

Французский писатель и философ Альберт Камю (1913—1960), размышляя о смысле жизни и смерти, считал, что ответить на этот вопрос — «значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — второстепенно».

 

 

Наиболее тесно этика связана с психологией и с педагогикой.

Общим предметом интереса этики и психологии является поступок человека, а точнее его мотивы.

Практически любой поступок, поведенческий акт является результатом проявления одновременно нравственной позиции человека и его психологических особенностей.

Общим предметом интереса этики и педагогики являются проблемы нравственного воспитания.

Воспитание традиционно является предметом педагогики. Нравственная составляющая воспитания является сферой интереса этики.

Постановка и попытка осмыслить проблемы, которые находятся в компетенции этики, имеют длительную предысторию, которая формировалась в культурах разных народов.

- "Эпос о Гильгамеше", создание которого началось в 18-17 веках до н.э. (XXII в. до н.э.) в Древнем Шумере.

-Конфуцием (551 - 479 гг. к н.е.), учение которого изложено в сборнике афоризмов "Лунь юй" ("Беседы и произношения") составленной его учениками.

- буддийская каноническая книга "Сутта-Нипата").

Самым древним из сохранившихся письменных источников, в котором довольно обстоятельно излагаются размышлений мыслителей тех времен о добре и зле, о нравственных качествах, присущих человеку, являются поэмы древнегреческого поэта Гомера (VIII в. до н. э.) «Илиада» и «Одиссея».

Семь мудрецов, Гомер

Значительное внимание этическим вопросам уделяли в своих работах древнегреческие философы VIII—V вв. до н. э. Особенно это внимание проявляется в трудах Сократа (470—399 до н. э.) и Платона (428— 348 до н. э.).

Оформление этики как научной дисциплины осуществил древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Именно он впервые ввел в научный оборот понятие «этика» для обозначения совокупности добродетелей человека и знаний о них.

Развитие этики успешно продолжили такие философы, как Эпикур (341—270 гг. до н. э), Сенека (5—56 гг. н. э), Эпиктет (50—140), Марк Аврелий (121—180).

 

В развитие средневековой этики значительный вклад внесли такие крупные авторитеты в философии, как Августин Блаженный (354— 430) и Фома Аквинский (1225—1274).

В основе их философско-нравственных размышлений лежит толкование текстов Священного писания — Библии. Все их моральные поучения сводятся к указанию путей, которыми можно достичь небесного царства.

Этические учения эпохи Возрождения связаны прежде всего с идеями гуманизма, которые нашли свое наиболее полное отражение в работах итальянских гуманистов Лоренцо Вала (1407—1457) и Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494).

Особое место среди этических учений этой эпохи занимает учение Никколо Макиавелли (1469—1527). В своей работе «Государь» он как никто другой до него глубоко исследовал проблему соотношения морали и политики.

Крупным авторитетом в этической мысли периода позднего Возрождения и Реформации является французский философ Мишель де Мон- тень (1533—1592).

Главным научным трудом Монтеня стала его книга «Опыты», в которой внимание автора сосредоточено на нравственных аспектах жизни человека.

Крупнейшими философами Нового времени, оказавшими большое воздействие на развитие этического знания, являются английский философ-материалист Томас Гоббс (1588—1679), нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632—1677).

Развитие этики в Европе XVIII в. связано с работами таких выдающихся мыслителей того времени, как французский философ Жан-Жак Руссо (1712—1778) и немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804).

Важным положением учения Руссо является его утверждение в том, что нравственное зло в обществе порождено социальным неравенством, обусловленным частной собственностью. В связи с этим он фактически первым в европейской науке теоретически обосновывал право народных масс на революцию.

Мораль по Канту есть область должного, которое в сфере нравственности должно иметь всеобщий характер. В связи с этим одна из центральных категорий этики Канта получила название «категорический императив», что обозначает «безусловное повеление».

Этика XIX в. своим развитием обязана, прежде всего, немецким философам: идеалисту Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю (1770— 1831) и материалисту Людвигу Андреасу Фейербаху (1804—1872).

По мнению Гегеля, современная ему и неудовлетворяющая его мораль — результат жизни общества, разделенного на бедных и богатых. Из учения Гегеля следовало, что в будущем эта мораль должна уступить место новой исторической форме нравственности, которая по существу окажется слитой с государственным законом и нравственным долгом человека.

Людвиг Фейербах как материалист был оппонентом Гегеля.

Фейербах отвергает божественное происхождение морали, доказывая, что она есть продукт развития общественных отношений. Он призывает служить не Богу, а другим людям, формируя между ними отношения взаимной любви. Потребность людей друг в друге, взаимное пожелание счастья сплачивают индивидов, приводят их к всеобщей дружбе и к коллективизму. Настоящий коллективизм, по мнению Фейербаха, возможен только в условиях коммунизма.

Артур Шопенгауэр - счастья можно достичь через отказ от желаний, через сострадание к другим людям.

Фридрих Ницше мечтает о появлении сверхчеловека, который сможет установить действительно истинную справедливость, под которой он понимал справедливость силы, ибо «уравнительная справедливость» уничтожает творческие побуждения потенциально сильных людей, лишает их желания совершенствовать этот мир, а народные массы к творчеству не способны. Таким образом, этическая концепция Ницше глубоко элитарна.

История развития этики XIX в. будет, несомненно, неполной, если не обратиться к русской этической мысли этого периода, наиболее ярко представленной в творчестве Федора Михайловича Достоевского (1821—1881) и Льва Николаевича Толстого (1828—1910).

Достоевский пытается найти ответ на вопросы: каков есть действительный человек; каковы причины того, что в человеческой душе так много места отведено эгоизму, аморализму, безудержной агрессивной страсти?

В то же время Достоевский видит и ценит светлое, «божеское» начало в человеке, которое, по его мнению, глубоко укоренено во всякой личности. Человеческая душа выступает у писателя как арена борьбы, арена диалектического сплетения добра и зла, Бога и «бесов».

Л. Н. Толстой к философско-этическим проблемам обратился в связи с поиском ответа на волновавший его вопрос: в чем смысл жизни? Этому вопросу прямо посвящены его работы «Исповедь» и «В чем моя вера?» Решая вопрос о смысле жизни, Л. Н. Толстой выходит на проблему взаимной человеческой любви.

Особо следует сказать о вкладе в разработку проблем морали и соответственно этики целой плеяды выдающихся русских религиозных философов, в числе которых, прежде всего, следует назвать таких светил разума и нравственности как Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900), Николай Александрович Бердяев (187-1—1948), Василий Васильевич Розанов (1856—1919), Павел Александрович Флоренский (1882—1937), Лев Исаакович Шестов (1866—1938), Семен Людвигович Франк (1877— 1950), Сергей Александрович Булгаков (1871—1944), Лев Платонович Карсавин (1882—1952), Николай Онуфриевич Лосский (1870—1965).

В этике XIX в. значительный след оставила марксистская концепция, представленная работами выдающихся немецких мыслителей Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895).

С точки зрения марксизма, моральное зло — это продукт социального зла, который исторически возникает и проявляется в связи с возникновением частной собственности на средства производства.

Заметный след в развитии этической мысли XX в. оставили также французский мыслитель Жан-Поль Сартр (1905—1980), выдающийся представитель психоанализа немецко-американский философ Эрих Фромм (1900—1980), немецкий лютеранский пастор Дитрих Бонхеффер (1906—1945), немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875—1965).

В СССР наиболее известными научными центрами, которые занимались изучением проблем этики, являлись сектор этики Института философии Академии наук СССР и кафедра этики факультета философии МГУ им. Ломоносова (С. Ф. Анисимов, Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, О. В. Дробницкий, А. И. Титаренко и др.). Эти же структуры успешно функционируют и в постсоветской России.

С 1973 г. в СССР, существовавшим тогда всесоюзным обществом и издательством «Знание» издавалась ежемесячная подписная научно- популярная серия «Этика». В ней публиковались работы как по истории этики, так и по ее актуальным текущим проблемам.

В настоящее время исследования в области этики продолжаются.

В нашей стране и за рубежом по проблемам этики проводятся конференции, издаются монографии, публикуются научные статьи в журналах.

Много проблем перед этикой поставил научно-технический прогресс и особенно в таких областях, как, например, биоэтика (генная инженерия, в частности, проблемы клонирования), медицинская этика (проблемы трансплантации и др.), создание искусственного интеллекта, экологическая этика (определение границ допустимого технологического воздействия человечества на природную среду.

 

 

Административная этика

 

Хотя мораль тесно связана с ценностями, не все ценности в жизни людей имеют этическую окраску. В связи с этим возникает непростой вопрос: как отличить этику от ценностей (в широком их толковании)? Некоторые авторы предлагают использовать для этого различие в понятиях "правильно" и "хорошо". С этой точки зрения, справедливость и честность – этические категории, так как по сути своей связаны с тем, что правильно.

Неоднозначным является и само понятие "этического поведения" в государственном аппарате, что обусловлено давним спором о том, могут ли нравственность общества и отдельного человека базироваться на одних и тех же основаниях.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!